Национализм. Взгляд со стороны (Часть 3)

Большинство ученых утверждают, что национализм впервые возник в эпоху Французской революции. В своих ранних проявлениях он, как правило, был связан с республиканизмом и, следовательно, враждебен аристократии и “старому режиму”. Позже в разных странах он принимал самые разные формы. В первой половине 20-го века национализм стал ассоциироваться с фашизмом, хотя он продолжал мотивировать демократические страны, борющиеся против нацистского господства в Европе. В период холодной войны национализм часто восхвалялся как полезный настрой для стран, стремящихся сбросить иго западного колониализма. После окончания холодной войны национализм считался виновником ужасных этнических чисток и гражданской войны в бывшей Югославии. В то же время, однако, национализм был ключевым источником гражданского пробуждения, которое привело к распаду Советского Союза. По словам грузинского политолога Гии Нодия, в бывшем СССР “все настоящие демократические движения (кроме собственно российского) были националистическими».

Учитывая многоликие формы национализма, трудно делать обобщения по этому поводу. Однако несомненно, что национализм украинского образца, который мы наблюдаем сегодня, не только совместим с либеральной демократией, но и активно поддерживает ее. Чтобы преуспеть, либеральные демократии должны пользоваться поддержкой и даже преданностью своих граждан, особенно во время кризиса. Хотя некоторые видные политологи утверждают, что демократия укрепляется благодаря глобальному распространению “постматериалистических ценностей” (самовыражение, автономия, гендерное равенство, экологизм и т.п.), украинцы демонстрируют, что она также требует другого набора ценностей – бескорыстия, приверженности общему благу, самоограничения и мужества. Эти старомодные добродетели могут мощно поощряться национализмом.

Все это не означает отрицания ужасных опасностей, которые сопровождают более злокачественные формы национализма. Одной из таких разновидностей является национализм Владимира Путина. Путин является наследником нескольких из множества конкурирующих и конфликтующих направлений русского национализма – панславянского, советского и неоевразийского, отстаиваемого Александром Дугиным. Но ни одно из этих направлений, ни их сплав, который, похоже, создал Путин, не является благотворным или демократическим: Путинский национализм был использован для оправдания неспровоцированного вторжения в Украину и варварской тактики убийства мирных жителей.

После вторжения трудно найти на Западе голоса в защиту Путина, хотя несколько американских консерваторов ранее аплодировали его защите “традиционных ценностей”. В последние несколько лет среди американских правых все чаще возникают дебаты о национализме, толчком к которым послужила публикация в 2018 году книги израильского политолога Йорама Хазони “Добродетель национализма”. Совсем недавно Хазони сыграл важную роль в основании национального консервативного движения и занимает пост председателя его головной организации, Фонда Эдмунда Берка.

На сайте национальных консерваторов эта группа описывается как “движение общественных деятелей, журналистов, ученых и студентов, которые понимают, что прошлое и будущее консерватизма неразрывно связаны с идеей нации, принципом национальной независимости и возрождением уникальных национальных традиций, которые одни способны связать народ воедино и привести к его процветанию”. Главным направлением их деятельности, по-видимому, является организация крупных ежегодных конференций. Хотя почти все они являются консерваторами того или иного направления, неясно, что их объединяет, кроме желтушного взгляда на то, что они называют «глобализмом”.

Я с пониманием отношусь к критике глобализма. Я уже утверждал, что хотя американцы благосклонно относятся к международному сотрудничеству, они справедливо враждебны к “к системе всемирного или глобального правления, которое обходит или пытается вытеснить их конституционный порядок”. Именно глубокая привязанность американцев к конституционной демократии является источником их сопротивления глобализму. Однако в случае с национал-консерваторами иногда трудно сказать, насколько твердо они привержены демократии. Их превознесение авторитарного и дружественного Путину премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который был основным докладчиком на их конференции 2020 года в Риме, безусловно, дает основания для сомнений.

Российско-украинская война станет для национал-консерваторов лакмусовым тестом. Она заставит их решить, какую версию национализма они хотят принять – демократический национализм Владимира Зеленского или злобный и агрессивный национализм Владимира Путина. Хотя их критика глобализма и Европейского Союза не лишена оснований, хочется надеяться, что национальные консерваторы осознают, что реальная угроза Америке и либеральной демократии исходит не от Брюсселя, а от Москвы, Пекина, Тегерана и их партнеров по оси автократии.

***

Как видно из текста, расстояние таки вносит некоторые неточности, неизбежные для любого стороннего наблюдателя. Оно и понятно, ведь в описании военных действий в Украине им в голову не приходит описывать отдельно Украину, армию и янелоха. Они даже не представляют себе того объема деструктивных действий, совершенных как им самим, так и его зеленой братвой. Думаю, что если бы они узнали о том, сколько и какой зелени смылось из страны во время войны, а сколько – переметнулось в стан врага, они бы намного более аккуратно использовали янелоха в качестве символа. Но в данном случае, им это простительно, поскольку даже у нас, в самой Украине, эти вещи доходят отнюдь не до всех. Так что критика этой части материала – напрасна изначально.

50 Comments on "Национализм. Взгляд со стороны (Часть 3)"

  1. Віктор | 04.05.2022 at 09:42 |

    Нормально і правильно різні речі називати різними словами. У раші та в Україні речі таки різні. У них – нацизм, у нас – націоналізм.
    Так що, Марк Ф. Платтнер ці поняття не розрізняє?

    • El Titano | 04.05.2022 at 09:56 |

      Як раз таки розрізняє. Власно, він про це каже неодноразово прямим текстом, наприклад: “Российско-украинская война станет для национал-консерваторов лакмусовым тестом. Она заставит их решить, какую версию национализма они хотят принять – демократический национализм Владимира Зеленского или злобный и агрессивный национализм Владимира Путина.”

      Інша справа, що Зеленський вочевидь тяжіє до авторитаризму. Звичайно, він не Путін, але шкоди українській демократії та тому, що Платтнер називає “українським демократичним націоналізмом”, він може завдати великої. Тому маємо бути пильними. Дуже не хотілося б, щоби, перемігши Росію, ми самі не перетворилися на будь-що подібне до неї, тільки під синьо-жовтим прапором.

      • Віктор | 04.05.2022 at 10:12 |

        Якщо він розрізняє – що йому заважало назвати путінське відповідним словом – “нацизм” і не ліпити фігню про “версії націоналізму”?
        З таким же успіхом можна говорити про яйце і курку як про версії яйця чи версії курки. 🙂

      • Valeriy | 04.05.2022 at 15:12 |

        El Titano | 4 Травня, 2022 at 09:56 |
        “они хотят принять – демократический национализм Владимира Зеленского или злобный и агрессивный национализм Владимира Путина.”
        Так,так похоже песню про “Батько наш Бандера” необходимо переписывать срочно в “Папка наш Зеленский ” и айда вместе на шашлычки…Попури,честное слово,в стиле дискотеки 80х.

  2. Укроп | 04.05.2022 at 11:02 |

    Хорошо Автор сказал о проблеме когда человек, может даже неосознаваемо для себя, ломается и начинает заражать окружающих своим зрадофильством. “Волшебная оплеуха” от нормальных окружающих иногда помогает осознать что ты стал “своей противоположностью”. Ну то такэ… Вот мучит одна проблема и не знаю как это будет решаться. Зрадофильства нет, понимаю что она будет обязательно решена, вот только вопрос “как”? Я о том, кто сейчас находится “в самом высоком кресле”. Его популярность в мире растет как на дрожжах потому что они не понимают что этот человек собой представляет, а создавать картинку артист умеет, профессия такая… И что с этим делать? Надеяться что “война переплавит”? В принципе, это возможно, стресс колоссальный и человек может измениться конечно, но наличие во власти Ермака и вполне себе благополучно живущий персонаж с неопрятной бородой и под вниманием американской Фемиды, о чем говорит, кроме того, что Зе глубоко плевать на всех. Он чувствует себя неприкасаемым потому что “коней на переправе…” и в значительной степени прав… Не сочтите это за слом и зрадофильство, просто раздумья как нам после войны выходить из ситуации, когда “маршалом победы” станет человек, не очень то и достойный этого звания…

    • Vadym Kuzmenko | 04.05.2022 at 11:07 |

      Это “коней на переправе не меняют”.
      Но ведь ничего не сказано про ослов!

      • Укроп | 04.05.2022 at 11:16 |

        Но в мире то его считают “конем”! И в упор не поймут если мы потребуем его на цугундер, а там есть за что! 28 раз проигнорированные предупреждения Байдена о неизбежности войны, а теперь визги “почему вы нам не даете оружия еще больше?” И Крымский перешеек “жжет”… Херсон мог бы быть свободным, не было бы пусть и временного коридора к Донбассу, не шла бы вода в Крым… Кто за это должен отвечать? Все еще Порох? Уже не смешно… Он враг, пытавшийся продать Украину, ему это не дали, сейчас вынужденно играет “правильного”, но поменялась ли суть? Думаю что нет. Осталась только хитрость и, надеюсь, она не позволит ему “сделать ставку на тонущий Титаник” чтобы не утащил за собой. Но вот сейчас шумная отставка? Американцы отлично знают что собой представляет персонаж, надеюсь, ему в руки хоть денег не будут напрямую давать на восстановление страны, иначе нынешние соискатели первых мест в списке “Форбс” будут нервно смотреть на нового триллионера на первом месте в списке. А мы, в смысле страна, будем в руинах еще долго после этого финта.

        • Eugen moderator | 04.05.2022 at 12:50 |

          Остается надеяться, что причисление персонажа к коням ест явление временное, кризисным состоянием мозга коллективного Запада обусловленное.
          Обратите внимание, если можно было руководству такой страны, как Германия, блеять, простите о каких-то особых отношениях с откровенными негодяями, негодяями, по уши испачканными кровью тысяч людей, никакой опасности для них не представлявших, то восхваление Президента страны, сопротивляющейся многократно превосходящим силам агрессора, кто бы им ни был, и какие бы хвосты за ним не тянулись, вполне допустимо.
          Допустимо прежде всего для объединения многих в борьбе против по настоящему глобальной угрозы.
          А начни сейчас ковыряться в грязных носках и других частях одежды означеного персонажа, согласитесь, именно агрессор оказался бы в достаточно солидном выигрыше. Если вообще не получил бы желаемого. Причем, как сейчас уже всем абсолютно понятно, со вполне мрачными перспективами для континента, как миниммум. С учетом же пристального внимания Китая к результатам рассеянских потуг, Европейским континентом неприятности бы не ограничились.
          Другое дело, что когда, благодаря общим усилиям мирового цивилизованного сообщества эти варвары, называющие себя русскими, будут загнаны в клетку и заперты надежными замками, тогда необходимо будет вспомнить все, что привело мир к нынешнему кошмару. Все и всех, прилагавших как руки, так и иные части тела своего, способствуя именно такому развитию событий.
          И вот тогда должно будет отбросить пацифизм и гуманизм по отношению к упомянутым, ко всем, так, или иначе им способствовавшим, равно как и тем, кто мог воспрепятствовать, но не сделал этого.
          Потому как в нынешнее время, когда технологии и оборудование, позволяющее кратно уничтожить все живое и полуживое на планете, оказываются в руках не просто шизофреников или людей с патологией психики, а в руках деформированных антигуманными, мифологизированными идеологиями, компромиссы, хоть отдаленно напоминающие те, что случились после ВМВ смертельно опасны. Глобально.

          • Укроп | 04.05.2022 at 13:51 |

            А начни сейчас ковыряться в грязных носках и других частях одежды означеного персонажа…
            ===
            Совершенно согласен! И пример перед глазами – человек, “наступавший ему на пятки по рейтингам”, а скорее всего в реальности давно уже превзошел, “ушел в тень” чтобы не вносить раздрай в политикум и скромно тянет свою лямку, помогая ВСУ материально, а стране информационно, давая многочисленные интервью в западных СМИ (внутри у нас это почти бессмысленно, кто хотел, тот все и так уже понял). А если бы начал соревноваться, то это дало бы пользу врагу. Поэтому скорее всего все идет наиболее правильным в данных обстоятельствах путем и единение нации вокруг символа, даже если он и не совсем того достоит – оправдано. И пример Германии – очень показателен, честно говоря, не ожидал от них, что то значит “капля камень точит”, сработало… Хотелось бы чтобы якобы наступившее у персонажа прозрение было искренним, но тут оптимизм подводит таки 🙂 Или мы нифига не понимаем в ситуации и Ермак не “агент Козырь”, а порядочнейший человек, “работавший под прикрытием” 🙂 , или таки персонаж аж нисколько не прозрел и вполне сознательно терпит в своем окружении агента врага. Скорее – второе, но было бы конечно чудесно, если “первое”, но уже говорил, оптимизма не хватает так думать, это уже не оптимизм, а дурость будет 🙂 Но на нашей стороне объективные обстоятельства – мы делаемся сильнее, а враг слабее и всяким “ермакам” самое время забыть кому они там служили и принять новую более выгодную для них реальность. Пока на словах Зе все делает весьма неплохо, ошибки есть, но у кого их нет, а так – все вполне нормально. Может “маска прирастет к лицу” со временем да и человеком станет? Во всяком случае, хотелось бы… Пример “вылюдневшей Германии” очень показателен, Вы правы, война очень жестко вправляет мозги…

          • Valeriy | 04.05.2022 at 15:49 |

            Сейчас Мы видели и продолжаем наблюдать большую политику в исполнении гроссмейстреров ,придёт время хотелось бы прочитать мемуары Порошенко,без сомнений там будет что прочитать, и как отдавали выборы в руки Зе и Ко,и как уже тогда было точно известно о предстоящей большой войне,её просто не могло не быть и что бы Вы сделали на его месте??,он отходит в сторону и даёт возможность принять весь негатив,жертвы,страдания на плечи того кто решился погреть руки в это не простое время.Что сказать за народ ,он выбрал свою участь-прохождение воды ,огня и медных труб. Сейчас стадия огня,так что набирайтесь терпение,впереди -трубы,такова эта грёбаная политика ,ценой которую платят украинцы будет оплачен билет в высшую лигу и достойное уважения место под солнцем,быть может о этом солнце и говорил -Джохар Дудаев.

          • Valeriy | 04.05.2022 at 16:54 |

            Ошибся,впереди ещё вода и медные трубы,есть ли разница?,да-есть.

  3. Eugen moderator | 04.05.2022 at 12:23 |

    Понятно, что а советские времена слово национализм имело для законопослушного человека вполне определенный смысл. Мало того, в наши юные мозги преступная сущность, этим словом определяемая была впечатана самым жестким образом.
    Но это ж в совдепии, стране, где уродливая и антигуманная деформированность сознания была поощряемой государством нормой жизни.
    Но, когда я читаю серьезные размышления о вреде, или пользе национализма экспертов, или претендующих на звание таковых, из стран, опыта жизни при совдепии не имеющих и жутким наследием коммунобольшевицкого правления не обремененных честно говоря, удивляюсь.
    Получается, что, при всей цивилизованности и образованности (?!?!) ученого люду на Западе, бредятина, которую несли коммунисты, и продолжают исторгать их наследники в эрэфии, воспринимается не как собстввенно бредятина, а как нечто, достойное исследования.
    Получается, что необольшевички путинские таки добиваются того, чтобы их воспринимали, как нечто исследования достойное.
    А более всего, так удивляет появление подобных штудий после того, что стали известны не только ужасающие подробности деяний этих самых коммунаров в прошлом, но и леденящие кровь подробности пребывания “антифашистонацистов” в Буче, Гостомеле, практически везде, куда сумела доползти их смердящая армия. Не только в Украине, следует отметить.
    Присутствующая же в материале формулировка о наличии выбора меду национализмом Зеленского и национализмом путина, мне кажется,должна устранить желание читать дальше у человека, хоть поверхностно знакомого с тем, что такое есть национализм сам по себе, и вообще, что такое нация, и ее объединяющий людей потенциал, известный едва ли не от сотворения мира.
    А так получается, что, вбрасывая ля обсуждения такую достаточно задеващую многих, но, по сути достаточно абстрактную, тему для диспута, в данном случае эрэфийцы успешно заменяют ею те идеи и деяния того же путина и его банды, которые уже привели к невообразимым жертвам. Причем убили людей, которые, по большей части не то, что были противниками, а даже симпатиками страны, которая их и убила. Парадокс, однако, или как?
    Конечно, тема национализма уже давно есть сладкая булочка для многочисленных толп недобросовестных демагогов.
    Полагаю, что сегодня в связи с эрэфией подымать ее просто неприлично, что ли…
    Извините за может быть излишнюю категоричность.

    • Санто | 04.05.2022 at 12:56 |

      Якраз хотів подібне написати. Автор (американський) робить одну основоположну помилку, а саме – А якої нації путінський націоналізм: татарів, бурятів, дагестанців? Захід не розуміє, що запарєбриком немає нації. Також, отруєний радянським прочитаням “українського буржуазного націоналізму” захід не розуміє, що український наіоналізм зараз має одну мету – “від’їбіться від нас”. Україна не прагне звищитися чи запанувати над кимось – вона лише прагне “запанувати у своїй сторонці”, за що зараз багато її синів і дочок кладуть душу й тіло. Такий само націоналізм поляків чомусь ніяких питань на заході не викликає! Якщо у когось на ЛО є можливість перекласти слова українського гімну англійською і переслати автору (американцю), це б позбавило нас в майбутньому від читання подібного “аналізу калу”, продукованого рашистськими ідеологами…

      • Eugen moderator | 04.05.2022 at 13:15 |

        Якби ж то були рашистські ідеологи, то воно було б простіше.
        Нажаль, є забагато тих, хто не обтяжуючи себе ретельним вивченням, не кажучи вже дослідженням, теми, створює науковидні балачки, що, завдяки публікаціям в досить знаних медіа, добряче заважають всім іншим адекватно сприймати дійсність.

    • Алексей Ш | 05.05.2022 at 18:00 |

      “Получается, что необольшевички путинские таки добиваются того, чтобы их воспринимали, как нечто исследования достойное.”

      А это, етить-его, ПРИНЦИП гуманного “экзистенциализьма”: “Мнение КАЖДОГО человека достойно уважения”.

      А гуманный “экзистенциализьм” там, на условном западе, был вытащен из кладовки, когда надо было найти идеологическую замену “модернизму”, который привел, в конце концов, к национал-социализьму и совку, рассматривавших человека исключительно как функцию (винтик системы).
      И таки-да обдолбанный наркоман негр, ни одного дня в своей жизни не проработавший и промышляющий на жизнь в лучшем случае попрошайничеством, это тоже человек, и к его мнению тоже надо прислушаться… И эмигрант, который считает, что женщин без паранджи можно насиловать прямо на улицах – это тоже человек. И… Продолжая этот список гуманизма постепенно дойдем до убийц развязавших войну в Украине.
      Так что вы абсолютно правы необольшевички путинские паразитируют на этом принципе вовсю.

      И да, этот подход основательно вбивался в демократические мозги на протяжении уже 70 лет. И этот подход одно из проявлений сегодняшнего цивилизационного кризиса.

      • Andriy Moderator | 05.05.2022 at 19:14 |

        Вся мораль и все законы ВСЕГДА базировались на представлениях большинства. Если большинство считает, что нужно есть людей, то и законы с моралью будут таковы.
        И никакой это не “ПРИНЦИП гуманного “экзистенциализьма””

        • Алексей Ш | 06.05.2022 at 08:53 |

          Andriy Moderator | 5 Травня, 2022 at 19:14

          “И никакой это не “ПРИНЦИП гуманного “экзистенциализьма””. ”

          Уважаемый пан Андрей!
          Я, честно говоря, не до конца понял суть ваших возражений.

          На мой взгляд, западный принцип гуманного отношения ко взглядам ЛЮБОГО человека, выросший из учения экзистенциализма после Второй мировой войны, во всю эксплуатировался орками мацковии, для оправдания их собственного мацковского людоедства в глазах “запада”.

          С чем вы не согласны?

          • Andriy Moderator | 06.05.2022 at 08:55 |

            Я пытаюсь объяснить что именно этот самый принцип (когда учитывалось мнение самых последних бомжей) работал тысячелетиями. А сейчас ему придумали модное название.

        • Алексей Ш | 06.05.2022 at 15:39 |

          Andriy Moderator | 6 Травня, 2022 at 08:55 |

          “Я пытаюсь объяснить что именно этот самый принцип (когда учитывалось мнение самых последних бомжей) работал тысячелетиями.”

          Категорически НЕТ.
          Мнением даже зажиточного трудового/торгового люда (3-е сословие) не особо интересовались до эпохи Великой французской.
          Женщинам право голосовать когда дали? А отдельные туалеты для цветных в США когда перестали строить? А к преступникам гуманизм когда проявлять начали? А людей нетрадиционной сексуальной ориентации когда перестали химически кастрировать?

          Нет, чисто теоретически, можно, конечно, проповеди Христа вспомнить, и идеи энциклопедистов о всеобщем равенстве подтянуть (вы, кстати, “Город Солнца”, к примеру, давно перечитывали?).
          Но вот строить на них какие-либо концепции в отрыве от реальной истории, лично я бы счел неразумным.

          Не сочтите, за придирки, уважаемый пан Андрей, но позвольте поинтересоваться на основе каких исторических данных вы свой вывод сделали?

          • Andriy Moderator | 06.05.2022 at 16:55 |

            Еще раз, задайте себе вопрос – откуда взялась мораль? Как появились законы? И не на 100-200 лет назад смотрите, а начинайте с самого начала.

        • Алексей Ш | 06.05.2022 at 21:19 |

          Andriy Moderator | 6 Травня, 2022 at 16:55 |
          “Еще раз, задайте себе вопрос – откуда взялась мораль? Как появились законы? И не на 100-200 лет назад смотрите, а начинайте с самого начала.”
          Ну и откуда взялась мораль? и как появились законы законы?
          Законы появились с появлением государства, когда в целях унификации управления понадобилось унифицировать неподъемную массу разнообразных местных традиций. Самые первые дошедшие до нас законы принадлежат Хаммурапи. Хоть о каком-то равноправии в них идет речь?
          Мораль выросла из той же традиции но оформилась позднее (термин принадлежит Цицерону).

          И что? Вы хотите сказать, что уже тогда к мнению низших слоев кто-то прислушивался? Мнения патриция и плебея весило одинаково?

          Уважаемый пан Андрей! Вы вообще знакомы с эволюцией морали? Вы что же считаете, что сегодняшние представления о морали таким оставались всегда? Вы вообще в курсе, что считалось нормальным у древних римлян, по отношению к рабам? А у высших сословий по отношению к нижним, скажем в том же древнем Риме (более ранние эпохи трогать не будем – там вообще мрак)? А позднее, в средневековье? Когда какие изменения в морали происходили и чем эти изменения были вызваны?

          У меня складывается впечатление, что мы либо говорим о разных вещах, либо на разных языках. Может быть вы чуть более подробно выскажете свой взгляд на вопрос, и мы закончим полемику на этом?

          • Andriy Moderator | 06.05.2022 at 21:53 |

            Ок. Даю подсказку. Мораль – это, как бы поточнее сформулировать, “общепринятые базовые традиции”, невыполнение которых порицается, а выполнение одобряется широкими массами.
            Закон – это обязательная к исполнению мораль, невыполнение которой кроме порицания еще ведет к наказанию.

            Если где-то на островах принято есть людей, то хоть что вы с ними делайте, а есть людей не отучите. Они еще и вас съедят. И единственный способ – сделать так, чтобы они САМИ в массе изменили свой взгляд.

            Можно ли евреев массово, добровольно, заставить есть свинину? А “советских евреев” в тех же самых условиях в том же самом Израиле? А в чем разница?

          • Andriy Moderator | 06.05.2022 at 21:53 |

            Кстати все то же самое касается и коррупции.

        • Алексей Ш | 07.05.2022 at 08:56 |

          Andriy Moderator | 6 Травня, 2022 at 21:53 |
          Уважаемый пан Андрей!
          Я сказал три вещи:
          1. На условном “западе” сложилась после ВМВ мораль уважать любое человеческое мнение. Постепенно это “любое” стало перешагивать границы разумного (способствующего выживанию человечества).
          2. На мацквабаде сложилась традиция (мораль) людоедствовать. (Да собственно со времен средневековья и не уходила далеко). А в последнее время активно пошла деградация и скатывание пошло вообще черти куда.
          3. В последнее время мацквабад, использую традицию “запада” уважать любое человеческое мнение, пытался отстоять “свое суверенное право на людоедство”. В Приденстровье, Беларуси, Чечне, Армении, Казахстане, Грузии… Далее везде.
          Да, без коррупции дело тоже не обошлось – тут вы правы.

          Но я ни слова не говорил о (не)возможности, перевоспитания мацвабадцев. Мы, похоже, спорили о разных вещах :).
          На мой скромный взгляд, перевоспитать взрослых невозможно, но возможно заставить вести себя по правилам (за попытку людоедства бить по рукам). Детей можно попытаться спасти. Но это тема уже очень отдельного разговора.

    • Алексей Ш | 05.05.2022 at 18:15 |

      “Конечно, тема национализма уже давно есть сладкая булочка для многочисленных толп недобросовестных демагогов.”

      Два слова о национализме, то о чем многословно пытался высказаться автор статьи.

      Национализм – это цель достичь процветания своей нации (не путать с национальностью!).

      И фасончиков национализма есть всего два:
      1. За счет ограбления/порабощения/уничтожения других наций.
      Это тоталитарный национализм. Это первый и самый примитивный тип национализма, который появился на земле, подобно тому, как рабство стало самой первой формой государственного строя.

      2. За счет взаимовыгодной координации усилий между нациями, когда они, поддерживая друг друга, идут к совместному успеху.
      Это современный демократический национализм.

      А что третье, то от лукавого. И ф топку фсех демагогов.

  4. Не плохо было бы прочесть книгу Глушко Украинский национализм , ликбез для русских.

  5. То что Украина, Terra Inkognita для интеллектуалов не только Запада, такой и остается, нормально, они не избавятся от этих знаний до смерти, То что украинский национализм тесно переплетен с нашей архаикой, А это военная демократия, анархизм, мягкий консерватизм, не имеет ничего общего с этнической пустыней Московии, а значит там не может быть никаких проявлений народной суверенности! Имперский шовинизм, на государственном, черносотенство и домострой на уровне населения, да и архаика кацапов категорически отличная от нашей, сегодня даже упоротой вате видно, И аберрация расстояния, количество евреев в Украине как минимум преуменьшено на три четверти, и то что они сегодня русские или украинцы по паспорту, результат антисемитских реакций как в империи, так и в совке, хочешь карьеру, фамилия, национальность таки ша! Дыр в тексте с головой, но есть главное, признается за нами отдельность от кацапов, это уже круто,

  6. Элис | 04.05.2022 at 16:43 |

    У автора “смешлись в кучу кони, люди”. Неубедительно.

  7. Evgen moderator | 04.05.2022 at 17:23 |

    Valeriy | 4 Травня, 2022 at 15:49
    ….мы видели……….и как отдавали выборы в руки Зе и Ко,и как уже тогда было точно известно о предстоящей большой войне,её просто не могло не быть и что бы Вы сделали на его месте??,он отходит в сторону и даёт возможность принять весь негатив,жертвы,страдания на плечи того кто решился погреть руки в это не простое время…………………………………………….

    ————————————————————————–

    Отдавали, говорите, видели?
    Позволю себе не согласиться с Вами.
    Следует напрячься и вспомнить годы, тем выборам предшествующие. Только честно и объективно.
    Вспомнить масштабы той агитки, что развернулась против Порошенко даже не в восемнадцатом-девятнадцатом году, а существенно раньше. Вспомнить невообразимое количество всевозможных “схем”, и им подобных вивискивателей микроскопических пылинок даже не в глазу Президента, а на противоположной стороне улицы от его Администрации. С каким упоением когда-то бескомпромиссные борцы с гидрой коммунизма Немецкая Волна и Радио Свобода расписывали нам ввсем ужасы украинской коррупции!
    Как обсасывали в смях тему “липецкой хвабрики”! Да только вопросы Гордона к Порошенко вспомнить уже через едва ли не годы после того, как эта фабрика была не живая и арестована путиноидами.
    А интервью Горбулина, многолетнего главы СНБО, и представлявшего едва лине научную и техническую элиту, когда он в завершение длиннющего сужета в режиме “обо всем” заявил, что Порошенко, конечно, нужен Украине, да вот только не раздал он свое богатство, свою собственность, став Президентом и это не хорошо…?
    Да, кстати, и следует опять же, обратить внимание, как дружненько заткнулись все искатели справедливости и обличители коррупции уже после выборов. В том числе и “схемы”, так бережно опекаемые тем же Радио Свобода….
    И это только в публичной сфере.
    А про невообразимую по масштабам сеть распространителей самых нелепых слухов о Порошенко по базарам, супермаркетам и в транспорте не слышали?
    Не доходили слухи о продаже аккумуляторов на строительство крымского моста, про корабль с золотом в одесском порту и прочее в том же духе?
    Про невообразимое количество зеленых плакатов на всех мыслимых и не мыслимых стенах,досках и пр, тоже забывать не следует.
    Так что, и нам и нашим западным партнерам очень не помешает, как говорится, зажав в кулаке свою гордыню, вспомнить о беспрецедентной по масштабам и затратам кампании, что развернула тогда эрэфия не только в Украине.
    В результате которой, в том числе, и образовался Трамп в роли президента, на минуточку, США.
    Так что вопрос о том, кто кому и почему отдал, в том числе и выборы 2019 в Украине совсем не такой просттенький, как кому-то хочется,
    А что до мемуаров Порошенко, так мне, наверное, тоже не безинтересно будет их почитать. Хотя бы в том плане, чтобы узнать реальную глубину того дна, на которое тв период с 2008 го по 2022 годы опустились, скажем мягко, некоторые лидеры демократического мира.
    Почитайте внимательно материал на ЛО о возврате геополитики. Там интересное место об ошибках в отношении Запада с тоталитарными режимами и с эрэфией в частности….
    Извините за много букв, но так получилось. Не всегда можно просто о достаточно сложном. По большей части, как говаривали, простота хуже воровства…

    • Дякую, я теж задаю собі ці питання. Вражає рівень майстерності, всеохватність, масштаб цієї дезінформації. Яку велику кількість порядних і патріотичних людей втягли

  8. Сергій | 04.05.2022 at 17:31 |

    Демократическиій націоналізм Владіміра зеленского. Тьху, бля!

  9. Valeriy | 04.05.2022 at 18:45 |

    Извините, скорее всего Вы не правильно поняли “отойти”,а я неудачно его применил в данном случае,здесь на ЛО уже не раз говорилось о приёмах айкидо,так вот я думаю,Порошенко всё прекрасно понимал и будучи президентом владел на порядок большей информацией нежели Мы с Вами,и просчитывались все возможные варианты развития ситуации,вполне он мог это делать и не один.На мой взгляд здесь классический приём айкидо и использование силы противника для его же уничтожения,на благо Украины,ДА,вот таким вот “жертвоприношением”и игрой в долгую.Каких целей добивался Он,помните-ЕС, НАТО,ВІРА,АРМІЯ,МОВА,Всё это уже не за горами,а Армия такая что раньше только мечталось,сколько людей изменилось,сколько появилось нечисти людской и на свет вышло,на всеобщее обозрение.Люди с этой войной встали перед зеркалом которое не врёт- https://youtu.be/sODm_HpEtzs,если подзабылось,это даёт возможность увидить -правду о себе,как единице составляющую тот самый – народ.”Наше” Зе уже чуть ли не нацист в глазах заповедника,сплочёный Запад,помагают даже те кто с нами рядом садиться, условно говоря,рядом не хотел.Теперь честно, смотря реальности в глаза,СДЕЛАЛ БЫ ЭТО ВСЁ ПОРОШЕНКО ПОБЕДИВ БЫ ВО ВТОРОЙ РАЗ В ПРЕЗИДЕНСТКОЙ ГОНКЕ,С ТЕМ ,НЕ С ЭТИМ А ИМЕННО С ТЕМ НАРОДОМ И ПРИ ПРОДОЛЖАЮЩЕЙСЯ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ВРАГА???Спорить можно,но правду быть сможем узнать из мемуаров,надеюсь достать с автографом. Надеюсь понятна моя точка зрения.

    • Valeriy | 04.05.2022 at 18:46 |

      Для Evgen moderator | 4 Травня, 2022 at 17:23 |

      • Valeriy | 04.05.2022 at 19:49 |

        “но правду быть сможем узнать из мемуаров,”
        Быть может и раньше,возможно сможет добавить ГЕНА по этой теме,быть может и сам в этом поучаствовал,кто знает?

  10. Мне показалось что сия публикация подтверждает тезис Автора о разных уровнях информационной войны и мы имеем дело именно с таким высокого уровня вбросом – размыванием целостного восприятия информации.
    В приведоенной выше публикации есть очень опасный крючок-ловушка – разграничение национализма на хороший/плохой/путина/непутина и диаметрально противоположные понятия начинают размываться.
    Живя в Америке, я не допускаю мысли, что автор вышеприведенного изделия незнаком с понятием ПАТРИОТИЗМ.
    Он намеренно использует исторически скомрометировавший себя термин и стягивает агрессора и жертву под одно определение.
    В Америке подчеркивается идея патриотизма – то есть любви к родине, свободе и демократическим ценностям независимо от этнического происхождения человека и ПООЩРЯЮТСЯ поддержка национальных традиций, изучение языка,культуры и исповедания религии.
    Не знать это невозможно.
    Я не могу предположить что американец забыл слово ПАТРИОТИЗМ который гораздо точнее – на мой взгляд, поправьте меня,если я неправа, уважаемые украинцы- описывает происходящий в Украине процесс.
    Этносы сплавляются в нацию и это именно та модель, которая лежит в основе Соединенных Штатов Америки.
    Никто не называет национализмом уважение к флагу , гербу и гимну США. Очень часто можно видеть когда возле жилого дома выставлен флаг США и, допустим, Италии или Украины.
    Для этого существует слово и понятие ПАТРИОТИЗМ.
    Почему же в вышеопубликованной статье это слово подменено словом НАЦИОНАЛИЗМ и намеренно спрягается с режимом в стране агрессоре-террористе?

    • Valeriy | 04.05.2022 at 19:20 |

      Совершенно с Вами согласен,заказ отработан на 5 балов.

  11. Владислав | 04.05.2022 at 19:48 |

    За Статутом ЛО ніхто не має права вказувати Авторові чи коментаторам що їм писати, а що ні. Та разом з тим ніхто не примушує нас читати геть усе. Можна щось і пропустити. Всі дописи, перекладені bhagavat das з душком та ще до того й ні про що. Після перших його статей я перестав читати все ним написане. Навіщо марнувати час, який за висловом Сенеки є частинкою нашого життя? Невже його не жаль? Не читав і це творіння, а лише переглянув коментарі і побачив, що обурені всі. То може я маю таки рацію?

    • Valeriy | 04.05.2022 at 19:54 |

      На то і Автор,він знає для чого це розміщається на ЛО.

    • Eugen moderator | 04.05.2022 at 20:09 |

      Приймати участь чи ні, реагувати належни чином, чи ні, стосується всього і всюди.
      Вибираючи не читати ви також робите вибір.
      Але, перш, ніж давати нищівні характеристики певним публіквціям, варто згадати про ье, що пізнання світу процес безкінечний. Скажу так…

      • Владислав | 04.05.2022 at 20:34 |

        Згоден з вами цілком і про пізнання і про право вибору. Я ж нікому нічого не нав’язую, я питаю у громади чи варто марнувати час чи ні. Два десятки обурених коментаторів вихлюпнули емоції, це про щось говорить. Та ви й самі радите майже те саме:”Присутствующая же в материале формулировка о наличии выбора меду национализмом Зеленского и национализмом путина, мне кажется,должна устранить желание читать дальше …” І прошу повірити, що я не випендрююсь і не маю жодного бажання сваритися з однодумцями. Я просто не розумію навіщо люди споживають аби що, а тоді кричать, що воно не кошерне. До речі саме від цього й застерігає пан Автор у передмові до статті.

        • Eugen moderator | 04.05.2022 at 21:50 |

          От у тому “майже”, на яке ви звернули увагу, є доволі багато.
          Але чого там нема, то це категоричності.
          Доречі, стосовно не споживання “аби чого”.
          Критерії віднесення тексту до цієї категорії мають бути сформовані. Зокрема стосовно того, які частини тексту варто читати, щоб зробити адекватний висновок. Одночасно не споживаючи “не кошерне”.
          Ну, і так далі.

  12. Вовк | 04.05.2022 at 20:40 |

    Виговорились?
    Емоції вихлюпнули?
    Вдох-рахуєм до 4, затримка, 4, видох,4, затримка, 4, вдох…
    Давайте розглянемо нашого “слона”, націоналізм, з точки зору Заходу, Сходу та України.
    1. Захід. В ХІХ столітті головною, домінуючою моделлю Держави була Імперія. Як і раніше до цього: Рим, Візантія, Ацтеки,… Там головним було знання МОВИ імперії, Віри/релігії Імперії, визнання “божественному і” влади імператора. Римляни “розмовляли” латиною, хоча в Імперії не було народу, який БИ вважав латину своєю рідною мовою. Рим як провінція, складова частина, розмовляв італійською! Так званий плебс, народ. Виокремлення по національним/територіальним ознакам розглядалося як сепаратизм. Націоналізм – це відцентрова сила, те, що руйнує Імперії. Як приклад, візьмемо Візантією. Мова – грецька, віра – християнство, імператорами були і греки, і вірмени, і інші інородці. Західні Імперії ХІХ-ХХ століття зруйнували саме національно-визвольні змагання як ВИДИМА частина рушійно-руйнівних сил. Батьки-фундатори США побудували СВОЮ країну на інших принципах, БЕЗ національності кожного, але з ГРОМАДЯНСТВОМ кожному. Такий собі спрощений варіант Запоріжської Січі. Американець – це вільна людина, з ПОВНОЮ свободою всіх свобод плюс з ПРАВОМ на зброю. Чим не козак?
    Так, майже козак, американець!
    Підпсовувало козакам-американцям їхню повноту свободи рабство. В ті часи рабами могли бути не тільки африканці чи латиноамериканці, але й білі, європейці.
    Резюме. Для Європи націоналізм – це відцентрова сила, руйнація Імперії, для Америки – пустий звук, ти або американець, або ні. Сеґрегація здійснювалась по кольору шкіри, тобто за расовою ознакою.
    2. Схід. Для мусульманського світу головним чинником є, був та буде іслам, тобто Віра/релігія. Для Китаю, багатонаціональної Держави, детермінантним також є ідеологія, вважай – “віра” в партію як в Бога.
    Росія/СССР/Роzія. Зпочатку – віра, царЬ, отєчєство. Націоналізм – ворог, поляки, фіни, балтійські народи – від’єднались.
    При Совєтах – історічєская єдность – савєцкій народ. Від чукчів до бойків, від фінів до таджиків. Мова, територія, віра в КПСС. Націоналісти переведені в КЛАСОВІ вороги, буржуазні. Пролетарських націоналістів не було!
    Роzія усугубила ВСЕ, що мала до того. Нацмени а-ля кургіняни, жиріновські, дУгіни та ролдугіни зіграли злий жарт зі 100 національностями на власній території. Всі, повторюю ВСІ,окрім “титульної” нації, росіян, мають свої території. Титульні ж мають тільки обкладинку з цієї “книжки” та жодної глави про себе. Націоналізм для роzії – це не тільки смерть території/держави, але й забуття/бомжування титулки. За рахунок скрєп, безідейності та злоякісної православнутості, інфернального безвихіддя та раболєпія ординського маємо роzійський нацизм з повною безправністю титульних – РАШИЗМ. Ліберальний Захід, куди попадають і інтелектуали-ліваки, називає ЦЕ руським націоналізмом.
    3. Щодо українців. Наш націоналізм – це скоріш за все четвертий ідентифікатор, після імені власного, родового прізвища та по батькові. Українізм, побудований на засадах як Січі, так і громади/ толоки. Січ – для військового часу, громада – для мирного. Повна свобода в межах ПОВАГИ до свободи КОЖНОГО індивіда. Як козаками на Січі, так і носіями українізму може виступати КОЖЕН, хто любить та цінує Свободу Волі та Волю Свободи. Принципи: один за всіх, і всі за одного. Моя хата зкраю – першим ворога зустрічаю. Взаємоповага, взаємовиручка, згуртованість, ІНШІСТЬ як до своїх, так і до ворогів.
    МИ не сприйнятні в мирний час як для Заходу, так і для Сходу. У військовий час – одних ЛЯКАЄМО,інших – винищуємо, як бур’ян та шкідників.
    МИ те, що в древніх та сучасних міфах звуть Добро з кулаками. Які однаково вправні і з лемехом плуга, і з руків’ям меча.
    Ось ТАКУ маю ОКС, об’єктивну картину Світу з питання націоналізму…

  13. Оптимус | 04.05.2022 at 21:24 |

    “…они обоснованно ожидают, что их политические лидеры будут ставить интересы граждан выше интересов людей извне, со стороны…”

    Або ж як мінімум одного – бені кало мойського .

  14. Термін “націоналізм” навмисне заплутано комуняками і їх спадкоємцями – рашистами. Прикро, що західні політологи в своїй більшості підпали під вплив такої тенденції і дають русні шанс для випливаючих із такої ситуації маніпуляцій. Просто треба пам’ятати, що принагідно кцпська пропаганда легко ліпить антифашиста із фашиста, і навпаки. Кожного разу, коли ви маєте справу із кцпською пропагандою, будьте уважні і не дайте себе заплутати і одурити. Брехня – то кцпська “доблесть” і зброя. А там, де ви одурені, вас легше вбити.

  15. black dark deep jack | 04.05.2022 at 23:47 |

    Идет подмена понятий…
    Национализм vs. Патриотизм.
    Ну мы тут грамотные, разберемся.

  16. Шановний Kubis, Ви дуже точно помітили враження від наведеної Автором статті. Мені здається, що Автор таким чином навчає своїх читачів розрізняти отруйні та їстівні гриби. Оскільки Ви пишете на мові, то я скористалася Google Translate, вибачте, прошу Вас, помилки перекладу.

  17. Костянтин | 05.05.2022 at 07:54 |

    Знов підміна поннятть. З 2008 року Московія повністю за допомогою проплачених інтелектуалів всього світу знищила поняття шовінізм. Не плутати з нацизмом — політичною ідеологією та доктриною керівництва Німеччини часів Третього Рейху.
    Націоналі́зм — ідеологія і напрямок політики, базовим принципом яких є теза про цінність нації як найвищої форми суспільної єдності та її первинності в державотворчому процесі[1][2] — це відрізняє націоналізм від інших ідеологій — лібералізму, консерватизму, соціал-демократизму, анархізму та комунізму. У кожній з них поняття нації відіграє певну роль, але не є найважливішим. Має різні форми і національні різновиди, що пояснюється різними історичними та суспільними обставинами їх виникнення.[3]

    Націоналізм просуває інтереси певної нації[4], особливо з метою здобуття та підтримки суверенітету (самоврядування) нації над своєю батьківщиною. Націоналізм стверджує, що кожна нація має керувати собою, вільною від зовнішнього втручання (самовизначення), що нація є природним та ідеальним підґрунтям для політики[5], і що нація є єдиним правомірним джерелом політичної влади (народний суверенітет).[4][6]
    Але націоналізм, який ми його бачимо, нічого спільного з шовінізмом не має. Не плутати з нацизмом — політичною ідеологією та доктриною керівництва Німеччини часів Третього Рейху.
    Націоналі́зм — ідеологія і напрямок політики, базовим принципом яких є теза про цінність нації як найвищої форми суспільної єдності та її первинності в державотворчому процесі[1][2] — це відрізняє націоналізм від інших ідеологій — лібералізму, консерватизму, соціал-демократизму, анархізму та комунізму. У кожній з них поняття нації відіграє певну роль, але не є найважливішим. Має різні форми і національні різновиди, що пояснюється різними історичними та суспільними обставинами їх виникнення.[3]

    Націоналізм просуває інтереси певної нації[4], особливо з метою здобуття та підтримки суверенітету (самоврядування) нації над своєю батьківщиною. Націоналізм стверджує, що кожна нація має керувати собою, вільною від зовнішнього втручання (самовизначення), що нація є природним та ідеальним підґрунтям для політики[5], і що нація є єдиним правомірним джерелом політичної влади (народний суверенітет).[4][6]
    Націоналізм по-москальські є шовінізм. Ось і все

  18. Костянтин | 05.05.2022 at 07:55 |

    Шовіні́зм (фр. chauvinisme, в англ. версії — джингоїзм) — ідеологія, суть якої полягає в пропагуванні переваги одного народу (нації) над іншими народами (націями) з метою обґрунтування свого «права» на їхню дискримінацію або пригнічення

Comments are closed.