Шаг в войну (Часть 4)

И вот здесь возникает фактор, который определяет как действия отдельной страны в такой ситуации, так и ход истории в целом. Даже объявление войны, при абсолютной избыточности причин, заняло три дня, а вот фактическая и открытая война уже началась весной, когда 12 мая Вермахт начал военную операцию по оккупации Франции. Из этой ситуации надо всем извлечь крайне важный вывод. Начиная с 1936 года – входа немецких войск в Рейнскую область, правительства и парламенты как Франции, так и Великобритании, заняли ту самую позицию, которую демонстрируют многие нынешние страны, которая выглядит примерно так: «лучше плохой мир, чем хорошая война».

По факту оказалось, что на этот инцидент отреагировать оказалось некому. Исполнительная и законодательная власть, которые должны были принять решение о силовом ответе на действия Германии решили, что «нет военного решения» этого вопроса. Потом они это же самое повторили при аншлюсе Австрии. С Чехословакией они поступили уже по инерции – формализовав право Гитлера на оккупацию чешских Судет и когда Гитлер на этом не остановился, а двинулся дальше – опять решили, что хоть такой мир – лучше войны. И даже нападение Германии на Польшу особенно не изменило ситуации. 

Правда, в Англии произошли важные изменения на вершине власти. Ей повезло, что руль британского крейсера в руки взял сэр Уинстон Черчилль, но все равно, парламент, по большей части, оставался ни рыбой, ни мясом и понимание ситуации как раз возникло тогда, когда оказалось, что французские власти в мечтах о мире могут зайти настолько далеко, чтобы даже не сражаться за собственную землю, а столицу страны – Париж так и вовсе сдали без боя, объявив его «свободным городом». То есть, если правительство и парламент выбирает тактику уклонения от войны, то надо понимать, что это скорее всего – французский вариант.

И как это ни странно, ровно таким же образом был настроен и американский Конгресс. Для того, чтобы запустить Ленд-Лиз для Великобритании, а потом и Китая, пришлось проводить длинные и очень сложные комбинации, без которых это мероприятие просто не состоялось. Еще более запутанной оказалась история с защитой конвоев, которая была необходима при доставке военной помощи в Англию. Ведь Штаты не находились в состоянии войны с Германией, но по факту, немецкие подлодки атаковали и американские корабли сопровождения, хотя возможно – нечаянно, а американские моряки – отвечали огнем своих орудий и тоже – без объявления войны. Все это старались не доносить до Конгресса, чтобы там не поднялась вонь, поскольку там тоже хотели «мира».

Между прочим, Гитлер на самом деле, до определенного момента старался избежать войны со Штатами. Более того, его дипломатия и агентура прилагали максимум усилий для того, чтобы удержать Японию от вступления войны со Штатами и в Вашингтоне знали об этом. Говорят, что через третьи руки Германия даже передавала некоторую информацию о Японии, чтобы Штаты могли избежать войны с Японией и до определенного момента это приносило свои плоды. Президенту Рузвельту было крайне сложно пояснить парламентариям, что не важно, на какую глубину ты станешь закапывать свою голову в песок, а уйти от участия в войне не получится.

И то, что нам удалось собрать о ходах, предпринимаемых Рузвельтом, позволяет сделать заключение о том, что он полагал, что битву надо начинать там и тогда, когда ты сам это выбираешь. И не важно, что противник уверен в том, что этот выбор – за ним. Возможно, мы когда-то вернемся к этой теме, но сейчас просто обратим внимание на два факта. Один из них – известен всем, а второй – не очень известен не потому, что он когда-то был спрятан подальше от глаз, а потому, что его никто не брался сопоставлять с первым.

(Продолжение следует)

1 Comment on "Шаг в войну (Часть 4)"

  1. Андрій Бровари | 24.01.2022 at 00:55 |

    Netflix випустив чудовий серіал документальний на цю тему. “друга світова війна. В кольорі” дуже рекомендую.

Comments are closed.