Салат из космических новостей

От SpaceX поступает масса новостей и они – самые разноплановые. Первая из них – логичная и ожидаемая просто по объективным причинам. Сейчас NASA имеет заключенные контракты на доставку экипажей для работы на МКС с двумя операторами космической техники – Boeing и SpaceX. Тем не менее, практическая готовность осуществлять доставку астронавтов на орбитальную станцию имеет лишь SpaceX, со своим орбитальным модулем Crew Dragon. 

У Boeing со своим кораблем CST-100 Starliner – до сих пор проблемы технического свойства. Во время первого испытательного полета к МКС у него случился серьезный сбой и были все предпосылки для того, чтобы потерять его безвозвратно, и до стыковки со станцией дело так и не дошло. Чудом удалось его вернуть на землю, но инцидент надолго отбросил всю программу компании. 

В результате, миссии, которые были отведены для Starliner, пока перекрывает Crew Dragon и все идет к тому, что в ближайшее время ситуация кардинально не изменится. Так, согласно контракту между SpaceX и NASA, последний заявленный полёт к МКС на корабле Crew Dragon намечен на март 2023 года. Теперь NASA готовится к подписанию дополнительного контракта с компанией SpaceX на осуществление еще трех, последовательных пилотируемых миссий к МКС. Учитывая то, что стандартная длительность миссии на станции составляет полгода, то речь идет о том, что SpaceX будет доставлять астронавтов на орбиту весь 22-й и весь 23-й годы. 

Только в 24-м году и то, при условии, что Boeing таки допилит свой Starliner, может возникнуть тот самый эффект чередования полетов кораблей SpaceX и Boeing, как это планировалось изначально и в чем NASA заинтересовано по сей день. Но это при условии, что к тому времени не произойдет каких-то кардинальных изменений и что такой способ доставки астронавтов на орбиту не утратит своей актуальности. А это вполне может произойти, если «взлетит» программа SpaceX, известная как Starship. По этому поводу есть новости, которые дают основания полагать, что несмотря на массу каких-то не вполне понятных действий и бездействия, программа таки движется вперед и набирает обороты.

Так, недавно мы писали о том, что SpaceX, в дополнение к уже почти полностью готовому к огневым испытаниям первому ускорителю Super Heavy, строит еще несколько новых машин. И вот стало известно о том, что и в дополнение к уже готовому и прошедшему огневые тесты орбитальному кораблю Starship S20, на площадке строятся уже следующие корабли Starship S21 и Starship S22, причем, первый из них уже сейчас находится в высокой стадии готовности. По крайней мере, внешний его корпус уже полностью собран, а второй пока еще не имеет верхней, конической части.

Все это говорит о том, что несмотря на ряд странных заявлений, которые любит делать Илон Маск, у руководства компании все же есть большая доля уверенности в том, что после получения сертификации стартового комплекса в Бока Чика для орбитальных запусков, которые сейчас ведет национальное агентство по аэронавтике и астронавтике, именно орбитальный старт программы будет весьма бурным. По крайней мере, материальная часть к этому моменту готовится серьезно и внушительно и все это может привести к полному переформатированию рынка доставки на орбиту полезной нагрузки и экипажей. 

С учетом особенностей новой транспортной системы, а именно – материалов, из которых изготавливается техника, а также способов ее производства, стоимость доставки на орбиту килограмма груза должна не просто существенно снизиться, а рухнуть. В свою очередь, подобные изменения рынка сделают абсолютно ненужными старые методы доставки грузов на орбиту. Просто у заказчиков не будет никаких аргументов платить за одно и то же, в разы больше. Но пока эта страница астронавтики еще на подходе, есть еще одна новость, которая показывает насколько в SpaceX серьезно относятся к повышению эффективности своей космической техники.

Так, недавно был замечен ускоритель B1052 с присоединенным к нему разгонным модулем (на фото). Казалось бы, ничего удивительного, и так выглядят все ракеты Falcon 9, но на самом деле это – не совсем так. Дело в том, что именно эта ракета создавалась в качестве бокового ускорителя для ракеты Falcon Heavy Block 5. Как мы помним, SpaceX успела произвести всего несколько запусков своей тяжелой ракеты и помимо полезной нагрузки Пентагона, был запущен еще и тот самый родстер «Тесла», который все видели на фоне Земли. И во время этих стартов, два боковых ускорителя удавалось посадить, а центральные ускорители не выжили. Причем, в одном варианте посадка таки предполагалась, но произошел сбой и ускоритель плавно сел, но мимо платформы и ушел в воду, что привело его к потере от воздействия морской воды на его внутренности.

А вот боковые ускорители использовались повторно, но опять – в качестве боковых ускорителей. И вот теперь, впервые в практике SpaceX боковой ускоритель переформатирован в самостоятельную ракету, которая уже готовится к запуску. То есть, все то, что может летать – должно летать и приносить пользу. В общем, компания движется вперед и нет сомнений в том, что успех будет на ее стороне.

41 Comments on "Салат из космических новостей"

  1. DmitriyKherson | 11.12.2021 at 16:38 |

    молодці

  2. Док | 11.12.2021 at 19:13 |

    Остается не решенным только вопрос – загрузки Starship. Кроме решения проблем самой SpaceX по выводу спутников Starlink, больше никто массивных грузов для выведения на орбиту не предлагает. Даже Falcon Heavy простаивает. Получается, что SpaceX расширили “бутылочное горлышко”, а в бутылке ничего нет. Ни планов строительства каких-то массивных объектов на орбите, ни запусков мощных исследовательских комплексов в дальний космос, одни только “кубсаты”, с которыми справляются ракеты легкого класса.
    Остается надеяться только на программу Artemis и ее дальнейшее развитие, если ее не прикроют, как уже бывало ?

    • Укроп | 11.12.2021 at 19:56 |

      Задача есть, только сдерживалась дорогой ценой вывода килограмма груза на орбиту. Если там “рухнет”, то можно будет рассмотреть проект строительства “настоящей” орбитальной станции на орбите Земли типа того, что мы видим в фантастических фильмах, или читали в фантастике – большой вращающийся тор с искусственной гравитацией и отсутствием необходимости тратить на спортивные упражнения лишнее время. Да мало ли что можно замутить если запуск относительно недорог… Главное чтобы на новой станции не воняло портянками! Даже в качестве уборщиков туалетов – скрепную сволочь не брать, они АБСОЛЮТНО деструктивны и тот, кто решит с ними иметь какие то совместные дела обязательно пожалеет.

    • Укроп | 11.12.2021 at 20:10 |

      Ну и не забывайте о еще одной задаче , которой хватит нам на несколько столетий еще реализовывать… Имеется в виду освоение ресурсов Солнечной системы на благо Земли. Мы сейчас “сидим в песочнице и бьем друг друга по лбу в борьбе за ‘это моя машинка, отдай!’ “, а ситуация то противоположная, даже резко противоположная! Солнечная система принадлежит нам “по праву первородства” потому что с вероятностью, приближающейся к абсолютной, здесь нет иной разумной жизни, кроме нас, а значит все эти ресурсы – наши. И то, что нам сейчас кажется каким то “дефицитом”, легко берется “на стороне”. Тот же Меркурий почти полностью состоит из металлов – бери, добывай, солнечная энергия поможет переплавить и даст энергию для электромагнитных катапульт, отправляющих слитки в сторону Земли. Причем, металлы это не только железо, его и на Земле в общем то хватает, а те, что у нас редкие и дорогие. Там этого добра хватает и оно “не дефицит”. Меркурий кажется фантастикой? Тогда пояс астероидов чем плох, там даже не надо “посадку” делать, достаточно найти, подлететь и взять… И жизнь на Земле станет совершенно иной, вот увидите, а Вы говорите “нет задач”… То сил не было пока те задачи ставить 🙂

      • Семен Семеныч | 11.12.2021 at 22:08 |

        Повезло. Не каждому везет побывать на тусняке 95 квартала и его кормчего.
        Но класс! Кокс был хорош! Быть Президентом Украины и угощать фуфельным коксом тусовку, не комильфо!
        Укроп, я тебя уважаю, но иногда ты такую пургу несешь, шо обос.аться!
        Какие “нам принадлежит” Солнечная Система, какие ресурсы астероидов?! Мы, земляне, напоминаю, нас 8 миллиардов штук, каждый , ну почти, желает иметь свою шикарную яхту, дворец, прислугу, и шоб “всем было хорошо”…ну ты понял.Опустись на нашу грешную длань…Если не претендуешь на писателя-фантаста.
        Все банально, есть реалии, есть цели и мечты. Есть возможность воплотить мечты в реалии. Если задаться целью и приложить усилия, индивидуум может достичь успеха. Скажем парень из ЮАР, Илон Маск…Смог. Есть дофига внешних факторов влияющих, можно обозначитить как – если повезет,в голове разум, тебя услышат, поддержут, помогут, если ты умен, верят что ты сможешь построить эффективный проэкт , шансы не большие, мля, но Маск же смог! Ибо мы, украинский социум не производимый, а ожидательный, хотим получить лучшее, не приложив усилий.Мы ставим изначально невыполнимые цели , ожидая помощи из вне. План Маршалла, на фоне Афганистана…

        Да.Так устроен мир сегодняшнего дня. Глобализация и конфликты. Тайвань выведут в Закарптье, чипы будут шлепать от моего Харькова, до Дерибасовской в Одессе..
        Чем далее по времени, тем более мир будет циничен.Рядом будет война, рядом будет мирная жизнь, как в кинофильме.
        К сожалению. Разница между успешными и слабыми, рано или поздно создаст конфликт.
        Лекарство? Третья мировая.

        • Eugen moderator | 11.12.2021 at 22:50 |

          С Вашего позволения, Семен Семеныч, позволю себе встрять в Ваш диалог.
          Можно, вестимо, с этой самой длани грешной, или как там еще обозначить оту самую грешную землю, и не пытаться взлететь.
          Можно. Вот не сильно люблю я на литературу ссылаться, но В. В. Конецкого таки позволю себе упомянуть.
          Рассказ называется “Квазидурак Елпидифор Пискарев”.
          Многие, подавляющее большинство, можно сказать, деньги, в широком смысле, считают и целью и венцом всех своих помыслов и стремлений.
          Но достаточно малое число людей считают деньги инструментом для чего-то существенно большего, чем личные блага.
          Да, не всем удается достаточно быстро соорудить капиталец, позволяющий своим коштом соорудить космодромчик.
          Кто-то ограничивается чем-то существенно меньшим. Но не крутой тачкой и дворцом с башенкамим.
          А что касается восьми миллиардов, большинство из которых все про яхту с …ладно, с парусами, да про “майбахи” мечтает, то кто ж им, горемычным-то, доктором будет.
          И если только о том, как бы этих самых мечтателей угомонить, чтоб не дрались, не гадили вокруг себя, то толку-то и не будет.
          Более семи десятков лет эксперимент с, простите, “народовластием” длился. Уж из ушей у того пролетариата шампанское лилось в середине семидесятых. Лично это шампанское видел и ощущал.
          И шо в итоге?
          Как говаривал мой преподаватель по экономике, столкнулись с диким рвачеством со стороны рабкласса.
          Так эсэсэсэра, это ж не одна имела такие же проблемы с населением.
          Да что там, посмотреть как сегодня организовались “освободившиеся от колониального ига”, с мусором. грязью, войнами не весть за что…
          И из-за этого не думать про будущее?
          Историю Лоуренса Аравийского вспомните. И что сегодня в итоге на тех землях имеем. Вместе со всеми “вишенками” техпрогресса.
          Конфликты были есть и будут. Но суть их не в конфликте богатства и бедности, а в непримиримом, генетически обусловлено, конфликте ума и глупости, таланта и тупости, трудолюбия и лени. И так далее.
          Марс осваивать – фуфло? Как для кого. В свое время многое из того. что сегодня есть нормой жизни, считалось некогда пустой фантазией. Как в свое время моя мама считала таковой стиральную машину. А посудомойка вообще за миф воспринималась.
          Так и с астероидами.
          Каждый должен своим делом заниматься . Тем, которым способен и считает нужным.
          А Благотворительность, с которой к нему подкатывались, простите, картинка на польской восточной границе, так самая та иллюстрация ее последствий. Если по честному, без слюнявой сюсявости-то да и разобраться…..

          • Укроп | 11.12.2021 at 22:56 |

            позволю себе встрять в Ваш диалог.
            ===
            Все, что в паблике – говорится для всех и будем рады обсуждению!

          • Семен Семеныч | 12.12.2021 at 01:46 |

            Но достаточно малое число людей считают деньги инструментом для чего-то существенно большего, чем личные блага.
            ——-
            Спасибо, меня за это пинают всю мою жизнь, за презрение к деньгам. Даже похолостяковал из за этого….
            Я не бедствую, хайп был …вам и не снилось.
            Без понтов и выпендрежа, через две руки, есть у кацапов такой гонор, жал руку от Ельцина до Х%йла, тьфу мля, шоб он сдох, падла!

        • Укроп | 11.12.2021 at 22:55 |

          Семен Семеныч, насчет уважения – то взаимно! Но таки я уже ниже там говорил что на этот раз несешь херню как раз ты (без обид?). И я не писатель, увы… Как то “мордой не вышел” 🙂 По жизни – соединяю две ипостаси – “официально” – айтишник в фирме, а “неофициально” трейдер на Форексе и не самый бесталанный, но бросать работу не хочу, будет скучно, я там не перетруживаюсь, а какой никакой круг общения 🙂 С Зе и их тусовкой как “не сложилось”, квартал меня стал раздражать еще очень задолго до этого треша, когда нечисть решила “поиграться в Наполеона”, да был у них на концерте один раз живьем, знал бы заранее, то хоть тухлым яйцом бы запулил в “найвэлычнишого лидэра” 🙂 Насчет “нас восемь миллиардов и мы хотим сожрать кусок у соседа” то оно то так и не так одновременно… Космос – это ресурсы. Согласен, надеюсь? А если есть ресурсы, то было бы глупо не хотеть до них добраться. Пока не погрешил против привычек людей, так и есть? Пример – “золотые лихорадки” в разные времена, люди остаются собой… Так почему сейчас не хочешь видеть что происходит? Ну ладно, оставим пафос про “принадлежащую нам Солнечную систему”, смотрим на дело проще – есть незастолбленные участки с чем то полезным, то почему не застолбить? Раньше не было технической возможности, то те, кто бы сказал что то о ресурсах в космосе, выглядели бы наивными чудиками и мечтателями, но времена то меняются – вот в чем соль… И то, что раньше было фантастикой, становится нормой. В девятнадцатом веке из связи был только проводной телеграф, как бы они отнеслись к мобильнику в твоем кармане сейчас? Даже к тому “кирпичу”, что был “на заре”. Только не говори что не приходилось останавливать машину где то за городом на горке потому что там покрытие повлялось хоть хреноватеньткое и можно было позвонить 🙂 И то, тогда это чудом казалось… Много чего можно перечислять, да хотя бы когда паровые машины появились и путь через океаны стал не героической какой то “экспедицией в неизведанное”, а рутиной с пыхтящими пароходами и их графиками прихода в порт, а то будет неустойка за срыв сроков доставки груза. Морякам Колумба это не показалось бы херью и фантастикой? Я это к тому что новое приходит как правило под крики “да нах эта фигня надо, какой забористый был кокс у мечтателя” 🙂 Время рассудит, но смотри на проблему “ширшее” 🙂 Да, если будет мировая ядерная, то всему этому капец, откатимся если и не в полную дикость, но на сотню лет точно, надеюсь что этому мудаку таки рога пообламывают, не дав довести до такого. А если не будет войны, то будет и освоение космоса потому что там не “пустота”, а деньги, причем огромные! Как может этого не понимать бизнесмен – это уже я не понимаю… Ладненько, удачи, быть добру! Не кипятись… Это уже из другой оперы, но вспомни как Порох умело внедрял в мозги цивилизованному миру что Украина это не проблема для них, а решение их собственных проблем. И это получалось… Так и освоение космоса – это не чистые дурные траты, это инвестиции в очень прибыльное дело. Вот увидишь…

          • Семен Семеныч | 12.12.2021 at 01:30 |

            По жизни – соединяю две ипостаси – “официально” – айтишник в фирме, а “неофициально” трейдер на Форексе
            ————ВАУ! коллега, очень рад! Форекс говно, уж прости, риски на грани, не стоят того. Я просто понимаю эту машину, и вовлеченность, …Вас здеся быть не должно, игра на грани и ежеминутный тонус, нафик((
            Укроп, дружище, послушал тебя, обиды меж нас, украинцев, щастя кацаппам)) та щаз!и хай не мечтають))Вот ты не прав.
            —–
            “Космос – это ресурсы. Согласен, надеюсь?” Твое…

            Не согласен. Ресурсы, это материальные, буквальные интересанты существования государства. Другая тема, не Космос.
            Вот ответь мне, на простой вопрос. В чем интерес,Космоса, как ресурс, хоть каким боком, хоть слегка, для пользы нам, землянам? Он, сцуко, Космос, чем для нас важен? В дырку телескопа посмотреть? Может получить сигнал Way торчка на электронном телескопе?
            Я слегка тебя разочарую. Смотря на ночное, звездное небо, ты видишь свет как минимум половины потухших звезд и галактик, которых уже нет, тысячи, миллионы лет назад… Космос, да помню, крутые сигареты были в моей молодости…после Примы.

          • Укроп | 12.12.2021 at 13:11 |

            Приветствую коллегу-трейдера! 🙂
            Семенович, относительно космоса с “половиной уже потухших звезд”. Ну да, это факт и меня оно тоже удручает что астрономы “заглядывают в дырку телескопа” на объекты, до которых многие миллионы световых лет и мы скорее всего никогда туда не доберемся и по причине технической невозможности, и по причине “да нафиг оно нам надо!”, все галактики в общем то одинаковы… Астрономы могут начать тапками швыряться, я понимаю и говорю “одинаковые” с точки зрения обывателя – вот звезда, вот планеты, поближе к звезде землеподобные твердые, подальше – газовые гиганты, ничего нового… Но опять же – кто один раз был на море и видел пальму, то все оно везде одинаково в общем то, а все ж таки ездят и смотрят снова и снова 🙂 Но не будем отвлекаться от космоса. “Наблюдать потухшие звезды” – то чистая наука, она врядли даст когда то “финансовый выхлоп”, но и быть “свиньей под дубом” тоже вроде не с руки? Что происходит вокруг хорошо бы видеть и принимать к сведению, а затраты – в меру, именно “на любопытство”, я бы сам был против если бы предложили построить какой то сумасшедший телескоп на весь бюджет страны, любопытство должно быть “по карману” 🙂 Но в том то и фишка, что мы говорили то не о “потухших звездах вдали”, а о ближнем космосе. Ну это как “по грибы сходить в лес на горизонте”, ничего необычайного, пешком не добраться, но вот машину купил и понимаю что вполне можно бы и смотаться, как все меняется когда не пешком, а машина есть 🙂 А грибы там таки имеются… Я об этом и говорил весь вечер – ближний космос это в принципе доступные нам ресурсы, ну как ты этого не поймешь? Да, пока проблематично добраться, но вот тут и принесли пользу “смотрелки в дырку телескопа”, все это высмотрели как раз вначале астрономы, а потом уже подключились предприниматели (точнее, аж один пока 🙂 ) и наняли инженеров чтобы те продумали как их хотелки реализовать “в металле”, все идет обычным путем, так всегда было, про открытие Америки мы уже упоминали вчера. Поэтому если отрешиться от мысли что “там пустота”, то становится интереснее с практической точки зрения. А “каким боком” – я уже говорил, материалы, которые у нас редки и дороги, там их завались, и они ничьи, их не надо покупать. Чего ж и вспомнил про “сбор грибов в соседнем лесу” 🙂 Ну поинтересуйся сам в Интернете про ресурсы пояса астероидов чтобы не выглядело что я сам это придумал и в этой шизе пребываю. Там есть металлы, которые будет рентабельно возить на Землю. Вчера вы говорили что редкоземельных и на Земле “хоть одним местом жуй”, но ошибаетесь, иначе бы они не назывались редкоземельными – очень все распорошено, добыча сложна и дорога, надо много породы пересеять. А если взять какую то “летающую железяку”, то там из за повышенной металличности, и этих редкостей концентрация повыше и может даже есть смысл возить оттуда… Ну так устроен мир – за пределами Земли есть много чего интересного, глупо не стремиться этим воспользоваться. И это не “погасшие давно звезды”, то пока что чистая фантастика и я о том даже не заикался, нам бы с тем, что под носом разобраться да освоить…
            Относительно Форекса и чем он хорош – да возвратностью рынка! И сумасшедшей ликвидностью, дырок гепов не будет. Чем хороша возвратность? Можно торговать диапазоны, можно быть с хорошей долей уверенности что цена “не улетит в космос”, а вернется потому что ни одна страна мира не заинтересована чтобы курс ее валюты куда то слишком сильно улетел и будет стремиться его вернуть. Поэтому – рейнджи… И “кардиограмма” с болтанкой на графике, но в этом есть и свои плюсы. На фондовом там более трендово, но я на нем не торгую, просто как то лапы не доходят… Так что удачи, коллега! И естественно, врагам мы радости не доставим – украинцы могут спорить, но это все по дружески и к взаимной пользе. Удачи!

          • Укроп | 12.12.2021 at 13:24 |

            И еще пру слов на тему Форекса коллеге “в копилочку” 🙂 Вот обратите внимание – если рынок возвратный, значит в наличии имеются статистические закономерности возврата типа “если прошло вот столько то, то вероятность близкого разворота составляет столько то процентов”. Т.е. если вероятность была к примеру 80%, то восемь из десяти твоих сделок будут в плюсе. Только конечно лучше “мельчить” чтобы не “восемь из десяти”, а “восемьдесят из ста”, тогда статистика работает надежнее. Так что “рыба в пруду есть”, не говори что это дерьмо 🙂 Удачи!

    • “Остается надеяться только на программу Artemis и ее дальнейшее развитие, если ее не прикроют, как уже бывало ?”-сподіваюсь, що ні!https://www.youtube.com/watch?v=jRn3Z250CMM

  3. Укроп | 11.12.2021 at 19:24 |

    Пристыкованный к МКС Старшип будет выглядеть феноменально – размер соизмерим с самой станцией 🙂 А консервная банка “Союз” со скрепонавтами внутри – это вообще как спичечный коробок, русня сможет и дальше гордиться своей, прости хосподи, “космонавтикой” 🙂 Как все таки быстро и жёстко судьба наказывает за глумление, чванство и “батуты”…

  4. Семен Семеныч | 11.12.2021 at 20:42 |

    Тупая херь! Ни КПД, ни рациональной перспективы….Детская мечта пятилетнего ребенка.
    Что практично? Попытка, повторяю-попытка освоения Луны в качестве освоения…каких то там энергетических грунтов, да и сколько будет стоить эти гелии, цена этих предполагаемых ресурсов? В доставке на Землю….
    Нет, я не против баз на Луне, не против туристов, не против пару тысяч чудиков, которые видят в этом какой то смысл…Маск понял, что Марс это фуфло, съехал с темы. Китайцы осваивают невидимую часть Луны. Да флаг вам всем в руки, дебилы! На нашей планете, Земля, вымирают за год тысячи видов животных, вырубаются и выжигают миллионы гектар леса в Сибири, умирают коралловые рифы и океаны превратились в вонючую помойку! Бл.дь!!!!Какая Луна, какой Марс? Земля скоро будет похожа на Марс!Уроды!
    Кстати , да, а вы спросили у марсиан, можно ли к ним, с нашей “цивилизацией?

    • “-попытка освоения Луны в качестве освоения…каких то там энергетических грунтов, да и сколько будет стоить эти гелии, цена этих предполагаемых ресурсов?”-а ви поцікавтесь, скільки за рік в США виробляється трітія?! Відповідаю: в середньому кілька десятків кілограмів, і йдуть вони майже винятково на потребу ВПК. Так що термоядерна енергетика без місячного гелія-3 при сучасних технологіях неможлива.
      “Маск понял, что Марс это фуфло, съехал с темы.”-це він сам вам сказав?! Зрозуміло, що на Марс наскоком не вийде. Спочатку база на навколоземній орбіті, потім- на навколомісячній, потім -на Місяці. А далі -на Марс, а з нього -на астероїди. До речі, а скільки коштують кілограм гольмія аба празедоніума?! Без них мікроелектроніка неможлива.(Гольмія за рік на Землі добувається 10т).
      “Кстати , да, а вы спросили у марсиан, можно ли к ним, с нашей “цивилизацией?”-посилалися всякі “курьйозіті”, але марсіани мовчали.

      • Укроп | 11.12.2021 at 22:24 |

        А, власне кажучи, навіщо так складно? І що нам дасть “база біля Марсу” реально корисного, якщо мета польоту – астероїди? База – це місце, де можна поповнити якісь запаси перед дорогою і т.ін. База на орбіті Марса – повністю дотаційний проект з постачанням з Землі і нічого додати не може бо у них самих мало. Може тому Старшіп і роблять таким величезним щоб не залежати ні від яких баз? Політ на Місяць – він точно не потребує ніякої “класики”, як було з програмою “Аполон”, не треба ніяких стиковок на місячній орбіті, він самодостатній. Отак і до астероїдів буде мотатись автономно…

        • ” І що нам дасть “база біля Марсу” реально корисного”-де я написав про “базу біля Марсу”?! База на Марсі потрібна, і дотаційною вона буде лише на перших порах. Ми ще не знаємо, що знайдуть на Марсі, і що буде потрібне за 20 років. Пам’ятаєте, як Англійське Королівське наукове товариство подарувало Д.Менделеєву кубок з алюмінію?!(Алюміній був тоді дорожче золота!)
          “Політ на Місяць – він точно не потребує ніякої “класики”, як було з програмою “Аполон”, не треба ніяких стиковок на місячній орбіті, він самодостатній.”-завод по переробці руди та добування гелію -3 планує також кожен раз тягнути за собою?! Чи не тому розробляється компактний ядерний реактор для проекту “Артеміда”?!

          • Укроп | 11.12.2021 at 23:26 |

            Ну якщо база на самому Марсі, то “таки да” – там можна буде заправитись паливом та водою (лід там є, так що з водою проблем не буде).
            Відносно видобутку гелію на Місяці, то спочатку завод привезуть з собою, а далі час покаже. Може тому Старшіп і задумується таким великим. Можливо, на Місяці і не надто густо з корисними копалинами, по суті там – те саме, що і на Землі, а у нас все таки у середньому “не Клондайк”, а треба шукати, якщо хочеш знайти. Гелій же всюди є, бери та і “греби лопатою”. Відносно реакторів – згоден, “це жу-жу неспроста” 🙂 А щодо алюмінію – то це краще Семеновичу розкажіть, він не вірить у прогрес 🙂 А приклад – чудовий! Щось подібне чекає нас і з іншими матеріалами, які зараз здаються “дорогоцінними” тому що ми “сидимо у себе в норі” і не бачимо що навкруги цього “рідкісного” – повно! Причому, не треба і лізти в екзотику, я розумію що екзопланети можуть бути з грунтом із алмазів 🙂 Але туди добратися дуже непросто і то поки що повна фантастика. Астероїди ж і гелій на Місяці – це вже реальність, думаю що ми ще особисто встигнемо побачити як почне мінятися життя на планеті з приходом ресурсів з космосу…

          • “Відносно видобутку гелію на Місяці, то спочатку завод привезуть з собою, а далі час покаже.”-спочатку геологорозвідка, чи точніше, селенорозвідка. Потрібно спочатку розвідати запаси, підібрати зручне місце для космодрому, а потім налагожувати видобування.
            ” Можливо, на Місяці і не надто густо з корисними копалинами, по суті там – те саме, що і на Землі, а у нас все таки у середньому “не Клондайк”,”-детальної селенорозвідки ще не було, так що говорити дещо зарано. Але з тих зразків, які були доставлені на Землю (“Луна”, “Апполон”), випливає, що крім гелію -3, зразки грунту були багаті на оксиди заліза та титану(що може пригодитися для подольшого будівництва як космічних кораблів, так і житла для поселенців). Щодо того, що на Місяці те саме, що і на Землі, можу не погодитися. Геологічна історія різна. В Землі була бурхлива вулканічна діяльність, в результаті чого важкі елементи пішли “вниз”. Зверху на поверхні Землі осадкові породи, а руди різних металів залягають на глибині. Будемо сподіватися, що на Місяці та на астероїдах дещо інакше.
            ” Гелій же всюди є, бери та і “греби лопатою”.-на Землі в основному гелій-4, та й його не дуже багато. На Землі гелій-3 є як домішка до гелію-4, які важко розділити.
            “Причому, не треба і лізти в екзотику, я розумію що екзопланети можуть бути з грунтом із алмазів”-далися вам ті алмази. Що, більш дорогих матеріалів немає?! Чи той той же гафній, ніобій, тантал та деякі інші рідкісноземельні матеріали.
            “особисто встигнемо побачити як почне мінятися життя на планеті з приходом ресурсів з космосу…”-навіть ще до масового приходу цих ресурсів. Космічний зв’зок(включно з сателітним телебаченням), на порозі космічний інтернет. А також виніс за межі атмосфери спецефічних виробництв (вирощування кристалів, виплавка специфічних сплавів, розділення органічних речовин і т. д.)Навіть якщо перші експидиції на Місяць будуть відносно невдалими стосовно пошуку ресурсів, набутий досвід ще згодиться. Як казав Спіноза,”все що нас не вбиває, робить нас сильнішими”.

          • Укроп | 12.12.2021 at 13:35 |

            Так, чудово сказано остання фраза! Час покаже, в принципі, я зовсім і не проти щоб на Місяці виявились важкі елементи на поверхні тому що “не пішли вниз у результаті вулканічної діяльності”. Все згодиться… А Старшіп такий величезний може і задумувався щоб не треба будо морочитися на перших порах з будівництвом бази, а можна жити прямо в кораблі весь час селенологічних досліджень, а треба, то перелетіли на інше місце. Ну, і сподівання на корисні копалини додає наявність масконів, там є важкі елементи, а значить ними можна буде скористатися, навіть “не копаючи надто глибоко”.
            Тема “зайшла в глибину”, мабуть вже ніхто і не загляне 🙂

    • Укроп | 11.12.2021 at 22:06 |

      Семен Семеныч, при всем уважении к Вашим бизнесовым талантам, на этот раз хеь несете как раз вы. Ми сейчас в ситуации, которая уже была в истории, когда открыли Америку и открылись невиданные перспективы для тогдашнего бизнеса – снаряжай корабли и “вперед за сокровищами”. Вы не видите перспектив? Очень зря… Думаете, Маск придуренный чудик? Ошибаетесь и сильно, это “ваш брат” бизнесюк, и судя по его финансовым успехам, не самый бесталанный. Думаете ему хочется флаг в Марс воткнуть и только? Не, ну он то это хочет, но чтобы на проекте заработать – вот увидите, он начнет таскать ценные материалы из астероидов. Потому как только на первый взгляд это глупая фантастика, а на самом деле “кто первый оденет тапки – тому они и достанутся”. Главное что кацапетовка тупая и криворукая, туда они не доберутся, а цивилизованный мир вот увидите, лет через 15 будет оттуда весьма лихо таскать редкоземельные металлы, они дорогие.

      • “Ми сейчас в ситуации, которая уже была в истории, когда открыли Америку и открылись невиданные перспективы для тогдашнего бизнеса – снаряжай корабли и “вперед за сокровищами”.”-до речі, відкриття Америки для Колумба обернулося ув’язненням. Сподівалися, що в ході його 4-х експедицій вдасться знайти шлях до Індії та Китаю, але не так сталося. А до речі, завезенні з Америки картопля, кукурудза, квасоля буквально врятували Європу та допомогли вистояти проти османського наступу.

        • Укроп | 11.12.2021 at 23:54 |

          Колумбу не повезло, але по суті це нічого не змінило, “Новий Світ” – з’явився у колі зору європейців, а що доля була несправедлива до відкривача, то прискорбно, але Амеріго Веспуччі був більш везучим 🙂

      • Семен Семеныч | 11.12.2021 at 23:02 |

        Если глобально,не возражаю. Мечтать не вредно. Особенно о цености в “редкоземельных” ресурсов ​коих и на нашей Земле, хоть жопой жуй!
        . Был момент в истории, когда грамм аллюминия стоил дороже золота..
        Ну да, если КПД затрат на непонятные, не доказанные,условные энергетические, мифические ресурсы(а на добычу и доставку на Землю,это ярды денях, технологические- условное железо, ракеты, роботы, топливо,стартовые площадки ракет\возврат на Землю)..ну разве что найдут на Луне в идеале, это копи граненых алмазов ))) затраты оправдают, извините, в чем я сомневаюсь….мечтать не вредно..
        Херью не страдайте!

        • Укроп | 11.12.2021 at 23:44 |

          Херью не страдайте!
          ===
          Не страдаем 🙂 Эх, не получится из Вас “космического инвестора”, не верите и “не дадите ни копейки” 🙂 Насчет “граненых алмазов”, то уже ж открыт “золотой астероид”, это ж не фантастика, а факт. Понятно, что весь его не притащат, там на охулиарды баксов ценных металлов и их приход обрушил бы цены на ресурсы, но понемногу то таскать можно чтобы рынки не обрушить? Раньше были “золотые галеоны” из Америки, а сейчас будут “золотые Старшипы”, чем плохо? 🙂 Мне сейчас вспомнилось у Антуана Экзюпери где то написано было как бедуина привезли в Европу и он впервые увидел водопад. Застыл и не уходил, его спрашивали чего не уходит – “подожду пока вода закончится”. Жителю пустыни было не понять что такой ценнейший ресурс, как вода, может литься вот так нескончаемо… А это было в пределах одной планеты, а что если выйти за пределы? Так что не мечты это, а планы… Я бы промолчал, если бы Маск не строил таких сумасшедших размеров корабли. Ну вот зачем он это затеял? Хватило бы и в десять раз меньше, если бы его целью было “поиграться”. Видать, человек что то замыслил такое, что требуются “корабли океанского плавания”… Ох не зря он вваливает в это дело деньги, не зря… Было бы его целью только “дворцы и яхты”, как Вы говорите, то ему бы хватило доходов от космического Интернета, а он деньги в Старшипы вкладывает, что то это да значит? Он бизнесмен, а значит сейчас занимается инвестициями в дело, которое в перспективе даст возможность отбить расходы и получить на этом прибыль. Флаг, воткнутый в Марс, этих денег не даст, то не дурак же он? Чистая логика…

      • Семен Семеныч | 12.12.2021 at 00:37 |

        Спасибо Вам, уважаемый Укроп, уважаю Ваше мнение и понимаю почему Вы так рассуждаете, терпение.
        О том, как “осваивали” Америку…советую (извините)лучше изучать свою историю, ну хоть от братьев Капрановых.
        Что Аляску “продали”за деньги,это херь! Гусских пацанов тупо вырезали и остатки выгнали из Аляски местные племена, за беспредел!. Никто никому не платил ни копейки!, это басни параши, “сохранить лицо”. Юнона и Авось, это паршивец из параши, взял местную девочку, ради дружбы с местными, типа братания, но проявил себя пидором.Тварь.
        Местное население жило от природы, моржи, песец, меха,я х.з. там свой уклад. Американские бизнесмены, не помню , как их называли, меняли меха, жир, кость моржей на ружья, железные изделия, нужные для местных изделия… были порядочными бизнесменами. Ну условно “порядочными”, но…

        А что могли дать “покорители новых земель росийской империи-казаки?”Которые приперлись хер знает откуда? Местные их приняли, как положено, друзей.Обогрели, дружба, очаг, пища….
        Эти ублюдки, из росимперии, начали беспредельничать, наепывать в торгах за меха и струганину , начали в нагляк бить дичь на землях местных аборигенов…типа хозяева пришли.
        Ну и получили ответку. Их местные начали убивать , казаки возвели крепости, но крепость хорошо, а жрать нужно…
        Так и съе%нули казаки из Аляски, не солоно хлебавши.
        Деталей не помню, о мифе “продажи Аляски”, но сам факт, что денег никто не получил, договора о продаже нет, сам факт о том и говорит.
        Сдрыснули, имперцы с Аляски, с перепугу, потому что их выгнали местные аборигены под зад эту срань, за беспредел!.
        Кстати да. О чукчах. Красноармейцы попытались народам севера привнести соцыализм….за что были уничтожены только по попытке прийти в их земли.Чукотские народы в легкую уничтожали попытки комуняк “социализировать” себя. Чукчи не были покорены!
        Сгубила водка….но это отдельная история…

        • Укроп | 12.12.2021 at 00:53 |

          Насчёт чукчей – в курсе, их русня так и не смогла победить потому что городов нет, брать нечего, народ кочевой, воевать с такими сложно, да и ружье в руке “как влитое” с детства… Да, водка сгубила, сволота таки нашла “отмычку”, уроды… Кстати, знаю что “анекдоты про чукчей” это и была месть гебни народу, который им в свое время хорошо “дал по щам”, а вот про “покупку Аляски” в такой версии не слышал… Но это не значит что не нравится 🙂 Эта мразь всегда себя так вела, то и не удивительно было бы если бы казачков местные “взяли на ножи”, они заслужили и худшего! “Землепроходцы”, ростудыть их в их скрепную качель! Всегда сволотой были!
          Ладненько, на сегодня “космические споры” наверно всё? Убедил вложиться в акции Маска по добыче ископаемых? Озолотиться можно, дело верное! 🙂 Хотя тут уж точно пословица на месте – “в каждой шутке – доля шутки”… Спасибо за приятную беседу и удачи!

          • Семен Семеныч | 12.12.2021 at 02:24 |

            Спасибо за доброе слово, отвечаю взаимно.
            Если по крипте, то я жду обвал, х.з. чуйка. Без нее никак. Все фьючи и на х3 стоят жестко с пареворотом от низов на рост х10 и….чуть чуть. Цель- миллион баксов.Минимум.
            это не голимое , как там, рулетки и прочий хлам, это интуиция)))
            Удачи нам, главное не на последние и не печалиться, потеряв))
            Деньги это зло))

  5. Пару тижнів тому Маск скаржився на проблеми з серійним виробництвом Рапторів.

    • “Пару тижнів тому Маск скаржився на проблеми “-вони в кожного бувають. Так що, тепер не жити?!

    • Dr.Roma | 11.12.2021 at 23:43 |

      Маск не просто скаржився. Он уволил из-за Рапторов кучу людей. От него же пошёл разговор о возможной инсольвенции (не дай Бог!). А потом тема вдруг как-то затихла

      • Укроп | 12.12.2021 at 00:00 |

        Он уволил из-за Рапторов кучу людей
        ===
        Характер – “не сахар”, но гении редко бывают “няшками”, а вот так пинками и вышвыривают если покажется что плохо работали 🙂
        Он же “сам себе заказчик” поэтому не думаю что ему грозит инсольвенция, ну свернет ненадолго разработки пока доходы от Старлинка дадут возможность продолжить… Да и не верю я что он строит Старшипы только “для забавы”, а значит они должны принести прибыль. Как принести – спор выше с Семеновичем 🙂

      • Andriy Moderator | 12.12.2021 at 01:34 |

        И не в спортлото, а в преферанс, и не выиграл, а проиграл. 🙂
        Не уволил, а сами ушли, и не кучу, а несколько человек. Один из них – вице-президент отвечающий за двигатели, отстраненный от управления работой над Раптором из-за недостаточного прогресса (но не уволенный).
        А разговор о банкротстве – из внутреннего email компании, где Маск говорит, что без Старшипа прибыльность Старлинка под вопросом и если не будет достигнут прогресс в производстве Рапторов, которых нужно очень много. И соответственно возможно банротство.

        P.S. Я не работаю в SpaceX, все из открытых источников.

        • Семен Семеныч | 12.12.2021 at 02:33 |

          Угу, мы все такие…предъявляем…..Андрей, зачем ты так, с Рапторами, мог бы и предупредить….
          Так что коллега, Укроп, инсайд для нас запоздалый…
          не повезло нам, могли и откашлять 10% от профита Андрею….

  6. Док | 12.12.2021 at 02:43 |

    Хотелось бы всех мечтателей о прогрессе человечества назвать единомышленниками, но не получается. Не получается, потому что мыслите вы все не о том. Проблема не в ракетах, а в Космосе. Человек не способен там жить, потому что космос есть абсолютно враждебная для человека среда.
    Человечество привыкло мыслить шаблонами времен Колумба и Магеллана: если чего не хватает здесь, то переплывем море и привезем оттуда. Но, переплыть не получится.
    Те первые смельчаки, что полетят на Марс, не выживут. А если кто-то и вернется, то полным инвалидом. Это уже дошло и до Маска.
    Никому из вас не приходилось видеть людей, вернувшихся из космоса. А если бы видели, то поняли бы о чем я. То, где они были, мы называем “космосом”, но фактически они летали на высоте 200 км над поверхностью, не выходя из под магнитного зонтика планеты, не подвергаясь жесткому облучению. Единственная проблема, с которой они сталкивались, это отсутствие гравитации. Но, даже этого хватало, чтобы сделать их за 40-50 суток практически нетрудоспособными. Мне больно представить в каком состоянии возвращались смельчаки, пробывшие там около года. Еще раз подчеркиваю, что эти люди серьезно сталкивались только лишь с одной проблемой – невесомостью.
    А теперь добавьте сюда “солнечный ветер” и непредсказуемые всплески жесткого рентгеновского и гамма излучения. И сюда же добавьте психологическое состояние человека, которому негде от этого всего укрыться и невозможно вернуться. И вот этот человек оказался в не менее враждебной среде чужой планеты, где ему предстоит решать нетривиальные инженерные задачи практически голыми руками. Представили?
    Все еще собираетесь лететь?

    • Eugen moderator | 12.12.2021 at 08:22 |

      В чем-то вы, Док, несомненно правы.
      Мне же вспоминаются истории о том, как в начале эры автомоилей одним из аргументов “антиавтомобилистов” было утверждение, что человек не может выжить двигаясь на такой высокой скорости…
      Потом появились рекомендации врачей совершать прогулки на автомобиле,,, и прочая, прочая, прочая…
      Хочу ли я лететь?
      Я не хочу. Поскольку не способен на это объективно.
      Но мое отношение к вопросу есть мое личное и не более.
      И потом, не припоминаю некрологов по тем, кто провел на МКС, в условиях невесомости не малое время. Равно как и рассказов о превращении их в инвалидов.
      Скрывают? Не исключено… Многие многое скрывают от многих..

      • Укроп | 12.12.2021 at 14:16 |

        Да и 40-50 дней пребывания в невесомости это по сути фигня, организм только приспособился и чувствует себя в ней комфортно. Космонавты, проведшие на станции месяц, из спускаемого аппарата выходили сами легко, а вот полгода-год это уже серьезнее, там – на носилках и долгая реабилитация, но в пределах внутренней части Солнечной системы и не будет более длинных полетов, а с появлением новых двигателей у кораблей длительность полетов будет только сокращаться так что – без паники! 🙂 Впрочем, я это не Вам, у Вас и так ее нет, а есть оптимизм. Эх, жаль, рановато мы родились… “Жизнь только начинается”… 🙂

    • Укроп | 12.12.2021 at 14:00 |

      Все еще собираетесь лететь?
      ===
      Да! 🙂 Есть множество людей на Земле, которые согласились бы даже на “билет в один конец”, таковы люди и такова реальность… Наш вид в свое время расселился по планете и этот тип поведения “уже в генах”, а космос – это бесконечное поле “фронтира” и это вполне в духе человека… Относительно проблем – не стоит преувеличивать. Полеты в пределах внутренних планет Солнечной системы не есть что то смертельно опасное. Высокая радиация только возле Юпитера, а космические лучи не так уж там и фатально по плотности излучения. Вспышки на Солнце вовремя замечаются и к ним можно приготовиться, в частности на Старшипе предусмотрен “сейф для космонавтов” пересидеть особо активную фазу вспышки. Относительно психологических проблем и “невозможности вернуться”, то вернуться можно и это очень реет душу. Невозможно вернуться немедленно, но ну и что? А моряки парусного флоита сотни лет назад е в этой ситуации оказывались? И ничего, “сцепив зубы”, продолжали плавание… Тут скорее проблема отбора в экипаж “достаточных фанатиков космоса”, не видящих особой проблемы в этих временных тяготах. А будет здоровым дух – и тело тоже “подтянется”. Космос середа враждебная, но вот к примеру, океанские глубины куда более враждебны, в космосе перепад давления снаружи-внутри всего одна атмосфера, а на дне океана? По большому счету проблему представляют только возможные психические расстройства у экипажа, но это проблемы комплектования экипажей и не более… Относительно невесомости – да она очень вредна, но с этим можно бороться и рецепт предложил еще очень давно Циолковский. Можно из корабля на длинном тросе выбросить массивный противовес и закрутить систему вокруг центра масс. Если трос зацеплен за нос корабля, то эта “вертушка” создаст привычную гравитацию и верх и низ будут на привычных местах. Правда, астрономам будет сложновато вести наблюдения 🙂 Остаются, как уже говорил, психологические проблемы пребывания в замкнутом пространстве, но это не обязательно фатально, в конце концов это не межзвездеый полет и связь с Землей и родными вполне себе стабильна и регулярна. Разговаривать с ними в онлайне будет сложновато из за нескольких минут запаздывания сигнала, но видеосообщения вполне себе будут ходить и можно “перетоптаться” 🙂
      Полетел ли бы я сам? Меня врядли возьмут по возрасту, но если бы да, то легко! Не смущают замкнутые объемы, согласен даже на одиночный полет, где б я еще так хорошо побыл в одиночестве, почитал книги и посмотрел фильмы 🙂

  7. то, что сегодня читаю в комментах уважаемых почитателей ЛО еще полста лет показались бы такой хренью. а сегодня это споры людей начала 21-го века. вы сами хоть можете это оценить? как теперь хочется жить! так интересно и восхитительно что такие споры идут как об обыденных вещах. а все эту пошесть от прошлого нашего земного, я уверен, преодолеют человеки новой цивилизации. и сгинет оно под напором нового. обречено исчезнуть.

    • Укроп | 12.12.2021 at 14:07 |

      Так это и есть уже обыденность… Да, многое не сбылось, когда был маленьким, то 21-й век и третье тысячелетие казалось какой то сказкой, кто ж знал что это будет время войны с ближайшим соседом… Ничего, “и это пройдет”… А то, что мы еще увидим и будет “сказочным миром”! Будьте здоровы! Нам еще надо все это увидеть собственными глазами!

Comments are closed.