Трамп как следствие деградации РП США (Часть 1)

Откуда есть взялся Трамп? Как такое могло попасть в овальный кабинет Белого дома? Трамп – случайность или закономерность? На эти вопросы очень аргументированно и доходчиво дает ответ Игорь Айзенберг, наш земляк, профессор из Нью-Йорка. Далее текст Игоря Айзенберга.

Главным, абсолютно доминирующим в американских газетах и на ТВ событием политической недели в США стало изгнание Лиз Чейни с должности председателя конференции – второго заместителя лидера фракции республиканцев в Палате Представителей и ее замена верной трамписткой, конгрессвумен с севера штата Нью-Йорк Элис Стефаник. После своего избрания в пятницу утром Стефаник заявила, что является сторонницей «президента Трампа», что «голос президента Трампа является важным голосом в нашей партии» и выразила уверенность, что республиканская партия с «президентом Трампом» в качестве идеи и лозунга на своем знамени завоюет большинство на выборах в Конгресс в 2022 году.

Однако, это главное событие недели является одновременно и иллюстрацией, и следствием процесса, происходящего в республиканской партии уже в течение 30 лет.

И проблема здесь совсем не в Трампе, как очень ошибочно считают довольно много людей. Считать, что Трамп является причиной того, что происходит с республиканской партией – это очень серьезная ошибка. Просто потому, что все на самом деле ровно наоборот. Нельзя путать причину и следствие. Потому что, если их путать, то невозможно установить реальные причинно – следственные связи между событиями и явлениями. Не Трамп является причиной того, что происходит с республиканской партией. А как раз ровно наоборот, то, что происходит с республиканской партией с начала 90-х, совершенно закономерным образом привело Трампа и в Белый Дом, и сделало его знаменем партии, которая когда-то была партией Линкольна.

Лиз Чейни, благородная и смелая женщина, в нескольких телеинтервью после своего изгнания с руководящей должности в республиканской партии сказала, что «мы – партия Линкольна». Увы, это не так. Это давно не так потому, что такие республиканцы как члены Палаты Представителей Лиз Чейни и Адам Кинзингер, как бывший сенатор Джефф Флэйк, бывший председатель Национального комитета республиканской партии Майкл Стил, бывший губернатор штата Огайо Джон Касик, составляют в сегодняшней республиканской партии маргинальное меньшинство, которое не имеет сколько-нибудь широкой поддержки среди рядовых республиканцев.

Более 150 республиканцев, занимавших в разное время разные должности – от должностей в исполнительной власти до бывших губернаторов и бывших сенаторов опубликовали в четверг заявление, что создают движение внутри партии с целью вернуть партию к ее истокам и истинным ценностям. Они опубликовали манифест «Призыв к обновлению Америки», в котором изложили все базовые принципы демократии, прав человека, верховенства права, призвав республиканскую партию вернуться к этим принципам. К сожалению, это начинание не будет иметь значимых последствий. Максимум, на что может рассчитывать эта группа – это избрание в Палату Представителей нескольких человек, которые могут быть лично очень популярными в своих избирательных округах. Рассчитывать на большее она точно не может, потому что в рамках нынешней республиканской партии выдвинуться на ведущие роли, победить на любых праймериз могут только те, кто придерживаются «генеральной линии партии». И объяснение этому очень простое – эту генеральную линию, олицетворяемую сегодня лозунгом «Трамп – наше все» поддерживают 90% рядовых республиканцев.

Сами подписанты манифеста заявили, что не собираются создавать новую партию, а будут стремиться вернуть республиканскую партию к истинным ценностям.

Довольно часто приходится слышать либо вопрос о том, могут ли «несогласные с Трампом» республиканцы создать новую партию (обычно этот вопрос задают те, кто не живут в США), либо пожелание живущих в США людей, чтобы возникла третья большая партия, «центристская», скажем так.

На сегодняшний день никаких предпосылок к тому, чтобы в США могла возникнуть сильная третья партия, которая могла бы претендовать на различные выборные должности, на места в Конгрессе и на Белый Дом, нет. И Лиз Чейни, и те другие классические республиканцы, которые опубликовали заявление о создании оппозиционного движения в рамках нынешней республиканской партии, прекрасно это понимают. В Америке есть много партий, но исторически сложились две сильные общенациональные партии, имеющие свою структуру по всей стране, отработавшие хорошо отлаженные механизмы по финансовому обеспечению своей деятельности.

Американская сверхмажоритарная избирательная система (сверхмажоританрная – поскольку даже президентские выборы являются мажоритарными выборами по округам, которыми являются штаты) во всех своих нюансах рассчитана на то, что реальную борьбу за любые выборные должности ведут только два кандидата – по одному от каждой из двух ведущих партий. Появление третьих кандидатов случается (даже на президентских выборах, вспомним Росса Перо), иногда независимые кандидаты избираются в Конгресс (например, в Сенате два сенатора – Берни Сандерс и Ангус Кинг являются независимыми. Они входят в демократическую фракцию в Сенате, но не являются членами демократической партии и избирались в Сенат именно как независимые кандидаты). Но в целом при сложившейся в США системе появление третьей партии, обладающей реальной силой и способной бороться за власть в стране, не представляется в обозримом будущем возможным.

(Продолжение следует)

2 Comments on "Трамп как следствие деградации РП США (Часть 1)"

  1. Олег | 18.05.2021 at 15:55 |

    Я на нього підписаний вже дуже давно.
    Поки що такого ж рівня аналітика, як на мене, у Анті-Колорадоса і Тимура. Хоча у останнього логика мене іноді дивує. 🙂

  2. Andriy Moderator | 18.05.2021 at 18:10 |

    Вообще-то статьи со стороны здесь публиковать не принято (“О нас”).

    Ссылки на статьи Игоря Айзенберга, а иногда и сами статьи, регулярно размещаются в комментариях, я сам это делал неоднократно. И ссылку на эту статью тоже хотел разместить как только будет статья по теме.

    А вот отдельной статьей на ресурсе – IMHO перебор.

Comments are closed.