Один из подписантов этого заявления, сенатор Майк Браун, комментируя этот демарш, сказал следующее: «На мой взгляд, нет никакой вероятности того, что что-то из этого выйдет. Палата представителей не собирается передумать, и я не думаю, что вы даже приблизимся к Сенату».
Здесь имеется в виду, что Палата представителей или Нижняя палата, имеет демократическое большинство и там даже теоретически трудно представить, что кто-то из демократов поддержит эту затею. А судя по тому, какие результаты дало голосование по преодолению вето Трампа, то достаточно большая часть республиканцев, как минимум – откажется поддерживать возражение.
И вот тут возникает главный вопрос всего этого мероприятия, зачем все это делается, если результат заведомо ясен? На самом деле, вопрос крайне важен и не только для США, но и для всех форм с демократической системой государственного устройства, в частности – для Украины.
На самом деле, речь идет и дискредитации всего государственного механизма США. Как мы теперь видим, архаичное прецедентное право, которое Штаты унаследовали от бывшей метрополии – Британии, дает свои побочные эффекты. В частности, остаются дыры в законодательстве, которые способны взорвать систему изнутри. То что мы наблюдаем – классический тому пример.
Штаты – демократическая страна и в этом ни у кого нет сомнений. Но демократическая форма правления имеет свои четкие параметры. Например, в обязательном порядке должно быть осуществлено и законодательно закреплено, разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Причем, выглядеть это должно так, что из чего-то целого, полностью вырезали три куска и они не могут пересекаться. Что отрезано, то – отрезано.
Грубо говоря, исполнительная власть не может брать на себя функции судебной или законодательной. То же самое и с другими ветвями, в частности, исполнительная власть не может на себя брать функции судебной или исполнительной власти. И надо понимать, что любое нарушение разделение властей, неизбежно приведет к смерти демократии в плане механизма. От нее останется оболочка, но суть ее погибнет.
И вот прецедентная система права, оставила дыры, которые позволяют, в очень редких случаях, устроить подмену функций одной власти – другой. Так и в этом случае. Упрощенно, вот что вытворяют сторонники Трампа. Если есть подобная дыра в законодательстве, ею могут пользоваться преступники. Это неприятно, но с этим ничего не поделаешь – бывает. Обнаружили – ликвидировали и движемся дальше. Но если ею пользуются государственные мужи, наделенные законодательной властью и по определению понимающие смысл всей системы – совсем другое.
В данном случае, они обязаны были поступать одним из двух способов, либо вот этим, оспаривая результаты голосования выборщиков в Конгрессе, либо путем судебного обжалования. Так должны были поступить ответственные государственники. Но они сначала прошлись по судам и прокуратурам и везде получили отказ не потому, что обратились не по адресу, а потому, что их жалобы не нашли подтверждений надлежащими доказательствами. Часть из них вступила в законную силу сразу, часть – была обжалована в Верховный суд и там получили окончательную правовую оценку. Все вступило в силу. Плюс к этому, свои проверки провела генеральная прокуратура и ФБР.
(Окончание следует)
In God We Trust! God Bless America!
“То же самое и с другими ветвями, в частности, исполнительная власть не может на себя брать функции судебной или исполнительной власти.”
Тут треба читати:
“… в частности, законодательная власть не может…”
Серед небагатьох плюсів Трампової каденції як раз слід визнати те, що він акцентував увагу естаблішмента на архаїзмах їхнього демократичного механізму. Через що, я переконаний, певні зусилля будуть дуже оперативно спрямовані на те, аби їх позбутися. Добре, що ці «діри» спрацюють, скоріш за все, вхолосту. Було б набагато гірше, якби за інших умов вони б остаточно поставили хрест на американській демократії.