Так вот, на наших глазах у флагмана демократии возникли проблемы, которых не было уже лет 70. Именно в этом отрезке времени можно наблюдать то, как работает механизм демократического государства, не скрытый капотом. Такое бывает крайне редко и упустить этот момент было бы непростительно. Поэтому, кому эта тема кажется менее актуальной, чем обсуждение очередной тупятины, изреченной известным деятелем или медитации над тем, что охлос не прозревает, можно просто пропустить эту тему. А мы – продолжим.
Сегодня стали известны имена 11 сенаторов США, которые готовы возражать 6 января против результатов голосования Коллегии выборщиков. По регламенту, в случае отсутствия формального возражения, голосование происходит совместно двумя палатами Конгресса и практически всегда это – чистая формальность, которая заканчивается именно таким образом.
Но если возражение формализовано, а оно уже наверняка будет реализовано, несмотря на предупреждение лидера республиканского большинства в Сенате Макконнелла о бесполезности и вредности такого шага, то в таком случае, применяется другая процедура голосования. Палаты разделяются и получают два часа дополнительного времени для проведения дебатов на эту тему. После этого должно состояться раздельное голосование обеих палат. При этом, обе палаты должны поддержать возражение простым большинством голосов.
Если голосов не хватит, возражение отклоняется, если хватит, то в таком случае проводится десятидневная проверка результатов выборов специальной избирательной комиссией, которую назначает Сенат. И по результатам работы этой комиссии в каждом спорном штате может состояться повторное голосование выборщиков.
В пятницу о своей поддержке возражения заявили 11 сенаторов-республиканцев. Конечно, это не окончательное число и неизвестно, сколько из них станут подписывать возражение, а сколько – голосовать за него, но если так и останется, то это уже будет интересная математика. Дело в том, что буквально вчера Сенат проголосовал за преодоление вето Трампа, наложенное им на оборонный закон.
Кстати, если бы его не удалось преодолеть, то он стал бы вторым в истории США президентом, который налагал вето и его ни разу не смогли преодолеть. Но счет размочили, а потому – именно в этом плане, места в истории для него уже нет. И вот во время этого голосование против преодоления вето проголосовало 13 сенаторов и с учетом того, что столько же их проголосовало против поправок к этому закону, из-за которых Трамп и наложил вето, логично было предположить, что и здесь их окажется 13. Но пока два штыка потерялись, а возможно, они так и не обнаружатся.
И вот что интересно, делая свое заявление, эта группа сенаторов отметила следующее.
«Мы не наивны. Мы полностью ожидаем, что большинство, если не все демократы, и, возможно, больше, чем несколько республиканцев, проголосуют иначе. Справедливая и заслуживающая доверия ревизия, проведенная быстро и завершенная задолго до 20 января, значительно повысила бы веру американцев в наш избирательный процесс и значительно повысила бы легитимность того, кто станет нашим следующим президентом».
Просто запомним эту цитату, она понадобится чуть ниже.
Серед тих 13, хто був проти подолання вето щодо оборонного бюджету, було 7 республіканців і 6 демократів (Сандерс і подібні йому з лівого крила – умовні “пацифісти”, або ж популісти). Серед сьогоднішніх 11-ти трампістів-заколотників є кілька новообраних, які ще не могли голосувати щодо оборонного бюджету.
Найцікавішою була б позиція щодо процедури 6 січня двох чинних сенаторів-республіканців з Джорджії, на яких у наступний вівторок очікує дуже важка боротьба у другому турів виборів в Сенат. І якщо один з них (сенатор Perdue) шостого числа не зможе приймати участь у затвердженні Байдена, оскільки його чинний термін каденції закінчиться, а новий (навіть якщо він переможе 5-го числа) не встигне розпочатися. За вето оборонного бюджету він не голосував, бо зараз на самоізоляції з підозрою на коронавірус. А ось сенаторка-трампістка Loeffler ще не сказала, що блокуватиме визнання Байдена президентом і поки не приєдналася до бунтівників-заколотників, але усіляко підтримувала на словах трампівські божевільні амбіції щодо другого терміну. Подивимось на неї, чи захоче вона за пару днів до своїх виборів продовжувати аж настільки загравати з трампістським електоратом.
У сенаторки Loeffler, на відміну від сенатора Perdue, право голосу в сенаті 6-го числа буде. А от за подолання вето з оборонного бюджету вона могла голосувати, бо була здорова, але у голосуванні участі не приймала. (У сенатора Perdue була поважна причина не голосувати, у неї – ні). Вони вдвох цілком можуть програти свої вибори, особливо якщо в понеділок ввечері на мітингу на їх підтримку Трамп знову затягне свою пісеньку про вкрадені вибори і що злісні венесуельці з голосувальними машинами Домініон знову все сфальшують, тож голос людей не має значення.
Зараз за соц.опитуваннями в обох дуелях немає явного лідера – перевага в межах статистичної похибки. Тиск з боку трампістів-виборців на цих двох сенаторів, щоб вони померли за Трампа, просто скажений.