Рукописи не горят или в пыли архивов (Часть 2)

***

Причиной выхода данной статьи стало недавнее эссе Виталия Портникова о том, почему в Польше депутаты сейма проголосовали за признание Волынской трагедии геноцидом поляков. При совпадении мнений почти по всем вопросам, которые освещает Виталий, здесь мы стоим на иных позициях и считаем, что уважаемый коллега выдал не самый крупный фрагмент полотна, отражающий картину произошедшего. В итоге, получилось нечто такое, что вполне вписывалось в берега 19 века, но в 21 веке такая схема не работает по определению. Посему мы взяли на себя смелость изложить некоторые моменты, которые были упущены автором и в итоге картина получила несколько странный вид.

Идея построения именно национального государства в последний раз была реализована евреями при создания государства Израиль. При этом евреи имели для этого такие резоны, которых вряд ли когда имел другой народ и особенно в 20-м веке. Собственно говоря, они получили уникальное окно возможности, когда после окончания Второй Мировой войны они оказались единственным народом, пережившим такой масштабный геноцид в самом его классическом виде. Тут спорить не о чем, поскольку евреев уничтожали только за то, что они евреи, в какой бы части Рейха они ни оказались.

Причем, ни Гитлер, ни его партайгеноссен даже не скрывали своей конечной цели – полного уничтожения их как народа. Мировое сообщество сочло евреев особо пострадавшими во время войны и поддержало их в идее создания собственного государства, тем более, что в этот момент рухнула Британская империя и создание новых государств, на ее обломках, стало неизбежным.

В Польше ничего подобного не произошло. Мало того, сама Польша имела печальный опыт игры в геополитику, во время которой она потерпела сокрушительное фиаско, но и приобрела неоценимый исторический опыт. Та самая Польша Пилсудского фактически возникла тоже во время крушения сразу трех империй, Российской, Австро-Венгерской и Германской, ставших неудачниками по итогам Первой мировой войны. Но в отличие от евреев, поляки жили на своей земле все годы оккупации, невзирая на флаги оккупантов. Они не потеряли своей идентичности, сохранив традиции, религию, язык и прочее. Причем, границы послевоенной Польши включали в себя части, населенные другими этническими группами, чего сейчас почти нет в Израиле.

Но самое интересное произошло накануне Второй Мировой войны. После Мюнхенского пакта, которым союзники дали добро Гитлеру на его претензии в отношении части территорий соседей, Польша сама активно включилась в этот процесс, и в сентябре 1938 года предъявила территориальные претензии Чехословакии на Тешинскую область, и по факту – приняла участие в разделе Чехословакии с Германией. То есть, Мюнхеном воспользовались две страны и этого не стоит забывать.

Виталий описывает гипотетические ситуации смычки Варшавы с Москвой, которой мешает исключительно катастрофа самолета Качинського. Мало того, он приводит, как основание – осознание части польского политикума того, что Украина лежит в зонах интересов Польши и России, а потому внутренне готова к ее разделу. Такое утверждение вызывает сомнение потому, что здесь не учтены историческая и экономическая составляющая и допущено существенное внутреннее противоречие в построении всей концепции.

Начнем с последнего. Если взять за основу парадигму мононационального государства, то приращение территорий, населенных иными этническими группами, размывает эту концепцию изначально или следует допущение неизбежных этнических чисток в отношение не поляков, чтобы добиться той самой мононациональности. В современной Европе это маловероятно или скорее – невозможно, а потому польские националисты вряд ли найдут общие точки соприкосновения с Путиным. Тут уже или новая Rzeczpospolita, или национальное государство.

Исторический же опыт говорит о том, что Польша стала одним из факторов, который привел не просто к захвату Германией Судетов, но и полному прекращению государственности в Чехословакии. Это был первый прецедент в новейшей истории, когда будущая жертва нападения собственными руками ликвидировала страну-буфер, хотя бы на части границы с будущим агрессором.

Второй раз то же самое сделал СССР, приняв участие уже в разделе Польши и получив будущего агрессора на собственной границе. Третий раз наступать на эти грабли вряд ли кто-то захочет. Но есть еще важный момент. Польские ультиматумы Чехословакии очень серьезно подорвали ее собственный авторитет, и на тот момент, в глазах мировой общественности Польша не сильно отличалась от Германии по внешне заметным действиям, хотя безусловно не имела таких мотивов, какие были у Германии. И более того, когда правительство Бенеша фактически отказалась от собственной государственности, то тут возникли варианты. Хотя в итоге, это стало крупнейшей внешнеполитической ошибкой Польши, стоившей ей лишком дорого.

Кто-то наверняка помнит момент, что, будучи союзниками Польши, Франция и Великобритания после вторжения Вермахта в Польшу объявили войну и практически ничего не делали. Это даже назвали «странной войной». Но мало кто помнит, что после Чехословакии вообще стоял вопрос о разрыве союзнических договоров с Польшей, которая так и не смогла удовлетворительно пояснить свои действия. Поэтому союзники и не форсировали событий, ибо их восточный союзник уже зарекомендовал себя оккупантом чужих территорий, менее года назад.

И потом, поляки вряд ли забудут, как совок открыл второй фронт против них, что привело к падению государства. Причем, они точно не забудут оскорбительных мотивировок совкового правительства о причинах вторжения на их территорию. Напомним, тогда действия польского правительства, совковая пропаганла приравняла к действиям правителсьвта Чехословакии, которое действительно без сопротивления утратило управление своей страной и страна без боя сдалась Германии, хотя имела все шансы отстоять свою независимость с оружием в руках. Поэтому, очень маловероятно, что в Польше у кого-то имеются сомнения по поводу сущности нынешней российской власти. Это ровно то же самое, что было и сентябре 1939 года.

Мало того, никто из поляков и уж тем более – поклонники Романа Дмовского, не забудут, как совок дважды уничтожал их элиту. Один раз на расстрельных полигонах в Катыни и других местах, а второй раз – снова рядом с Катынью, когда был уничтожен аэроплан со всем польским руководством на борту. После всего этого довольно рискованно строить конструкции братания польских националистов с Путиным. Но есть и еще один слой, который выглядит не столь ярко, но имеет куда больший вес, чем исторический опыт.

(окончание следует)

10 Comments on "Рукописи не горят или в пыли архивов (Часть 2)"

  1. Володимир | 12.07.2020 at 14:21 |

    Варіант нової Rzeczpospolita, як на мене не найгірший, особливо якщо Литва і Білорусь це підтримають.

  2. Під час розпаду міжвоєнної Чехословаччини чималий шмат Словаччини загарбала Угорщина, включно з Підкарпатською Україною. Коли вояки Карпатської Січі намагалися чинити збройний опір мадярам, поляки вдарили їм в спину, а рештку січовиків, що відступили до Польщі, розстріляли.

  3. Цыгане пострадали в процентном выражении больше евреев…Но где капитал-там и адвокаты-иски-репарации и геноцид на весь мир.

    • Федір | 12.07.2020 at 20:53 |

      и они то больше всех годятся под “ариев” – индийского происхождения )) вот такие гримасы нацистской дури

  4. Федір | 12.07.2020 at 20:48 |

    (с) Это был первый прецедент в новейшей истории, когда будущая жертва нападения собственными руками ликвидировала страну-буфер, хотя бы на части границы с будущим агрессором
    … а вот тут интересно)) Совочек и его адепты утверждали мол маладцы, отодвинули границу, а оказалось наоборот – уничтожили “буфер” от нападающих… да и “оборонительные” ЭШЕЛОНЫ выдвинули куда то далеко от Збруча, где их не любили очень ..
    впрочем, проУкраинские читатели уверенны, что Совоочек готовился к наступательной войне, и это доказано тсториками и публицистами, с огромным количеством фактажа

  5. Федір | 12.07.2020 at 20:51 |

    а киевского “бенеша” удавить бы скорее, что б беды не наделал, и так проблем от него из всез щелей лезет тьма..
    аминь

  6. Wolodymyr | 12.07.2020 at 22:45 |

    …совок дважды уничтожал их элиту. … а второй раз – снова рядом с Катынью, когда был уничтожен аэроплан со всем польским руководством на борту.
    ***
    На підставі чого пан автор приписує cаме совкові(чи то Мордору) отой “второй раз”?
    Припускаю співучасть(що полягає, cкажимо, у створенні фальшивої реальності перебігу “катастрофи”), але обтяжувати Мордор чимось жахливишим у цій справі значить брати співучасть у приховуванні істинних справців.

  7. “Виталий описывает гипотетические ситуации смычки Варшавы с Москвой”
    ———–
    І це вже було в нашій історії. Після того, як Армія УНР допомогда полякам перемогти у Варшавській битві, вони з РОсією та УРСР підписали Ризький договір і поділили Україну. Представників УНР на переговори навіть не допустили. Про те, яким способом репрезентували інтереси України члени радянської делегації, свідчить найліпше той факт, що зміст трактату українською мовою мусив скласти представник польської делегації Леон Василевський.
    Ендеки, члени Народно-демократичної партії Польщі (пол. Narodowa Demokracja), які домінували в складі делегації, були противниками концепції федералізму Юзефа Пілсудського, надаючи преференцію безпосередньому входженню (інкорпорації) територій з змішаним етнічним населенням колишньої Речі Посполитої Обох Народів до складу відродженої польської держави згідно з засадами, сформульованими Романом Дмовським на Паризькій мирній конференції. Політики Національної Демократії були переконані в тимчасовості урядів більшовиків на землях колишньої царської Росії і можливості двосторонньої співпраці в майбутньому з відновленим урядом посткомуністичної Росії, направленій супроти Німеччини, спираючись на поділ земель Білорусі й України між Польщею і некомуністичною Росією. Було це здійснено з переконанням в можливості національної асиміляції (полонізації і русифікації) Польщею і Росією білорусів і українців (що інтерпретувалися Народними Демократами як «неісторичні народи») в межах утворених державних кордонів. Наслідком було, наприклад, однобічне заперечення польською делегацією (особливо Станіславом Грабським) потенційного входження у межі Польщі Мінська для унеможливлення створення білоруського державного утворення в федерації з Польщею. Кордон проведено на віддалі близько 30 км на захід і північний захід від міста, залишаючи його більшовикам.
    https://uk.wikipedia.org/w/index.php?curid=22755

    • Дозволю собі зауважити, що то не просто текст, написаний для укрвікі, а текст, написаний поляками в польській версії Вікіпедії і тільки перекладений звідти українською. Ось така тогочасна любов поляків до українців та білорусів.

Comments are closed.