С учетом того, что такие отсидки длятся минимум – месяцы, а обычно – годы, то очень большой кусок жизни этих лиц будет проходить именно в замкнутых коллективах. Просто представьте, что вы года три не выходите из своей квартиры или дома и более того, все это время вы имеете возможность общаться только с одними и теми же людьми, а они – с вами.
На самом деле, это – стрессовая ситуация, которая сильно давит на психику. Эти проблемы хорошо известны исследователям космоса, подводникам и прочим лицам, которые вынуждены подолгу находиться в ситуации, когда окружающие лица долго не меняются и нет возможности это как-то изменить или просто уйти из коллектива куда-то в другое место. Вот тогда и возникает вопрос психологической совместимости. На самом деле, это – целый комплекс мероприятий, направленный на создание максимально устойчивого коллектива, который не взорвется изнутри.
А теперь возьмем тюремную камеру, где никому в голову не придет что-то такое делать по поводу психологической совместимости. И вот в этой ситуации все работает в режиме естественного отбора. Ведь туда попадают люди с не лучшим психическим состоянием просто по складу характера и в связи с обстоятельствами, результатом которых стало их заключений.
То есть, изначально там – очень конфликтная ситуация, но есть и понимание того, что отсюда никуда не денешься и как-то надо выживать, несмотря ни на что, и поскольку человек – существо крайне адаптивное, постепенно формируются правила выживания в такой агрессивной среде. И действительно, такие правила дают выйти на какое-то равновесие, позволяющие довольно мирно сосуществовать публике из 20-50 очень непростых человек месяцами находиться перед глазами друг друга,
И вот одним из важных элементов поддержания этого равновесия является определенный вид речевого общения. Первое, что меня поразило, когда пришлось столкнуться с матерыми преступниками, которые имели по несколько «ходок» за плечами, это полное отсутствие матов в их речи. Чаще всего это были не мои «подопечные» и они это понимали, а потому – можно было общаться довольно открыто, не касаясь деталей дела, по которым прямо сейчас проводились те или иные мероприятия.
Так вот, из многочисленных и направленных бесед именно в этом направлении, что называется – из первоисточников, удалось получить некую обобщенную картину на сей счет. В застенках матом ругаться не принято. Совсем. И дело не в том, что это некрасиво, а в том, что слова-маты не имеют однозначной трактовки. На самом деле, каждое такое слово заменяет собой целый ряд совершенно разных слов. Матами, обычно, затыкают свои пробелы в лексиконе и в итоге, некоторая публика действительно уже не матерится или использует крепкое выражение для повышения экспрессии нормальной речи, как Лесь Подервьянський, например, а действительно – говорят матом просто потому, что не хватает слов нормальной речи.
Дело не в том, что такой человек не знает нормальных слов, которые нужно использовать в данном случае, а просто потому, что ему так проще. Он сам упростил свою речь до примитива и ему лень напрягать мозг для формирования нормальной словесной конструкции. А потом нормальный лексикон вымывается просто за ненужностью. То есть, происходит лингвистическая деградация, а вслед за ней и умственная, поскольку большинству людей, говорящих матом, уже не нужна большая часть литературы и уж тем более, он не станет учить какие-то языки. О каком украинском может быть речь, если он деградировал свой русский до 50% мата и даже более того? Поэтому его всегда будет раздражать чужая или просто правильная речь.
(окончание следует)
“То есть, происходит лингвистическая деградация, а вслед за ней и умственная, поскольку большинству людей, говорящих матом, уже не нужна большая часть литературы и уж тем более, он не станет учить какие-то языки. О каком украинском может быть речь, если он деградировал свой русский до 50% мата и даже более того? Поэтому его всегда будет раздражать чужая или просто правильная речь” (с)
*****
Між іншим, стануть… Маю на цей рахунок цікавий досвід.
Якось мені на телефон впала отака СМСка: “Уважаемый Тимур, заключенные ^ВК-^^, поздравляют Вас, с Китайским Новым годом! Желают: успеха во всём! И просят Вас, пополнить телефоный счот, для связи с внешним миром и родными. На 5-10 гр. На номер: 050*******. За ране Вам благодарны, крепкого здоровъя и всех благ!”
Я відписався, що є лежачим інвалідом з мізерною пенсією, а тому перепросив за неможливість їм допомогти. Після чого отримав іншу СМСку – причому вже УКРАЇНСЬКОЮ мовою: “Шановний, Тімур! Чітали Вашу книгу «Помститися імператору», сподобалось. Шкода що Ви у такому скрутному фінансовому становищі. Бажаем: матеріального поліпшення, творчих успіхів, та усіх гараздів! ^ВК-^^”
Після чого ми обмінялися ще парочкою СМСок на тему прочитаного роману і наостанок побажали взаємного поліпшення справ у всіх аспектах. Вони – мені, я – їм. І знов-таки, УКРАЇНСЬКОЮ мовою!!!
В акції Національної Спілки письменників України “Українські письменники – українським тюрмам!” (в ході якої українські письменники взялися по мірі можливостей оновлювати книжкові фонди тюремних бібліотек) особисто я брав участь з 2007 року. Бував з “письменницькими десантами” в Лук’янівському СІЗО та в деяких виправних закладах на Херсонщині. А ще наше видавництво “Фоліо” зі свого боку підкинуло деякі книжки для бібліотек пенітенціарної системи.
Отож завдяки обміну СМСками, про який написано вище, я переконався: мої книжки до адресатів дійшли (колонія, звідки мені писали, знаходиться на Дніпропетровщині) та були прочитані. При цьому потішила та обставина, що українські СМСки писалися більш правильною мовою з меншою кількістю помилок. Отож мову за ґратами таки вивчають! 🙂
Эх, не вижу кнопки Like! Спасибо!
“Отож мову за ґратами таки вивчають!” (с)Тимур
_____
Здається, саме на цьому автор і наголошує.
Ні, автор наголошує на тому, що за ґратами вчаться “мурчати” (що раніше називалося “бОтати на фєнє”), “фільтрувати базар” і “розводити лохів”, а не мови вивчають!
Автор сказал, что 1) те, кто пользуется МАТОМ не изучают языков, и 2) за решетками матом не пользуются.
Перечитав матеріал ще раз. Що ж, маєте рацію! Я цього разу не надто уважно вчитався в текст… Зате розповів цікавий і, головне, реальний випадок зі свого письменницького життя – хоча б це добре! 🙂