Памятники, пережившие время (Часть 1)

С начала месяца в Украине, Балтии, а также в Польше прошел ряд мероприятий по уничтожению памятников, оставленных оккупационной властью большевиков. Все эти уродцы, разных габаритов, исполненные из различных материалов, были аккуратно удалены из общественных мест как из моральных и эстетических, так и из меркантильных соображений. Ведь отмывать это добро от краски – тот еще челендж, а в некоторых местах это забрасывали не только кульками с краской, но и с более секретным веществом, которое за путиным носят в спец чемодане. Понятно, что службы, отмывающие большевистское «искусство», не раз и не два ставили вопрос о том, что если в этом же месте будет просто газон или лавочка, то никаких проблем не будет. И вот процесс пошел.

В самом деле, у большевиков была какая-то болезненная тяга к памятникам, которые они лепили где не попадя. Вспомним, сколько было памятников Ленину только на территории Украины. А ведь этот полуфриц никогда не был здесь, не то что не родился или крестился. Память о чем должны были запечатлеть эти истуканы? Но они были в каждом населенном пункте, а иногда – по несколько штук сразу, в зависимости от габаритов этого населенного пункта. То же самое и с памятниками о войне. Ими загадили все, что только можно и в общем, эта дичь ощущалась на подсознательном уровне до тех пор, пока на глаза не попался вот этот монумент.

Как видно, в нем нет ни размаха, ни помпезности, ни фигуры с разинутым ртом и всем тем, что перечислено в известном, анекдотическом стихотворении, начинающемся словами: «Стоит статУя, в лучах заката…» Тем не менее, монумент очень символичный и поучительный. Установлен он в селении Живерни на северо-запад от Парижа. Местечко это знаменито тем, что последние и самые плодотворные годы своей жизни здесь прожил знаменитый художник-импрессионист Клод Моне. Это он писал кувшинки, которые  были и есть сейчас в саду, который он создал собственными руками. И это его картины оказались самыми дорогими на мировых аукционах.

Так вот, на окраине селения стоит этот монумент, который был воздвигнут в честь солдат, павших на полях сражений Первой Мировой войны. А потом на нем же была установлена дополнительная запись, в память о погибших во Второй Мировой и на том – все. Из этого никто не сделал капище с кальсонами фюрера или огромную фигуру женщины, которая в руках держит меч, как бы символизируя то, что все остальное вооружение было разбито  или брошено и пришлось взять в руки холодное оружие.

В общем, во всем нужно знать меру, а плюс к тому, любой памятник – обоюдоострое оружие, поскольку изначально рассчитывается, что он будет стоять долго и надо быть уверенным в том, что за это время не вскроется неприятная правда о событиях, которые он символизирует, и что сам монумент не будет вызывать чувства, прямо противоположные тем, которые он должен был вызывать по замыслу создателя.

13 Comments on "Памятники, пережившие время (Часть 1)"

  1. От, якби абісіниць написав щось таке: “скажи ка, дядя, ведь не даром москву спалили МЫ пожаром!? …за тем, французу отдалИ!”, то була би зовсім інша Історія!
    А не якась казка про “героїв”.

    • Sergiy | 19.11.2022 at 09:36 |

      Це Лєрмонтова творєніє. Теж нєрускій, але зовсім не абісинець.

      • Славко | 19.11.2022 at 11:33 |

        От і я про це ж. Бородіно лєрмонтов написав, а пам’ятник якогось дідька пушкану поставили😜

    • Я просто намагався натякнути, що тих поетів з минулого ми знаємо тільки завдяки того, що вони писали про те, що співпадає з версією совкового погляду на історію. Навіть пам’ятники, що були встановлені до совка тому і стоять (або стояли) до зараз.
      З другої сторони, це просто чудо, що до нас “дійшов” Тарас Григорович, а могло би й бути з ним як зі Степаном Андрійовичем!

      • Puzat-Pasuk | 19.11.2022 at 14:26 |

        Тараса Григоровича теж перекрутили.Спочатку наприкінці 19 століття з нього зробили прапор боротьби за Україну,потім совок став ліпити з Шевченка ікону

  2. Памятник для советов – это нечто,вроде собачьей метки на столбе или заборе.Значок “Наше” для чужаков и символ “Мы тут навсегда” для коренного народа территории.Выкорчевывать безбожно эти символы.Танки на переплавку,памятники на куски,мелкие куски.

    • Григорій | 19.11.2022 at 21:08 |

      А скільки памятників зустрічається по усьому світу меншого формата: “Здесь был Вася…..” “Саратов”, “Воронеж”… “Россия”, “СССР”. Такі собачі мітки на тинах, на скалах, на будинках та у туалетах.

  3. Andriy Moderator | 18.11.2022 at 23:23 |

    Мемориал Первой Мировой в Celle:

    https://www.agefotostock.com/age/en/details-photo/first-world-war-memorial-trift-anlage-celle/ZON-6029321

    А напротив него, на дорожке в парке, рядом с лавочкой, стоит просто памятный камень в память о погибших в WWII. Фотография к сожалению не находится.

    Или вот такой мемориал в память погибших заключенных концлагеря:

    https://en.wikipedia.org/wiki/Celle_massacre

    Разрушенная церковь в Ганновере, которую оставили как мемориал WWII

    https://religiana.com/aegidienkirche-hannover

  4. алдр | 19.11.2022 at 09:34 |

    В моем городе когда-то стоял странный Иль-Ичь. Если уточнить, ничего странного в нем не было, трехметровый бетонный истукан, стоящий на полутораметровом постаменте из камнебетона, тычущий протянутой рукой в неведомые дали… Как водилось в те затхлые годы, в этом должен был быть некий символизм, и он, несомненно, был там. С этой же целью, рядом с Иль-Ичём возводили административное здание типа “исполком” или “райсовет” а истукан указывал заблудившим советчикам, куда надо двигать. По воле административных разгильдяев, лень-иня в наш город привезли некондиционного, с надломленной рукой, да и расположение расположение райсовета наверно было не очень пофэншуйским, короче памятник после установки указывал на здание.
    Прошли десятилетия, рука опадала, ее подмазывали, укрепляли распорками, гипсовали и др. Пока не случился казус: ветшающее здание, ровесник революции, стало слишком малым для разросшегося города. Поэтому его переделали в нарсуд. Теперь ленин, как бы угрожающе смотрел на подвыпивших гуляк, типо: смотри, бо окажешься ТУТ. Годы летели стрелой, уже и ленин перестал быть таким уж какжывым идолом, погрузнел, деформировался арматурой, оброс тоннами бетона, короче выглядел не по пролетарски. Здание снова опустело и 54 летний “старик” владимирльич теперь тыкал своей бесформенной рукой в зияющие оконные проемы. Дескать: вот, до чего вы докатились! Грянула перестройка. Все встало с ног на голову. Возле позабытого истукана возник стихийный рынок, а сама местность из центрального района, превратилась в жуткую, поросшую переферию. Теперь вождь революционеров выглядывал из кустов как вождь индейцев. Упавшую-было руку снова укрепили/подмазали, а окончательно обветшавшее здание полатали, частично застеклили, вставили несоразмерные двери и передали под… кож-вен диспансер. Благо, что иль-ичь в это время прятался в кустах, иначе он сбежал бы со своей загипсованной рукой, чтобы не подхватить какую-то заразу. А однажды памятник просто исчез, оставив в недоумении толпы поклонников и фанатов, которые не знали теперь, куда прилепить принесенные венки, поэтому положили их по-привычке, у постамента, по-стояли, по-кричали и разошлись во-свояси.

  5. Вовк | 19.11.2022 at 10:09 |

    щодо чЛєніна та України…
    КАЖУТЬ, що УльяновОва – рідний онук Бланка з Бердичева.
    на сучасний лад – як якийсь Діма Разумков, і ТЕЖ з Бердичева😏

    • “щодо чЛєніна та України…КАЖУТЬ, що УльяновОва – рідний онук Бланка з Бердичева.”-неправда. Батько матері ульянова-власник аптики в Одесі.

  6. Валерій(З) | 19.11.2022 at 13:32 |

    В Запоріжжі барельєф Пушкіна з його члена прибрали, а сам член залишився. Цікаво, кого посадять на нього? https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3b/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%27%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D1%96%D0%BD%D1%83_%D0%9E.%D0%A1..jpg

Comments are closed.