Ожидания и реальность (Часть 1)

Вчера пришлось писать коллегам некоторые вещи, которые казались очевидными, но выясняется, что очевидны они не для всех. Речь идет о поставках тяжелых вооружений и того, сколько поставлено и чего. Мол, от этого зависит время начала контрнаступления и его масштаб. В самом деле, зависимость здесь есть и она прямая, но видимо, нужно уточнить некоторые моменты, без понимания которых будут происходить шарахания в крайности. А таковые мы уже наблюдали не раз, и даже были вынуждены выступать с некоторыми разъяснениями на эту тему.

Наверное, коллеги помнят о том, как с полмесяца назад в Сети появились многочисленные бодрые сообщения о том, что ВСУ перешли в контрнаступление под Харьковом? Тогда этой темой настолько увлеклись, что стало просто удивительно, как здравомыслящие люди могут рассказывать дикие вещи, когда очевидно, что мы наблюдаем всего лишь контратаку. Разница между этими двумя состояниями – колоссальная, и если коротко, то речь идет о том, насколько далеко может продвинуться наша группировка, которая провалила участок фронта и отбрасывает противника.

На самом деле, здесь можно приводить целый список факторов, которые дают понимание того, что это такое, атака или наступления, но основным отличием является вот что. Сторона, идущая вперед, должна иметь численное преимущество в силах и средствах на определенном и часто – узком участке фронта. Сейчас мы видим, как противник обеспечивает такое преимущество под Северодонецком и как пишут коллеги, по технике он там имеет десятикратное превосходство. Там он идет в наступление и намеренно создал такой перевес в силах и средствах. 

Под Харьковом такой перевес, но уже с нашей стороны, произошел не потому, что мы там сформировали ударную группировку, а в связи с тем, что противник ослабил свое присутствие на этом участке фронта с тем, чтобы снятые отсюда войска перебросить под Изюм и Северодонецк. То есть, в данном случае, баланс оказался сдвинутым в нашу сторону действиями противника и наши его за это наказали. Из этого следует, что наступательные действия обусловлены как действиями наступающей стороны, так и обороняющейся. Наступающая может нарастить свою мощь, а противник – ослабить. В таком случае создаются предпосылки для начала движения.

Но вот насколько далеко сможет пройти наступающая сторона, даже с учетом того, что она уже пробила оборону противника, зависит от того, хватит ли у нее для этого сил. Как было написано выше, наступательные мероприятия, чаще всего, ведутся на узком участке фронта, где имеется нужный перевес сил. И потому оно развивается в виде узкого коридора, направленного в тыл противника. Чем длиннее этот коридор, тем опаснее становится ситуация для атакующей группировки, поскольку де-факто, противник находится с трех сторон и каждый километр, пройденный в его тыл, только осложняет ситуацию. 

Это значит, что идущей вперед группировке, как минимум, нужно иметь дополнительные силы и средства не только для движения вперед, но и на обеспечение собственных флангов, поскольку противник рано или поздно, нанесет фланговые, встречные удары и замкнет окружение. Таким образом, надо не только идти вперед, но одновременно – расширять коридор с обоих флангов, чтобы превратить его в сплошную зону наступления.

(Продолжение следует)