Сдвиг на уровне доктрины (Часть 5)

В общем, совок развалился в 1991 году, а в следующем, 1992 году, был подписан Маастрихтский договор о создании ЕС, который запустил Евросоюз в жизнь через год, в 1993 году. Последовательность этих дат говорит сама за себя. Понятно, что какое-то время механизмы союза притирались и теоретические принципы, которые были положены в его основу, на практике оказались несколько отличными от запланированных. Евросоюз получил статус субъекта международного права и стал осуществлять внешнюю политику всех стран участниц от своего имени. Пусть и не на 100%, но по ключевым позициям внешней политики именно Евросоюз обычно задавал основной тон.

Но чем дальше, тем сильнее становилось понятным, что вопросы, относящиеся к компетенции ЕС, все больше стали иметь прогерманский вид. А в Германии окончательно победил странный вариант прагматизма, который до сих пор дает сомнительные результаты. К достижениям ЕС можно относиться как угодно, но в 2023 году Союзу исполнится 30 лет и за это время он так и не смог стать центром политической силы и постепенно сдает свои экономические позиции даже не столько в абсолютном выражении, как в своей тотальной зависимости от все более ярко выраженных тоталитарных режимов – Китая и РФ.

Теперь уже всем очевидно, что Германия не справилась с лидерством в Союзе, зато, скооперировавшись с Францией, она стала душить своего естественного конкурента в рядах Евросоюза – Великобританию. Самая главная и крайне деструктивная роль Меркель, которая была канцлером Германии половину срока жизни ЕС, заключается в том, что она не могла или не хотела оценить собственную неспособность быть лидером для всего Союза и по-хорошему уступить эту роль Британии. А та, имея огромный опыт государственного строительства и разного плана международных отношений, который в отличии от Германии, накапливался не дискретно от взлета к следующему краху, а постоянно, довольно справедливо посчитала, что эксперимент с игрой в ЕС оказался неудачным и надо откатываться на предыдущий формат. 

По крайней мере, пока в ЕС будет доминировать Германия, которая уже там подавила принцип коллективности решений, а главное – слила в унитаз демократические ценности в пользу того самого странного «прагматизма», от ЕС нужно держаться подальше и заниматься реальными вещами с реальными союзниками. Тем более, что в США уже сделали свои выводы и даже та «отрыжка», в виде четырехлетнего правления Трампа, не повлияла на это решение. Так что Великобритания стала первой страной, которая покинула ЕС не по экономическим, а по фундаментальным, доктринальным причинам. И не удивительно, что в Брюсселе тут же стали причитать о том, что Лондон создал опасный прецедент и что за ним может начаться выход и других стран. В числе первых кандидатов на выход называют Польшу.

Проще говоря, Британия хоть и ушла, не хлопая дверью, но всем понятно, что развод произошел на доктринальном уровне. И в итоге получается, что Евросоюз не оправдал надежд Британии ни в экономическом, ни в духовном, ни в идейном плане. Проще говоря, направление, в котором Германия повела Европу, Британию абсолютно не устраивает и она не пожелала разделять ту общую политику, которую Союзу навязывает Германия. Но в таком случае, рано или поздно, Британия все же должна была объясниться, как перед своей, думающей частью населения, так и перед той же самой частью населения стран ЕС, которые глядя на маневр соосновательницы Союза, все же хотели бы разобраться в ее аргументах, заставивших уйти «на вольные хлеба», явно имея ряд проблем, связанных именно с процедурой выхода.

(Окончание следует)

3 Comments on "Сдвиг на уровне доктрины (Часть 5)"

  1. Навряд чи Британія стала б лідером Європи. Бути членом – так, а як лідера європейці їх не сприймуть. Люди з якихось віддалених країн, як Португалія та Польща, легше порозуміються ніж англієць з будь-ким з континентальної Європи. Британці занадто відрізняються своїм світосприйняттям та на побутовому рівні від решти Європи. Так само як і норвежці, які так само собі на умі і не поспішають з приєднанням до ЄС.

  2. Puzat-Pasuk | 03.01.2022 at 21:59 |

    Деструктивна роль не Меркель,а Шредера і Меркель.І не половину терміну вони були при владі,а майже весь

    • В самую тютельку.
      Думаю, что автор не обидится на такую поправку.

Comments are closed.