В общем, Литва подняла флаг борьбы за независимость и взяла курс противоположный большевизму. Понятно, что красных у них вполне хватало, как и по всей Европе. Достаточно сказать о том, что и финнам пришлось жестко подавлять «мышыбратьев», которые пытались поднять мятеж под известным лозунгом «адиннарот». У них тогда своих засланных ермачков было как грязи. И не забываем о том, что даже в самой Германии, в том же 18-м году, красные подняли мятеж и были не очень-то и далеки от того, чтобы захватить власть.
Поэтому Литве пришлось столкнуться с тем же самым набором проблем – красная дрянь внутри и красная дрянь снаружи. Цель это дряни была одинаковой – мировая революция или создание огромного красного монстра от Атлантики до Тихого океана. И при этом, отдельные сегменты этого пространства, как Финляндия и Литва, предполагалось загнать под управление вождя мирового пролетариата с помощью красных штыков.
Но в Литве справедливо рассудили, что красная болезнь лечится двумя способами, либо ее надо вышвырнуть как можно дальше, либо уничтожить на месте, а все это делается только вооруженным путем. И вот что интересно, с первых шагов литовского государства встал вопрос о том, какой строить Литву, национальным или много национальным государством, и тогда было принято решение о том, что все те, кто желает бороться с большевизмом и за независимость Литвы являются своими независимо от их национальной, конфессиональной или другой принадлежности.
Тогда-то и начали быстро формироваться литовские вооруженные силы, в которые входили люди множества национальностей, но организованно именно по этническому принципу, в них вошли белорусы. Они справедливо рассудили, что бегство от империи в одиночку вряд ли окажется удачным и самым оптимальным будет создание совместного с Литвой государства, куда часть Беларуси войдет на правах конфедерации. Тут же начали формироваться национальные белорусские подразделения, которые имели знаки различия в виде бело-красно-белой ленты. Документы же военного ведомства стали издаваться на двух языках, литовском и белорусском.
Белорусы показали себя стойкими и умелыми бойцами и особенно мастерски работали их пулеметчики, о которых ходили легенды. Автор монографии, посвященной белорусам, воевавшим в рядах литовской армии, Гинтаутас Сургайлис, так пишет о тех событиях.
«В боях и сражениях под Зарасаем, Швайнштайгером, Турмантасом, Молтаем, Дубингяем, Меркине и Друскининкай (а в Латвии – от Червонки до самого Даугавпилса) земля Литвы обагрена кровью белорусских воинов».
51 военнослужащих из белорусов были награждены крестом Витиса за боевые заслуги. В Литве установлены мемориальные знаки в местах, где белорусские воинов сражались наиболее успешно и доблестно. Даже по окончании войны и заключения мира с совком часть белорусов осталась в Литве. Именно там, в Литве, сохранялась и развивалась белорусская словесность в то время, как на оставшейся под большевиками части Беларуси это вообще никому не было нужно, поскольку там выращивался гомункул «совеццкий человек».
И вот возвращаясь в наши дни, просто отметим, что Лукашенко уничтожает корни собственного народа, его историю и язык. Безусловно, делает он это в угоду Кремлю, которого аж трясет от того, что какой-то народ просыпается и обращается к собственным корням. Ну а Луку трясет от бело-красно-белой ленты или флага, как черта колбасит от ладана, в частности и потому, что с этой лентой пулеметчики укладывали штабеля московских мышыбратьев. Поэтому-то и начал он с Литвы, чтобы стереть эту часть совместной истории.
в вильнюсе при совке в 70-80-х годах я видел много как поляков, так и беларусов. в наших совместных дружеских “засиданиях” наибольше поляки конфликтовали с литовцами. поляки открыто претендовали на территорию именно вильнюсского края. ну вроде как по сей день на земли львовщины в украине. но я вот спокойно и уверено заходил там как в литовскую так и польскую кафешку или бар. флагом мне служил значок (первый сине-желтый) изготовленный литовцами для нас. простенький такой аллюминиевый сине-желтый флаг. а кто-то явно провоцировал тогда поляков на открытую конфронтацию с литовцами. я это видел тогда. правда не сильно понимал кому это выгодно. теперь понятно.