Голодомор. Забывшим и простившим (Часть 1)

От редакции

Сегодня мы решили собрать все то, что за годы работы ЛО было написано о Голодоморе и выдать это одним материалом, но после того, как посмотрели на то, что мы имеем, все же было решено разнести это на две части, просто по уровню тональности. Возможно все это или какую-то часть опубликованного, кто-то уже читал, но сегодня такой день, когда есть о чем вспомнить как по сути, так и относительно того, что уже было написано на эту тему.

В самом деле, обращаясь к этим воспоминаниям, как-то очень трудно понять, что люди, в здравом уме и твердой памяти, зная обо всем этом, что-то там рассказывают об упыре, который считает гибель совка самой масштабной геополитической катастрофой ХХ века. На самом деле, такой катастрофой является отсутствие международного трибунала, который просто обязан дать оценку всему тому живодерству, которым совок покрыл себя не одним и не двумя слоями. Одно только то, что в такой стране могут быть улицы имени палачей, которые угробили миллионы людей самыми изощренными способами, должно быть основанием построить забор с пулеметами и минными полями, вдоль забора, на границе с этими вратами Ада.

Только этого достаточно, чтобы заглядывать в эти глаза не в поисках мира, а чтобы не промахнуться. Все, кто говорит о мире с этим прибежищем вурдалаков, танцуют ламбаду на костях миллионов соотечественников, а возможно и собственных родственников. Они справляют нужду на их могилы и даже на саму их память. Именно для того, чтобы не утратить эту идентификацию, мы публикуем тексты из наших архивов.

***

Две истории о голодоморе. 26 ноября 2016 года

Сегодня мы вспоминаем  один из самых мрачных дней своей истории. Если поразмыслить, то Голодомор оказался трагедией, не сопоставимой ни с чем, что выпадало нам за полторы тысячи лет истории. Коллеги уже много писали по этому поводу, мы же затронем всего два вопроса, один из которых – личного характера.

Те, кто застал совок, хорошо помнят, во что постепенно превращалась кулинария на кухнях простых людей. В маленьких городках у людей за городом были земельные участки, где выращивалась картошка, огурцы, помидоры и другие овощи и фрукты, там же садили малину, смородину и крыжовник, он же – агрус. Все это, в положенное время, собиралось, выкапывалось и обрывалось для того, чтобы хватило до следующего лета. Собственно говоря, если бы всего этого не было, то мы бы вполне увидели голод и в конце 80-х.

Так случилось, что в месте, где жили мои дедушка и бабушка, работал колбасный цех. Кто в теме – знают, что это такое для населенных пунктов. Устроиться туда на работу было практически невозможно. Возможно, кто-то читал об отборе в отряд космонавтов или подобные команды, так вот это все – ерунда. Отбор в колбасный цех был намного жестче. При этом, работники, а особенно работницы, были чуть ли не личной собственностью руководства. Дамы по первому намеку ублажали руководство любым способом, а мужчины работали, дополнительно к основной работе, «мулами». Они выносили колбасу и мясо за пределы предприятия. Потом добыча делилась определенным образом. Конечно, начальство тащило и другими способами, но и отнимать половинить добычу своих рабов тоже не ленилось.

Короче говоря, колбаса сорта «варенка», о которой так ностальгируют совки, по 2.20, там кончилась позже, чем в  прочих местах. Ее иногда «выбрасывали» в магазины, где ушлые граждане уже занимали очередь. Сама очередь достойна отдельной темы, ибо это – срез общества, с его склоками и мордобоями. Но эту ностальгирующую публику автор жестоко разочарует. Чем ближе к полному окончанию колбасы, тем меньше надежд было найти в ней мясо. Многие скажут, что и сейчас там соя и еще черте что. Наверное, но в те времена сои не было, а вот черте чего там было под верх. Эта информация – из первоисточника. Мы не станем приводить здесь то, из чего колбаса делалась, но фантазии молодежи тут явно не хватит.

Так вот, как-то бабуля, к которой автор приехал погостить,  заходилась готовить котлеты. На вопрос «откуда мясо?» пояснила, что это не мясо, а перекрученная в фарш колбаса. Надо сказать, что автор тогда жил примерно в 3 тыс. км. от бабушки и там с едой было более-менее нормально, ибо в то место можно было попасть только самолетом, да и то – лишь при наличии прописки. Короче говоря, такие упражнения с колбасой вызвали у меня массу вопросов, и тема резко перешла в запретную. Так вот,  бабушка рассказывала следующее.

Во время войны эта местность была под оккупацией. Стояло несколько подразделений итальянцев и румын. С ее слов, ни до, ни после этого времени она не пробовала таких вкусных сосисок, шоколада и других продуктов. Местные жители работали на восстановлении взорванных предприятий, за что получали паек и деньги. Короче говоря, по сравнению с коммунистами, жили неплохо и главное – бояться было нечего. Потом пришли «наши» и снова начался голод.

Тогда я поинтересовался, что значит «снова». Бабуля сказала, что и до войны с едой было не очень. Так что у нее масса рецептов готовить еду из самых неожиданных вещей. Она сказала, что мне лучше не знать, из чего готовили еду в те времена. А потом получилось нечаянное продолжение разговора о родственниках на ее родине, восточнее Харькова. Вот во время этого разговора, глядя на ужас в ее глазах, я стал догадываться, из чего готовили пищу в ее селении, откуда ей повезло уехать на «большую стройку» за пару лет до голодомора. Скажем так, живых родственников не осталось и что более показательно, там не осталось даже могил. Понимать это можно как угодно, ибо бабушка отрезала эту тему. И дед, родом из Сумской области – тоже сказал, что не надо мне знать, что стало с их родственниками. Даже имен их не называли.

Так что котлетки из колбасы – не самое интересное из совковой кулинарии. В те времена практиковались вещи, за которые надо было бы разодрать на части «товарища Сталина» и иже с ними. Но есть некая мудрость о том, что убийство одного человека – преступление, а убийство миллиона – статистика. Тем более, когда этих миллионов несколько.

Вторая история совсем иного свойства. Здесь мы не будем касаться той части Голодомора, которая связана с зачисткой территории Украины и последующим ее заселением «братским русским народом», а обратим внимание на другой вопрос. Заставшие совок знают, что тогда существовал такой термин, как «битва за урожай». Короче говоря, совершенно смешные показатели, которые выдавало сельское хозяйство, сравнивались то с урожаями 1812, то 1913 годов, дабы показать бурный рост надоев на квадратный центнер зяби. Если бы сравнение проводили с тем, сколько дает равноценный клочок земли на «загнивающем Западе», то, наверное, коммунистов стали бы вешать прямо на их партбилетах.

Тем не менее, даже то, что удавалось вырастить по заветам товарищей Мичурина, Лысенко и прочих светил, убирать было затруднительно. В поле обязательно выгонялись школьники, а военкоматы призывали «партизан», которые перебрасывались на сбор и перевозку урожая. Это действительно была эпическая битва, где бухали все, от комбайнеров и самих комбайнов, до сельской молодежи и детворы, оставшейся без присмотра. Это была не просто битва, а катастрофическая битва. Но если кто-то полагает, что на том абсурд и ограничивался, то глубоко ошибается. Дальше происходило то, что знали не многие, но о чем догадывались все. Урожай начинали «хранить».

Все собранное путем напряжения различных мест сельских тружеников и переброшенных им на помощь военных, студентов, интеллигенции, школьников и прочих «маломощных хлипаков» успешно разворовывалось и не менее успешно гнило по складам, базам и элеваторам. Такова была система совка. На усушке-утруске кто-то делал состояние, а кто-то ковырял собственный огород. Как итог, пшеницу нам везли из Штатов, Канады и прочих стран, ибо своего было мало и дрянного качества. Но это было под занавес, а в период «становления советской власти», включавшей в себя коллективизацию и индустриализацию, хлеб никто бы не привез, да и покупать, в отличие от брежневской нефти, было не за что.

Мало того, Голодомор стал следствием тотального изъятия у населения сельскохозяйственной продукции, в первую очередь – хлеба. Как теперь известно, изымалось все подчистую, без остатка ни на прокорм, ни на посев. Короче говоря, в Украине был опробован рецепт, которым сейчас успешно пользуется Северная Корея. Кроме убийства зажиточного крестьянства и строптивых, склонных к бунту украинцев, была еще одна, вполне конкретная цель – оплатить ту самую индустриализацию, без который невозможно двигаться вперед.

И вот тут стоит остановиться подробнее. Совок в начале 30-х годов продолжал оставаться аграрной страной, без своего промышленного потенциала. Было очевидно, что даже в царской России не было той прослойки интеллигенции, которая могла бы обеспечить адекватный рост промышленности. Посему, практически все промышленные предприятия были концессионными. Например, Донбасс поднимали бизнесмены и инженеры из Англии, Франции и Германии. Именно они создали ядро тяжелой промышленности, включая металлургию. Без них не было бы Хьзовки, а по окрестностям носились бы суслики и прочие сумчатые и хоботообразные.

Но это было до Первой Мировой. Война, а главное – пришествие большевиков, самым естественным образом изгнало собственников предприятий и ведущих специалистов. Кроме того, большевики успешно и последовательно вырезали ту не очень многочисленную прослойку собственных инженеров, доставшихся им с царских времен. Толпы шариковых были просто не способны созидать. Они специализировались на пытках и расстрелах, а инженеров предполагали захватить на месте, когда пожар революции перекинется на Германию, Францию и дальше. Но не случилось. Пожар остался там, где и начался – на помойке. Именно поэтому пришлось договариваться с американцами о проектировании предприятий и создании целых отраслей промышленности. Но за это надо было платить, как надо было оплачивать и промышленное оборудование из Штатов и Германии. Для этого нужны были деньги. Много денег. Вот хлебушек и ушел в оплату индустриализации.

И вот убив огромное количество украинцев, большевики таки запустили свою промышленность. Автомобильные, тракторные заводы, которые в Штатах выпускали гражданскую продукцию, в совке стали штамповать танки, броневики и прочее оружие. Собственно говоря, больше ничего она и не выпускала. Только оружие или то, что нужно для армии. Народ как жил впроголодь до запуска промышленности, так и жил после запуска. Правда, его начали одевать в хаки и готовить к «освободительным походам».

Вдумаемся, большевики уничтожили огромную часть населения Украины только для того, чтобы иметь возможность производить больше орудий для дальнейшего убийства других народов. И в 1941 году все эти горы оружия, как и большинство промышленных предприятий, созданных на крови – пошли прахом.

И вот этим кто-то предлагает гордиться? Наверное, это – неизлечимая зараза, которую лечит то, что лечит горбатого.

15 Comments on "Голодомор. Забывшим и простившим (Часть 1)"

  1. Микола² | 27.11.2021 at 14:41 |

    Народ не думает , не учит и не хочет знать. Логика проста – умножаеш знания- умножаеш печаль. И такой подход пугает.

    • Владимир | 27.11.2021 at 18:53 |

      В те далёкие времена Докторская( в состав входила говядина в/сорт, нежирная свинина, и шпиг боковой,а Останскинская- нежирная свинина,а со специй- нитрит натрия,соль, аскорбиновая кислота, ферментированный рис,фосфат( сода), и сухое молоко.А в колбасы первого и второго сорта вместо сои добавлялась мука второго сорта. Рецептура 1978 года.

      • Рецептури корегувались,як лінія партії коливалась!©?

  2. Michael Starykov | 27.11.2021 at 16:57 |

    “…пшеницу нам везли из Штатов, Канады и прочих стран…”
    Частенько из Одессы выходил пароход, гружёный пшеницей 3-го класса, а в Питер он приходил, гружёный уже пшеницей 1-го класса. И всё бы ничего, но иногда он, огибая Европу, не заходил в промежуточные порты…

  3. Вовк | 27.11.2021 at 20:57 |

    Автор не згадує про “Торгсіни”…
    Торговля с іностранцамі. Або за валюту, або за золото. Це той чудо-магазин, який Бортко показав в екранізації Майстра та Маргарити… Окрім зачистки території, готуючись до ВІЙНИ, (дегенератизм вищої міри!), повигрібали з населення все золото, яке предки накопичували століттями…
    кАгановичі старались…

  4. Україна має стояти на трьох китах: Армія, Мова, Віра. І гаслом – люби Україну або забирайся геть! Любителів подвійного громадянства треба законодавчо позбавляти українського громадянства, а то у нас і яник його не позбавлений. І не треба боятися занепокоєнності поців з ЕС. Погавкають та замовчать. Україні потрібне якісний народ, а не любителів відосіків, понтів та кацапського міра. Краще менше, та краще. Пора вводити інститут негромадян і в першу чергу це стосується основної маси днр та лнр, та Криму. А то після повернення ми матимемо велику підлу кодлу прокацапів, яуі нас знову здивують на виборах. Ліпше вивести громадянство по проживанню предків в Україні до 1932 року, до початку Голодомору, а понаєхавших в негромадяни.

  5. Щоби зерно, що від “трудового народу” хлібороби заховали в схованках в лісах. полях, городах було легше відслідкувати, комісари, або “буксирні бригади” притримувалися такої тактики: В оселі селян вигрібали і спаплюжували все, що є їстівного, але для влади не було цікавим: квасолю, горіхи, овочі, гриби сушені і т. д. Це із прицілом, що тепер хазяїн обов’язково піде до схованки зерна, а “буксири” тут як тут. Ті рекетири йшли на “дим”. Тобто якщо із труби оселі йшов дим, то вони перевіряли, а чи не зерно труть-печуть-варять “укрыватели”? І все, що було в печі чи готувалася в їжу: піймана риба, чи ворона, чи ладки із бруньок липи, або РОГОЗИ, враз осквернялося до неїстівного стану.

  6. спасибо автору. у вас очень хорошо получается коротко, но аргументированно и внятно разложить и резко и четко рассказать описать довольно сложные периоды нашей истории. особенно современной. не задумывались поработать над учебником или учебном пособии по нашей истории для детей-школяров? это же профанация какая то – дети в школе учат историю черт знает по каким учебникам. букварь с картинками. или наоборот – заумь непонятная. мне было бы простительно не знать после совкового образования чего то там . но дети наши. же внуки наши должны учить и знать реальную историю Украины и своего края. супер важное дело. а все эти академии и куча светил до сих пор не выродили ничего для именно школы. они (светила остепененные …) все кропают диссертации и всякие ужасно научные работы и читают их сами. больше не кому.

    • Вовк | 28.11.2021 at 08:45 |

      Зпочатку – зформувати правильний Світогляд для дорослих! А там і діти підтягнуться/підлаштуються до дорослих…

    • Walker | 29.11.2021 at 00:16 |

      Увы… Учебников хороших хватает, а вот в школы ЗАКУПАЮТ те шо НАДО. Про распил я и не говорю, там одних “аффтарских” немеряно. Ну а на шо готов наш Наркомпрос, вкупе со шкрябинами, шо за 4000$ в избиркомах трудились не покладая всего против ночи и поминать зась.

  7. Алдр | 28.11.2021 at 02:05 |

    Десь читав що до організації голодомору причетні західні країни, які відмовляли сталіну в наданні науково- технічної допомоги, по перше: через неповернуті царські борги, по друге: через опасіння можливої мілітаризації совєтов. Проблема була вирішена після обіцянки сталіна штучно знизити кількість населення. Що він виконав на відмінно, нажаль переважно за рахунок українців.

  8. Victor | 28.11.2021 at 05:40 |

    Мшй знайомий (хотів написати друг, але після роздумів, все таки знайомий, хоч знайемось з1970 року, два вищих, не дурна людина)років 10 назад, ще до війни, при розмові про розвал союза і компартію, сказав мені: Витя, ну согласись, ведь не все было плохо, было ведь и хорошее: На це я йому порекомендував спитати про це хороше у міліонів, що лежать в нашій землі, і у тих хто не родився у цих міліонів, що хорошого вони побачили.
    Недавно ми зустрілись, поговорили, він голосував за зелю. Сумно.

    • Вовк | 28.11.2021 at 08:48 |

      Вихований манкуртом із завищеними патерналістськими очікуваннями Ваш знайомий!

  9. Алексей Ш | 30.11.2021 at 18:31 |

    ***
    Моя мать как-то рассказала, что в беларуских деревнях еще в начале 60-х жители не умели окучивать картошку. Меня это озадачило:
    – Как-так? Картофельный край, а тут такое. Культура возделывания просто так исчезнуть не может. И появляется тоже неспешно. Значит ее раньше просто не было…
    Я копнул вопрос чуть поглубже и выяснилась ожидаемая вещь: до революции беларусы, как и все остальные, сеяли зерно – оно лучше хранится и рисков меньше. Картошка была, конечно, но не как основная культура.
    Ситуация резко поменялась, когда началась продразверстка. Картошку продотряды не брали – пока довезешь всю подморозишь. Пришлось беларусам становиться “бульбашами”.

    ***
    Дед жены моего давнего начальника “под немцами” взял себе хутор. Запахал всю землю, какую только мог. Рвал жилы и себе, и всей семье. Засеял рожью (с пшеницей этот номер не прошел бы). Избыток урожая закопал в лесу. И этим спас семью от голодной смерти в два послевоенных года.

    ***
    Дед моего первого научного руководителя жил на хуторе “у Польшчы при панах”. (Ехаў на раверы, тай і пляваў на пана). После “объединения” в 39-м население с советской стороны буквально вымело в местной лавке все. Но в первую очередь керосин и спички.

    ***
    Моего двоюродного деда с началом войны в 14 лет забрали из дома и повезли куда-то на восток в товарном вагоне. Да-да, те самые трудовые резервы, так их растак. Он сбежал из эшелона. Его поймали и стали шить расстрельную статью за дезертирство с трудового фронта. Как он выкрутился я не знаю, а спросить уже и не у кого. Сбежал еще раз, вероятно, раз жив остался…

    А поганый совок всю ту выжатую из крови народа технику по-барски пренебрежительно вместе с солдатами закапывал в землю просто без счета или палил в огне…

    Таких историй у меня собрано много. Не буду вас утомлять.
    Будь трижды проклят людоедский совок до седьмого колена!

  10. Алексей Ш | 30.11.2021 at 18:40 |

    …За преступления против человечности

Comments are closed.