Три варианта принуждения (Часть 1)

Те, кто застал совок, должны помнить о том, что на ряд должностей, особенно руководящих или связанных с работай в закрытых учреждениях или предприятиях, было совершенно невозможно попасть не члену коммунистической партии. В кадрах тебе выдают анкету, в которой ты должен указать номер партийного билета и все такое. Пустая графа тебе закрывала дорогу наглухо. Мне самому пришлось несколько раз заполнять такие анкеты, но там через черточку было написано КПСС/ВЛКСМ. 

Ну второе у меня – точно было, поскольку еще в школе его оформили заочно, я только фотку сдал и мне принесли книжечку с рисунков кучи орденов сверху. Надо мной висели полтора года, чтобы вступил в организацию, поскольку все уже сделали это, но повлияло на это решение не увещевание комсорга, а речь военкома, который мне пояснил, что место, куда я должен был отправиться служить (и случайно попал в другое место), требует оформление допуска по «первой форме» (секретные, сов секретные и особой важности документы и мероприятия) и для этого комсомольский билет был обязателен. 

В общем, согласился я при условии, что вот эту чушь, которую учили одноклассники о том, за что комсомолу дали награды, устав организации и фамилии каких-то деятелей я учить не буду. Готов принести две фотки и на том – все. Похоже на то, что для комсорга (барышни) это было счастье какое-то и все было сделано заочно и быстро. Ну а иллюзий по поводу того, что собой представляет комсомол и особенно о том, что у комсомола нет секса, еще будучи учеником старших классов, я уже мог писать мемуары. Так сложились обстоятельства, что мы с другом обеспечивали неофициальные части различных комсомольских конференций, где контингент был постарше и потому, развлекались они так, что просмотр Порнохаба уже ничем не удивит.

В общем, отношение к этой организации было соответствующее и очень скоро товарищ Ленин в моем комсомольском билете обзавелся тем же самым, чем он лично мною награждался и в школьных учебниках, а именно – бланшем под глазом, высунутым языком, улыбкой и пятаком, вместо носа. Думаю, что многие помогали Ильичу быть более простым и близким к народу. Но были и рискованные варианты, когда Ильич был изображен в полный рост. Как многие помнят, обычно его изображали с вытянутой рукой, якобы показывающей куда-то вдаль, а второй – он держал себя за пиджак или пальто. Формат ресурса не позволяет подробно описать изменения, которые вносились мною в эти рисунки, но просто скажем так, что он только в этих руках не держал… Ну а в комсомольском билете было штуки три ордена Ленина и вот с ними пришлось поработать пером и тушью уже в армии. 

Перо – тонкое и аккуратно выводило язык, торчащий изо рта с широкой улыбкой и одним зубом, неизменный бланш под глазом и прочие атрибуты. Помнится, когда замполит роты это увидел, долго смотрел мне в глаза, а потом – минут десять ржал так, что я думал он умрет. Но ничего, просто он посоветовал никому его больше не показывать, чтобы не иметь неприятностей. В общем, тогда до меня дошло, как близко я находился от провала и больше таких оплошностей не допускал. Больше его никто не видел и я – тоже. Пару раз, уже после армии, у меня его требовали, но я рассказывал приключенческую историю, как он был потерян в армии и указывал место, где он был выдан, чтобы сделать туда запрос на выдачу дубликата. Поскольку место это было у черта на куличках, то никто этим не заморачивался, поскольку номер и дату выдачи я помнил наизусть. Поэтому – анкета не страдала, но художественная версия документа уже никому не резала глаза. Но в любом случае, этот пример здесь приведен к тому, что формально совок декларировал равенство для всех, а на деле, все выглядело иначе. Бумажка могла решить судьбу человека так, что ни о каком равенстве говорить не приходится.

(Окончание следует)

8 Comments on "Три варианта принуждения (Часть 1)"

  1. Sergii | 19.10.2021 at 20:00 |

    как это знакомо.. примерно так же вступал в десятом классе и так же “потерял” его в армии в 1990 году

  2. В десятом? В седьмом. Правда я на четыре года старше. А в 90-ом я продал его в Польше за пару баксов.

  3. Олег | 20.10.2021 at 04:23 |

    Автор навеял мне не очень приятные воспоминания о молодости. В молодые годы мне довелось играть роль первого секретаря райкома комсомола. Так что описанное мне знакомо. Как я понимаю, артист из меня не вышел и от роли меня отлучили с красивой формулировкой:”не сооветствие занимаемой должности”. Все описанное подтверждаю за исключением “доработки” комсомольского билета – к сожалению верил в идеалы.

  4. Солдатам строкової служби оформлюють допуск за формою 3, не вище, це потім по специфіці слудби можуть переоформити.

  5. BanZaec | 20.10.2021 at 09:11 |

    … продати комсомольський білет за “пару баксов” ??? ))
    Та нехай собі лежить поки дома!! Через років ще 20-30 це буде такий РАРІТЕТ !!! Внуки можуть продати вже за цілих 50 а то і 100 баксів !! ))
    Комсомольський таки да, в мене дома в цілості і сохранності ради “рарітету”, а ось партійний квиток – заполучити не вдалось..
    В Армію мене підгрібли після 1-го курсу інституту аж в кінці червня, після сесії, разом з таким студентами, як і я.. І ось вже перед дембелем в 1986 р. мені комбат запропонував дати рекомендацію для вступу в лави КПРС. Так і каже “Повернишся в інститут, рік походиш кандидатом – а там і в партію візьмуть. З квитколм широкі можливості відкриваються”.. Бачивши як в нашій общагі жив “общественный комендант”, член КПРС, вдвох в чотирьмісній кімнаті, як туди дівок водили, і я не сумнівався, що такі “широкі можлимвості” давав саме парт.квиток.
    .. І ось,на дембель я отримав на руки рекомендацію, яку необхідно було завірити печаткою політ.відділу бригади.. А була пьятниця десь 15.00 я вже був з дембельським дипломатом в руках, побіг в політвідділ, а там вже всі додому зьбираються. Частина була в степу Казахстана, житловий масив за 40 км від частини. Офіцерів возиди автобусом туди-сюди..
    Політрук вже закривав кабінет, коли я підбіг до нього з проханням порставуити печатку, це ж пару секунд діла.. Він спочатку погодився, вже почав відкривати кабінет, а потім глянув в бумажку й каже, що є помилка, треба виправити. От коли виправлять – тоді печатку поставить. “Приходь в понеділок!” – каже..
    Я такий стою і думаю “Два роки відмантулив тут, та ще й на ДВА ДНІ залишатись тут ????”
    Зім”яв я цю бумаженцію, викинув в урну, розвернувся… і поїхав додому !!!
    … Тож коли кажуть, що Єльцин першим в СРСР викитнув свій партквиток, я в жарт відповідаю – “Ні, першим був саме Я, тому що викинув навіть рекомендацію !”… )))))

  6. OldCat | 20.10.2021 at 12:31 |

    Мене теж “примусово-напівзаочно” втюхнули в комсомол у 1969 році за два місяці до видачі атестату. Директриса пригрозилася негативної характеристикою.
    Після успішної здачі першой сесії (КПІ) я квиток урочисто спалив у колі друзів і чітко сказав комсоргу групи (нормальній в принципі дівчині) щоби мене більше не турбувала щодо “внесків”.
    … У 1977 я працював інженером на TV. У київському Палаці “Україна” готувалися до трансляції якогось дурного комсомольського фестивалю. Техніки розставляли в залі камери (кожна вагою 40 кГ) і в той же час у проходах залу якийсь дрібний функціонерчик (ми таких називали “костюмированная молодежь”) проводив репетицію урочистого маршу з кричалками зі своїми підлеглими. Заважав нам конкретно. Я сказав йому щоби не плутався під ногами. Комсюк почав борзіти “ниадеццки” і ще почав погрожувати нам.
    Я мовчки півхвилини дивився йому у вічі. Потім сказав “Ти сьогодні на сцені обісрешся і це буде кінцем твоєї кар’єри. А ми це побачимо відразу з чотирьох камер. Пам’ятай про це!”
    О 7-й вечора почалася клоунада на сцені. Першим виходить той “комсюк у кустюмчику” до мікрофону і добре поставленим голосом починає декламувати:
    – Над планетой ширится фестиваля шествие…
    Я кажу операторам “зараз перевірю ефірну сигналізацію, не звертайте уваги” – і почав періодично тиснути на кнопку, засвічуючи червоні лампи-“маячки” на всіх камерах.
    Бачу на моніторі – комсюк знітився. І почав знову:
    – Над планетой ширится фестиваля шествие… (пауза)
    Потім вже не так упевнено: – Над планетой ширится… фестиваля… шествие… (здавленим голосом): – Простите пожалуйста… і піщов зі сцени.
    Більше я з комсюками не контактував.

Comments are closed.