”С волками иначе не делать мировой,
как снявши шкуру с них долой»
И. Крылов “Волк на псарне”
Итак, ноги японо-китайской войны растут из Мукдена, что в свою очередь одно из последствий войны 1904-1905 годов между Россией и Японией. Но этим роль России/СССР в подготовке второй мировой войны не исчерпывается. Чтобы понять этот процесс более глубоко, необходимо разобраться с тем, почему Япония не проявляла территориальных устремлений к северу от китайской границы.
Здесь конечно же важную роль сыграла география. Вспомним, что в ту пору Уренгой и Самотлор все еще открыты не были, поэтому бескрайнии просторы Сибири казались совершенно бесперспективными в качестве военной добычи. Ничего кроме пеньки и пушного зверя там не имелось. В то же время богатые человеческими ресурсами и стратегическим сырьем государства Восточной и Юго-Восточной Азии были сравнительно слабыми в военном отношении. С условием того, что их колониальные владыки оказались заняты разборками в Европе, они представляли собой, как и рассчитывали стратеги японского Генштаба, очень легкую добычу. Сыграла роль, хоть это и странно, и конкуренция между устремлениями японского флота и армии, которые не смогли договориться между собой, а также зависимость Японии от импорта нефти из США и т.д. и т.п.
И тем не менее был еще один фактор не слишком часто упоминаемый в современной истории второй мировой войны. Еще при царе-горохе (1902) в той же самой Маньчжурии была построена Китайская-Восточная железная дорога как Южная ветка Транссиба (Чита-Владивосток, Чита-Порт-Артур), которая позволила существенно сократить время путешествия из Петербурга (см. схему в начале). Минуя для краткости некоторые детали истории, с 1924 по 1928 год ее северный участок (Чита-Харбин-Владивосток) находился под совместным управлением СССР и Китая в то время как участок южный (Харбин-Порт-Артур) по итогам войны 1904-1905 годов контролировала Япония. В 1928 году правительство Северного Китая попыталось полностью избавиться от российско-советских специалистов северного участка дороги и установить полный контроль над этим довольно доходным предприятием.
В результате в 1929 году произошел военный конфликт между СССР и Китаем в котором безоговорочную победу одержал СССР по результатам которого совместный контроль над северным участком был восстановлен. В этой хорошо забытой маленькой победоносной войне по оценкам приняла участие 1/5 всех ВС СССР или 150 тыс военнослужащих. Командование Квантунской армии, чьи подразделения позже будут задействованы в Мукденском инциденте, извлекло из этого по меньшей мере два полезных, как ему казалось, урока. Первое, что Красная Армия 1929 года подготовлена намного лучше, чем царская 1904 года, что, как и последующие пограничные конфликты, в немалой мере повлияло на нейтралитет Японии в критические годы второй мировой, когда СССР был поставлен вермахтом на колени. Второе, что уровень боеспособности китайской армии находится ниже порога, чем и воспользовались японцы через два года под Мукденом.
Как видим основные зачинщики второй мировой все время разминали онемевшие конечности. То тут, то там СССР, Япония, Германия со товарищами вели постоянные бои и с тенью и опосредованно через третьи страны. Военные конфликты разного масштаба возникали время от времени, затухали, снова разгорались. И так до того момента, когда промедление становилось смерти подобно (1 сентября 1939, 22 июня и 7 декабря 1941) и генеральные штабы разворачивали свои заранее разрисованные самые большие карты.
Похоже, первая четверть XXI века чем-то напоминает 30-е годы XX-го века. Наблюдаются несколько постоянных военных конфликтов разного масштаба на более чем одном континенте. В Европе горячими точками при прямом или непрямом участии мировых держав являются Донбасс, Кавказ (Россия, США), в Азии – Йемен, Ирак, Сирия (Россия, НАТО), растет напряжение вокруг Тайваня (Китай, США, AUKUS), в Африке – Ливия, ЦАР (Россия, НАТО) и т.д. и конца-краю им не видно.
Как и в басне мораль сей притчи проста – если не погасить эти конфликты и не охладить пыл забияк, то следует ожидать усиления интенсивности военных конфликтов с переходом к обменом ударами для начала неядерным оружием, а там “пропадай моя телега, все четыре колеса.” Очень не хотелось бы, поскольку в качестве одного из последствий пролиферации ядерного оружия может сбыться невольное пророчество Боба Дилана:”Ответ на вопрос нам ветер принес, нам ветер на крыльях принес”.
Человечество всегда воевало. Наверно, нет в его истории ни одного года, когда на всей планете был мир.
Где то читал, что 71 год за историю человечества был без войны, не подряд, разумеется…
Ох, и это сомнительно – всегда найдутся какие-нибудь африканские, южно-американские или полинезийские племена, готовые в любую минуту замесить междусобойчик, о котором СМИ не расскажут по причине отсутствия там СМИ. 🙂
Так что пресловутый 71 год – это очень много. Или надо делать поправку: “за историю человечества в рамках информационного поля Евразии и Северной Америки”.
Несколько вопросов: почему только Донбасс? “В Европе горячими точками при прямом или непрямом участии мировых держав являются Донбасс, Кавказ (Россия, США)”;
и причем здесь США?.
Почему не Украина в целом?
Что такого сделали США чтобы остановть оккупацию Крыма?
Что из себя представлял Китай в 20 годы?
Что такое правительство Северного Китая с которым у СССР был конфликт в 1929? Кстати, здесь я более придерживаюсь японской исторической версии …. т.е. после революции 1911 года, и свержения Цин, Манчжурия перестала быть частью Китая. Это их азиатские дела, не европейцам там лезть и рассуждать. имго
“Что такое правительство Северного Китая с которым у СССР был конфликт в 1929?”
Чжан Сюелян командував Північно-Східньою армією і був де факто правителем Північно-Східнього Китаю.
“Это их азиатские дела, не европейцам там лезть и рассуждать. имго”
Згода, але тут не про Азію, а те хто і де вів підготовку до війни. До речі, росіяни це європейці чи азіати?
А щодо міркувань, Вам сюди (https://defence-line.org/o-nas/) “Дабы избежать ненужных пояснений, ответим сразу и всем: здесь излагается авторская точка зрения, основанная на открытых источниках информации. “
Маньжури японцям родичі. А Маньчжурія прабатьківщина.
Все це так, але вони цього не визнають.