Семь лет спустя (Часть 1)

ПРОЛОГ

Сегодня тот день, когда мы вспоминаем всех наших воинов, сложивших головы на войне с нашим экзистенциальным врагом, который столетиями приходил на нашу землю, чтобы убивать, но в этот раз он получил такой отпор, которого даже близко не ожидал. По ряду причин нам пока не удалось изгнать или уничтожить его на Востоке Украины, хотя частично это все же удалось. Цена этого была и остается огромной, но свобода никогда не случается сама собой, а свобода народа – не может случиться без крови. Не имея понятия о цене свободы, ее не ценят и легко теряют. Те парни и девчата, светлую память которых мы вспоминаем сегодня – знали цену своей и нашей с вами свободы. Знали и заплатили ее по полному счету.

Ну а день этот приурочен к событиям, которые принято называть «Иловайской трагедией». На самом деле, в одно и то же время и примерно в одном и том же месте сложились два трагических события – отход войск «Сектора Д» и собственно – Иловайская операция. Сегодня уже можно четко говорить о том, что эти два события не были связаны общим замыслом и скорее всего бойцы, непосредственно принимавшие участие в том и другом сражении, не знали о том, что рядом происходит еще что-то. Более того, этого не знали даже их командиры, поскольку  выход из сектора Д был на холке командования ВСУ, а Иловайск – детище подразделений, так или иначе состоящих в системе МВД.

Это мы знаем сейчас уже после того, как ключевые лица тех событий, пусть и без деталей, но рассказали о том, что происходило на самом деле. Но в 16-17 году приходилось рассуждать на мизере информации и потому здесь мы предлагаем часть того, что было нами посвящено этой теме именно на ЛО, поскольку самые первые материалы по иловайскому узлу были написаны на другом ресурсе, но они не сохранились. Поэтому мы предлагаем два материала, которые почти не правили, чтобы коллегам был понятен ход мыслей именно тогда и сейчас, уже зная намного больше, это можно было сравнить и оценить насколько близко удалось подойти к реальным событиям и оценить их с минимумом данных. Что-то там будет повторяться, но это – развитие темы и потому – как есть.

***

ИЛОВАЙСК. ДВА ГОДА СПУСТЯ. 28 августа 2016 года 

Два года назад всей Украине стал известен маленький городок, лежащий на полпути от Донецка до российской границы. Сейчас об Иловайске знают все и с его названием связывается факт самых крупных единоразовых потерь наших сил. Как все помнят, в район Иловайска откатывались войска сектора «Д» после бегства их командования, ввиду факта вторжения российских войск. Именно юго-восточнее этого городка и произошел бой прорывавшихся колонн наших войск.

Мы писали об этих событиях сразу, по-горячему, и спустя два года так и не получили ответов на несколько вопросов, которые возникли еще тогда. Наверное, Генпрокуратура нароет факты и мы, наконец-то, узнаем имена «героев», которые допустили такой трагический исход. Различные источники дают разные толкования этому событию и может случиться так, что всей правды мы так и не узнаем. Тем не менее, ответы на некоторые вопросы могли бы пролить свет на те события.

Самый главный вопрос в том,  учитывалась ли возможность вторжения российских войск на нашу территорию или нет? Судя по тому, как выглядел весь сектор «Д», складывается впечатление, что такая возможность не бралась в расчет. Наши войска растянулись более чем на 100 км от Амвросиевки до Красного Луча узким коридором, с одной стороны зажатым позициями «отпускников» по линии Иловайск-Шахтерск-Торез-Снежное- Красный Луч, а с другой стороны – границей РФ. С учетом того, что сплошной линии фронта не существовало, то войска сектора «Д» изначально ставились в положение «оперативного окружения».

С учетом того, что разведка, да и просто мирные жители Ростовской области сообщали о концентрации российских войск непосредственно у нашей границы, командование обязано было брать эти факты в расчет при планировании боевых операций. На самом деле, это – ключевой момент, ибо он влияет на характер локальных операций, в частности – Иловайской. Оставив в стороне то, что делалось в районе Саур Могилы и восточнее, просто представим, что в 20-25 км северо-восточнее Северная группировка наших войск вышла на окраины г. Шахтерск, а южнее, восточнее и западнее Иловайска, пока еще находились наши войска. Именно при таком раскладе и происходила битва за Иловайск. Сегодня, глядя на карту, возникает вопрос: почему именно Иловайск? Зачем вообще надо было штурмовать этот город? Наверное, кто-то скажет, что Иловайск – крупный железнодорожный узел с направлением на РФ, а кроме того, через Иловайск из Харцызска (Донецка) идет и автомобильная дорога в район Успенки, на российской границе. 

Этот аргумент имеется почти во всех пояснениях ценности этого населенного пункта. Но если речь идет о недопущении использования Иловайска пророссийскими боевиками и, возможно, российскими войсками, то эта задача решается совершенно иным путем и другими силами. Грубо говоря, Иловайский ЖД узел имеет форму креста. На юг от него идет двухколейная дорога на Амвросиевку-Успенку в РФ. На север – Харцызск и еще один узел – Ясиноватая с дальнейшим выходом на Донецк, Горловку и далее – на Харьков. На запад – одна колея в сторону Моспино и южную часть Донецка. Восток – одна колея на Зугрэс, Шахтерск, Торез, Снежное и далее – Дебальцево, Луганск и еще один выход к границе РФ. 

Если речь шла о предотвращении возможного использование автомобильной и железной дороги в сторону Амвросиевки-Успенки, то достаточно было просто взорвать все мосты, которые имеются на участке южнее Иловайска и в город можно было вообще не входить. Тем более, что было точно известно о наличие там укрепрайонов. Штурм такого рубежа без авиации и артиллерии – очень рискованное мероприятие, тем более- с требованием минимальных потерь местного населения. Из этого следует, что Иловайск вообще не надо было штурмовать. Достаточно было вывести из строя пути сообщения.

Куда более перспективным направлением удара был Зугрэс. Мало того, что через него проходит указанная выше железная дорога, так там проходила, по сути – рокадная автодорога М21. На тот момент – единственная дорога, связывающая Донецк и Луганск. Причем, захватывать город тоже не имело смысла. Просто нужно было выйти к мостам через р. Крынка и качественно их вывести из строя. В этом случае ударная группа имела бы возможность сманеврировать, в случае осложнения ситуации. Она могла уходить как в сторону Амвросиевки, так и в сторону Шахтерска или Кировского, которые тогда были нашими, и выйти в направление Дебальцево.

Но мы видим, что кто-то принял решение не на проведение рейда для разрушения коммуникаций, а именно штурм укрепрайонов. Кто этот человек – не известно. Тем не менее, командир штурмовой группы, вводя людей в Иловайск, обязан был предусмотреть несколько вариантов отхода в случае неудачи, а таковая читалась сразу, ибо артиллерия по городу не работала и речь шла не просто о боях в городе, которые дают самый высокий уровень потерь, но и прорыв укрепрайонов.

То есть, стратегический просчет, касающийся самой возможности входа российских войск, повлиял на выбор инструмента, решающего вопрос транспортного узла. Было выбрано самое неудачное решение из всех возможных. Но ситуация могла не достигнуть размеров катастрофы, если бы самой операцией командовал вменяемый командир. Иловайской штурмовой группе не повезло, ибо ими командовал бездарь, самозванец и трус. У него был единственный план – зайти и всех победить. Но на его счету уже имелись подобные операции, когда почти весь его личный состав уходил в 200-е, 300-е и пленные. Достаточно вспомнить Карловку и вопиющий факт доставки наших раненных бойцов в больницы оккупированного Донецка. То есть, этот человек не знаком с элементарными азами планирования боевой операции.

(Продолжение следует)

3 Comments on "Семь лет спустя (Часть 1)"

  1. СергейБелогор | 29.08.2021 at 16:52 |

    Лушпайка, блдь продажная, был тот поц.

  2. Олег | 29.08.2021 at 19:00 |

    Може авакозванць?

  3. Константин | 30.08.2021 at 03:13 |

    Героям Слава

Comments are closed.