О флоте, героизме и лжи (Часть 2)

Как известно, практически до конца 1942 года Рейх и его союзники постепенно добавляли захваченные территории к своим владениям. Собственно говоря, в этом году был достигнут предел их экспансии, а летом этого года казалось, что достаточно еще одного усилия и в каком-то месте линия обороны союзников не выдержит, а дальше пойдет эффект домино и начнет рушится весь фронт. Мы более или менее прилично знаем то, что делал Вермахт в это время на Восточном фронте, хотя если кого-то оставить без доступа к Сети и спросить о том, какие наступательные операции или просто – сражения под Харьковом происходили в это время, в большинстве случаев мы не услышим ничего интересного. 

А ведь там были организованы как минимум – две крупнейшие наступательные операции, но обе провалились и о них забыли также надежно, как и о знаменитой Ржевско-Сычовской, больше известной под шифром «Юпитер». Она тож провалилась примерно в это же время и принесла РККА до миллиона трупов. Командовал ею Жуков. Зато все хорошо знают о вспомогательной операции «Сатурн», которая должна была оттянуть силы противника на себя и дать возможность таки завершить успехом Жуковскую операцию «Юпитер».

Но случилось непредвиденное. Вспомогательная отвлекающая операция, где Жукова не было и близко, оказалась успешной настолько, что она превзошла самые смелые ожидания и когда стало понятно, что враг провалился, оказалось, что у операции «Сатурн» просто нет стратегического продолжения и потому под развитие успеха там просто не было предусмотрено ни сил, ни средств. Поэтому, разорвав оборону противника, войска пришлось банально остановить. 

В общем, операция «Сатурн» теперь известна под собственным названием «Сталинградская битва», а операция «Юпитер» была чуть ли не засекречена на десятилетия, а масштаб потерь очень приблизительно был озвучен практически перед развалом совка. До миллиона войск было бездарно погублено и об этом просто забыли как о том, что вчера натворили или наговори по пьянке. Миллион? Бабы еще нарожают.

Но все это к тому, что если так легко можно вымарать провальные харьковские или ржевские (тоже две) наступательные операции, где были загублены сотни тысяч собственных граждан, то что можно говорить о том, что где-то в это же время на другом краю земного глобуса кто-то демонстрировал героизм, упорство и верность своему долгу так, что это можно приводить в качестве примера всем последующим поколениям.

Но перенесемся к месту событий, а именно – в Средиземное море. К тому времени, Британия контролировал оба входа в море – Гибралтар и Суэцкий канал, но вот средняя его часть представляла собой сплошную угрозу. К тому времени все континентальное побережье Европы и северный берег Африки были под контролем Рейха и его союзника – Италии. Основной задачей британского флота было нанесение как можно большего урона логистике Африканского корпуса, который действовал в Северной Африке, целью которого был захват Суэцкого канала и выход через Палестину к нефтяным полям Персидского залива.

Английский флот оперировал из Гибралтара, Александрии и Палестины, но противник мог противопоставить свою авиацию, которая легко оперировала с береговых аэродромов как с северного, так и с южного побережья моря. Поэтому для того, чтобы обеспечивать надежное прикрытие собственных конвоев в средней части Средиземного моря и для нанесения ущерба поставкам довольствия африканской группировке, Британия позарез нуждалась в береговой базе как для своих ВВС, так и для своего флота, который мог бы укрыться, в случае необходимости, в надежно защищенном месте.

(Окончание следует)