Неумолимая решимость (Часть 4)

План действий был простым и понятным для всех. Адмирал Сомервилл должен был начать переговоры с адмиралом Марселем Генсулом, командующим французской эскадрой. Генсул первоначально отказался встретиться с эмиссаром Сомервилла и переговоры начались путем радио обмена. Адмирал Сомервилл получил от Адмиралтейства четыре варианта, которые должны быть доведены до  французского адмирала: 

  1. вывести в море и объединить силы с Королевским флотом; 
  2. плыть с сокращенными экипажами в британские порты, где суда будут конфискованы, а их составы репатриированы; 
  3. отплыть с сокращенными экипажами на базу в Дакаре, где корабли будут обездвижены; 
  4. уничтожить свои корабли в течение шести часов.  Адмиралтейство проинструктировало Сомервилла таким образом, что если Генсул откажется от всех предложений, французские корабли должны быть выведены из строя там, где они окажутся на тот момент с использованием «всех средств, имеющиеся в распоряжении».

То есть, это не был ультиматум в стиле «сдайся или умри», французам был дан целый набор из вариантов, которые они могли выбрать, в частности – не вызывая проблем у правительства Виши. Если бы адмирал согласился утопить корабли на выходе из базы, то формально флот не перешел бы на сторону Британии, а по Компьенскому акту о капитуляции Германия и так обязалась не отбирать этот флот при условии, что он будет обездвижен. А лучший вариант лишить корабль подвижности, это – утопить его. В таком случае, Виши остались бы при своих интересах, а Британия решила бы свою проблему.

В общем, эти же условия давали и британскому адмиралу полный карт-бланш. По сути, Адмиралтейство предоставило ему принимать исход от максимально положительного – перехода флота в подчинение Британии, до самого негативного – уничтожения кораблей прямо на базе французского флота. Адмирал Сомервилл получил такую шифровку от командования:

«На вас возложена одна из самых неприятных и трудных задач, с которыми когда-либо сталкивался британский адмирал, но мы полностью доверяем вам и полагаемся на вас, чтобы безусловно выполнять ее»

А  чуть позже адмирал Генсул дал согласие на встречу эмиссара адмирала Сомервилла с его флаг-лейтенантом вне пределов базы. От британского флота на переговоры отправился франкоговорящий лейтенант Холланд. На борту эсминца HMS Foxhound в 8:10 он отбыл к месту рандеву где и встретился с представителем командования французской эскадрой. Переговоры шли больше двух часов и напряжение нарастало. 

Времени для переговоров было отпущено до полудня но эмиссар британского командования попросил дать еще времени, поскольку французы явно колеблются. Крайний срок отодвинули до 15:00 и по истечении этого срока адмирал Генсул дал согласие на личную встречу с британским эмиссаром, на борту своего флагмана «Дюнкерк». Переговоры продолжились уже в 16:15.

В это время из Лондона Сомервиллу пришло сообщение о перехвате шифровки французского адмиралтейства, которое оставило Генсулу два варианта – либо присоединиться к британской эскадре, либо утопить свои корабли. Но адмирал проигнорировал это указание и в 17:15 заявил о том, что его не устраивают условия ультиматума и что он их отклоняет. Эмиссар Сомервилла передал Генсулу окончательный ультиматум, либо до 17:30 он принимает ультиматум, либо эскадра открывает огонь. 

(Окончание следует)

1 Comment on "Неумолимая решимость (Часть 4)"

  1. Труфальдино | 19.07.2021 at 04:56 |

    Какой Генсул? Правильная транскрипция Жансюль

Comments are closed.