В общем, РФ имела почти половину всех ядерных боезарядов, а вместе со Штатами на них приходилось 95% этого «добра», но очевидно, что при таком обилии боеголовок неизбежно встанет вопрос о том, чтобы обеспечить их все адекватными средствами доставки. И в совковые времена большевики эффективно решали этот вопрос путем снабжения межконтинентальных ядерных ракет разделяющимися головными частями.
Это чем-то напоминало то, что сейчас делает Илон Маск, только он запускает ракету, которая за раз выводит 60 спутников связи, а тогда военные закладывали возможность одной ракетой доставить до территории противника десяток или дюжину боеголовок, которые отделялись от ракеты на терминальном этапе ее полета. Понятно, что чем больше ракета берет боеголовок на борт, тем большей должна быть ее устойчивость.
И тут чисто из объективных соображений самым стойким компонентом триады выглядят МБР наземного, шахтного базирования. Да, ядерные субмарины-ракетоносцы, находящиеся где-то в океане – тоже обладают высокой стойкостью и именно их часто рассматривают как средство обеспечения удара возмездия, но история говорит о том, что истинную стойкость, в плане скрытности, можно обнаружить только во время войны.
Вполне возможно, что эпопея с «волчьими стаями» третьего Рейха и подводным флотом императорской Японии может повториться. Тогда были взломаны шифры и союзники читали обмен шифровками, плюс к тому, появились средства обнаружения субмарин, которые привели к тотальному уничтожению подводного флота. Где есть гарантия того, что нечто подобное не существует прямо сейчас? А понять это будет можно только если дело дойдет до драки.
А вот ракеты наземного базирования, стоящие в шахтах – другое дело. Они защищены средствами ПВО/ПРО, плюс к тому их конструкция предусматривает стойкость при ядерной атаке, без прямого попадания боеголовки в шахту. И вот тут Москву поджидает первая «засада». По разным данным, в РФ по состоянию на начало 2014 года имеется примерно 1400 ядерных боеголовок в развернутом состоянии и как мы отметили выше – к немедленному применению. И далее – прямая цитата российских аналитиков.
«Основой РВСН РФ остаются устаревшие ракеты Р-36М2 (РС-20, SS-18 / «Воевода», по классификации НАТО – «Сатана»), УР-100Н УТТХ (SS-19 / НАТО – «Стилет»). На эти два типа ракет приходится 75% развернутых боезарядов РФ.
Причем на Р-36 М (Сатана SS-18) приходится 43% всех существующих боезарядов. Эту цифру мы должны хорошо понимать, т.к. эти боезаряды были созданы и обслуживаются украинским «Южмаш» (г.Днепропетровск), системы управления – «Хартрон» (г. Харьков)».
Очевидно, что с началом агрессии Московии против Украины ни о каком обслуживании ракет или их отдельных систем, созданных силами украинских предприятий, уже речи не идет. И тут надо понимать, что конечно – можно переманить каких-то специалистов или украсть какие-то детали или расходники. В конце концов – можно что-то заменить собственными изделиями, но учитывая стоимость всего изделия и его важность для самой критичной сферы военного ведомства, кто-то должен дать гарантию того, что замена чего-то не приведет к необратимым последствиям. Проще говоря, кто-то должен взять на себя ответственность за то, что ракета полетит и сделает это штатно, в результате чего – доставит боеголовки до цели. А такие вещи можно гарантировать исключительно в ходе проведения испытаний, отстреливая для этого ракеты, которые банально нечем заместить.
(Окончание следует)
Они каждый год пускают 1-2 “Сатаны”, для проверки работоспособности.
На фото – “Сатана” (в контейнере), ЮМЗ, Днепр
пока еще были свои люди на ЮМЗе, узнавал, что регулярные проверки парашей наших ракет окончились лет 15 назад, а лет пять тому были прекращены полностью. причина – потеря взлетной и курсовой устойчивости. еще до войны ЮМЗ успел переделать (реконструировать с заменой) часть (ок 7) ракет. но индекс новых ракет уже изменен. с началом агрессии все работы прекращены полностью. парашинцы уведомили разработчика, что самостоятельно модернизируют наши ракеты, заменив все системы управления на свои. дальше весь путь в тумане. нового ничего не слыхал. и кстати – 10 ракет, это было в начале и рекламой. позже стали ставить (может даже на все) только шесть, а остальное место – генератор РЭБ весом тонна и металлические ложные цели в кол-ве 50 штук с системой сжатого газа. и это было в каком-то договоре отмечено. надо поискать или подскажите, кто в курсе… и кстати система стабилизации гироскопного типа на кварцевом волокне, которое тоже имеет срокгодности. вот только не знаю какой. но у теодолитов с гироскопом такого плана – 10 лет и замена на новый.
Еще слышал, что уже сильно влияет банальная “усталость металла”
Рядом с этой “железякой” постоять, и чувствуешь мощь. Впечатляет, честно говоря.
Но, когда осмыслишь весь комплекс, существование и абсолютно слаженное функционирование которого есть необходимым для реальной боеготовности этой ракеты, понимая некоторую специфичность соответствующих “традиций”, эсэсэсэру, а в последствии и эрэфии свойственных, появляются сомнения в рациональности данного изделия….
Ну, и естественно, поскольку создавалось это все не там, а здесь, и соответствующие спецы не тамошние…
Так что стоит обратиться к давней статье https://oleg-leusenko.livejournal.com/776979.html.
Не думаю, что в стране с такими условиями существования инженеров и ученых, как это было в эсэсэрэи по большей части в эрэфии и осталось, возможны какие-то ощутимые достижения в серьезных делах.
“Рядом с этой “железякой” постоять, и чувствуешь мощь. Впечатляет, честно говоря.”
А если учесть, что внизу контейнера еще 1-2 тонны пороха… 🙂