В далекой юности, когда по телеку в основном показывали фильмы про войну, содержание которых можно свести к двум фразам: «Ура!», и «Ы-ы-ы!», как-то попался на глаза польский фильм «Приключения канонира Доласа». Помню, что смотрели какой-то компанией и еще задолго до конца картины возникла мысль о том, что досмотреть ее не получится ни при каком раскладе, поскольку мы тут все умрем от смеху раньше. Спустя время, удалось посмотреть его еще раз и тогда возникли мысли о том, как же покрутило этого бедолагу, а главное, какой странный путь он проделал во время войны.
И действительно, тогда было решительно непонятно, куда и зачем он ехал, что можно было делать на Ближнем Востоке и других местах. Мы-то знали точно, что война была в Брестской крепости, под Москвой, в Сталинграде, на Курской Дуге и конечно же – штурм Рейхстага. Да, мы знали, что американцы иногда постреливали в японцев, а те – в американцев, но то было одно баловство, как и Второй Фронт, который еле удалось вынудить открыть и где немцы почти не воевали. А тут – такая история с абсолютно необычной географией событий, как для той войны. Но оказывается, что сюжет фильма – очень упрощенная версия того, как пришлось повоевать десяткам тысяч поляков.
У нас мало кому известно имя польского генерала Владислава Андерса и если поближе познакомиться с его личностью, то станет понятно – почему именно. Если просто пройтись вдоль его биографии, то по пути откроется столько шкафов со скелетами, что душно станет не одной стае историков в самых разных странах. Мы попытаемся это сделать в виде небольшой и может быть, не всегда совсем точной зарисовки, но желающие сделать собственный экскурс по этому маршруту найдут множество интересных фактов и аналогий.
Родился он в 1892 году на той части разодранной Польши, которая была под управлением российской империи. Надо заметить, что де-юре он был подданным российского императора, но де-факто – поляком, с выключенной рефлексией по поводу оккупанта, которого он был готов душить любыми средствами. Кстати, именно в этом аспекте своих взглядов Андерс оказался в одной компании со Степаном Бандерой, как бы парадоксально это не выглядело.
Поэтому, начав Первую мировую войну в императорской армии, он без раздумий примкнул к Юзефу Пилсудскому и дезертировал из нее, перейдя на сторону противника оккупанта. Оно и понятно, ведь все прелести российской оккупации он знал на собственном опыте и борьба за избавление от нее, не важно под какими флагами, стала для него логичным выбором.
После окончания Мировой Войны Польша получила войну с большевистской россией и Андерс снова оказался рядом с Пилсудским, под руководством которого удалось разбить армию Тухачевского и вынудить пролетариев драпать так, что будь там рефери с секундомерами, то рекорды по бегу были бы и сейчас актуальными. Но не случилось. Большевики взяли такой разгон драпа от польской армии, что остановить их смогли только волны холодного Балтийского моря на территории Восточной Пруссии, откуда они были интернированы в страну победивших себя и здравый смысл пролетариев.
А в 1926 году, когда Пилсудский устроил путч и установил диктатуру, Андерс уже был по другую сторону баррикад, выступая против заговорщиков. Тем не менее, Пилсудский не стал с ним сводить счеты и оставил в армии. Спустя четыре года, на одном из мероприятий Пилсудский и Андерс нечаянно встретились и диктатор, увидев Андерса все еще в звании полковника, приказал присвоить ему очередное воинское звание бригадного генерала, как и было положено.
Начало войны Андерс встретил на своем посту и невзирая на хаос, все же смог организовать контрнаступление под Варшавой, в результате чего германская армия впервые оказалась перед фактом одновременного пленения боле 1000 своих военнослужащих. В общем, появились небольшие надежды на то, что можно выстоять, но на 17-й день боевых действий в Польшу вторгся совок и дело было кончено. Андерс попытался вывести своих людей в Венгрию, но был ранен и попал в совковый плен.
С марта 1940 года он содержался в тюрьме на Лубянке, где он уже был готов разделить участь своих соотечественников, но год спустя, 4 августа 1941 года, его привели на допрос к высокопоставленному чекисту, которым оказался Берия. Тот ему пояснил, что в соответствии с достигнутым соглашением с руководством Великобритании, правительство приняло решение освободить польских пленных военных с тем, чтобы те выступили на стороне союзников против общего врага – Германии. Его освободили и какое-то время он находился в одной из московских квартир, после чего ему была определена роль собирателя польских пленных.
(Окончание следует)
Теж бачив цей фільм, і так само було повне непорозуміння . При перегляді фільму “Папуга, що розмовляє на ідіш” вже були питання що спонукали до більш уважного ознайомлення з історією.
Очень касательно данной темы, но весьма познавательно.
Именно при отступлении польских частей в сторону Венгрии погиб замечательный писатель и киносценарист белорусского происхождения – автор знаменитой дилогии – “Знахарь”, “Профессор Вильчур” – Тадеуш Мостович (его псевдоним “Доленга” – взят из эпоса Великого княжества литовского).
Всем рекомендую перечитать эти произведения именно в украинском переводе, так как перевод на “великорусское наречие русского языка” ужасно беден, а фильм “Знахарь” безбожно перевран (в моих глазах даже потерял авторитет Ежи Гоффман).
По имеющейся информации, Мостович погиб 22 сентября на украинской земле, когда польскую колонну атаковали советские танки.
Французы почти всегда преследовали лишь свои интересы и плевали на международные договоренности и эмбарго- ради денег продавали кому угодно и что угодно. Неприятные людишки
“Андерс попытался вывести своих людей в Венгрию,”-Угощина була союзницею Гітлера, може, в Румунію?(Туди евакуювався уряд Польщі).
Ещё неплохо бы разобраться в оккупации нашего Крыма. “И чтобы ни один танк не покинул расположение части” Ю. Тимошенко 2014
Не понял, а где мой коммент?