Опасный эксперимент (Часть 4)

1974 год, когда волна хиппи еще не схлынула и только недавно по миру с концертами ездили Битлы, а по Луне ходили и ездили люди. Выставочный центр Неаполя, Италия. Художница из Белграда Марина Абрамович, которую сейчас считают одной из основоположниц современного перфоманса, устроила зрелище – провокацию, которую потом поясняли разными способами и она – тоже давала несколько различные определения этого мероприятия. Название перфоманса «Ритм 0».

Смысл его заключался в том, что она на 6 часов становилась чуть ли неодушевленным предметом, куклой, а присутствующая публика могла с нею делать все, что захочет одним из 72 предметов, которые она отобрала для этой цели. Как описывают это мероприятие, часть предметов могла доставлять удовольствие, а часть – боль. К сожалению, мы не нашли точного перечня этих предметов, но чаще всего вспоминают предметы, предназначенные для причинения боли – лезвия, ножи, пистолет с одним патроном и так далее.

Тогда ей было 28 лет, и она была вполне симпатичной девушкой. Думаю, что там могло быть поровну предметов, которые могли доставлять положительные и отрицательные эмоции, а в итоге, по моему мнению, произошел бы подсчет использованных предметов, чтобы объективно оценить то, к чему стремится человек, когда ему позволено почти все.

Перед началом мероприятия она подписала инструкцию для участников, в которой собственноручно согласилась с тем, что все последствия эксперимента остаются на ее совести. Но результат оказался не просто другим, а совершенно другим.

Нечаянно Абрамович нажала на кнопку сознания присутствующих, под которой красовалась очень скромная надпись «безнаказанность», и это почти мгновенно подняло в этих людях (у большей части) самое низменное и животное, что только есть. Вот как сама Абрамович описала то, что произошло дальше:

«Сначала зрители очень хотели со мной поиграть.Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану. После шести часов перформанса я со слезами на глазах, голая пошла навстречу зрителям, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я „ожила“ — перестала быть их игрушкой и начала управлять своим телом. Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила у себя прядь седых волос». Вот ее прямая речь на английском, но там все просто и нетрудно понять даже тем, у кого английский что называется «со словарем».

Были и другие воспоминания очевидцев и соединив их вместе, картина предстает следующим образом. В помещение собралась в принципе – культурная публика, поскольку по выставкам, а тем более – по необычным и новым тогда перфомансам, в основном ходила просвещенная, эстетствующая тусовка интеллектуалов. Это были не ханыги, не бандиты и даже не простые люди с улицы.

(окончание следует)

7 Comments on "Опасный эксперимент (Часть 4)"

  1. rock-n-roll | 04.11.2019 at 20:23 |

    Кошмар какой-то, а не перфоманс…
    А патрон в пистолете, интересно, был боевой?

    • Думаю, над красивой молодой девушкой можно даже холостым патроном сотворить ужасное.

  2. Олдридж Рэй:
    “The Emperor of Everything”, 1992
    “Император всего”, эпиграф.

    О, можно ль с помощью священного искусства
    иль остроты ума и чувства
    промчать на сердца быстрых скакунах?
    О нет.
    Вон капли крови на камнях.
    – – – – – – – – –

    Что тут неясного? Только дурак этого не поймёт. Оттого, что некто выучил немного знания, умений, кое-что умеет сам — он совсем необязательно хороший человек. Как минимум, а по сути — в эпиграфе.
    Кстати, низменное и животное — это что конкретно? А то знаете ли, иду я по улице, по асфальту, а в сторонке голубь и голубица милуются и заботятся друг о друге. Сизые такие, классические голуби. И что? Улитка через тропинку ползёт. Кошка облизывает себя, чистоту наводит. Ах да, хищник на охоте… Но он же травой не питается, не может.
    А что за люди были собрались на представление? Что за мораль(!!!) была у них? Ответ найти не так и сложно.

  3. Наталія М. | 04.11.2019 at 23:09 |

    Этот перфоманс ещё раз доказал, что безнаказанность полностью развращает людей и у них едет крыша. Хотя, трудно признать что над этой девушкой поиздевались интеллигентные люди. Хотя, в кругу эстетствующих ещё и не такой сброд находился. Имхо.

  4. Названия нескольких глав из фанфика Элиезера Юдковского (Less Wrong) «Гарри Поттер и методы рационального мышления» и цитата из последней упомянутой.


    Глава 51. Название скрыто. Часть 1
    Глава 52. Стэнфордский тюремный эксперимент. Часть 2
    Глава 53. Стэнфордский тюремный эксперимент. Часть 3
    Глава 54. Стэнфордский тюремный эксперимент. Часть 4
    Глава 55. Стэнфордский тюремный эксперимент. Часть 5
    Глава 56. СТЭ. Часть 6. Условная оптимизация
    Глава 57. СТЭ. Часть 7. Вынужденное познание
    Глава 58. СТЭ. Часть 8. Вынужденное познание
    Глава 59. СТЭ. Часть 9. Любопытство
    Глава 60. Стэнфордский тюремный эксперимент. Часть 10
    Глава 61. СТЭ. Часть 11. Секретность и открытость
    Глава 62. Стэнфордский тюремный эксперимент. Финал
    Глава 63. Стэнфордский тюремный эксперимент. Послесловия

    «
    Гарри смотрел в яркое синее небо. Желающий стать рационалистом обязан прочесть ужасно много статей о недостатках человеческой натуры. Некоторые из этих недостатков приводят к невинным логическим ошибкам, но другие выглядят гораздо мрачнее.

    Гарри смотрел в яркое синее небо и думал об эксперименте Милгрэма.

    Стэнли Милгрэм поставил его, чтобы изучить причины второй мировой войны, чтобы попытаться понять, почему жители Германии подчинялись Гитлеру.

    Он разработал эксперимент для изучения подчинения. Милгрэм хотел выяснить, не были ли немцы по каким-то причинам более склонны подчиняться преступным приказам от авторитетных лиц.

    Сперва Милгрэм провёл пробную версию эксперимента на американцах в качестве контрольной.

    И после этого счёл излишним ехать в Германию.

    Экспериментальная установка: группа из тридцати переключателей с пометками, начинающимися от «15 вольт» и заканчивающихся на «450 вольт». Переключатели разбиты на группы по четыре, и каждая группа подписана дополнительно: например, первая группа из четырёх переключателей подписана как «Слабый удар», шестая — «Крайне интенсивный удар», седьмая — «Опасно: труднопереносимый удар». Последние два переключателя помечены просто как «ХХХ».

    Экспериментатору помогал актёр, изображавший, что он такой же участник эксперимента, как и настоящий испытуемый – как будто он откликнулся на то же объявление о поиске участников эксперимента. Актёр проигрывал (подстроенную) лотерею и оказывался привязанным к стулу с электродами. Настоящему испытуемому давали слабый удар током, чтобы он убедился, что установка работает.

    Настоящему испытуемому говорили, что эксперимент изучает воздействие наказания на обучаемость и память, и эта часть эксперимента проверяет, имеет ли значение, какой человек производит наказание. Говорили, что человек, привязанный к стулу, будет пытаться запоминать наборы из пар слов, и каждый раз, когда «обучаемый» даёт неправильный ответ, «учитель» должен применять всё более сильный удар током.

    На 300 вольтах актёр прекращал попытки отвечать на вопросы и начинал стучать в стену, после чего экспериментатор говорил испытуемым, чтобы они трактовали отсутствие ответа как неправильный ответ и продолжали.

    На 315 вольтах удары в стену продолжались.

    А дальше звуки за стеной прекращались.

    Если испытуемый возражал или отказывался нажимать переключатель, экспериментатор в сером лабораторном халате невозмутимо говорил: «Пожалуйста, продолжайте», если это не помогало: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали», затем: «Совершено необходимо, чтобы вы продолжали», затем: «У вас нет другого выбора, вы должны продолжить». Если после четырёх понуканий испытуемый по-прежнему отказывался, эксперимент прекращали.

    Прежде чем начать эксперимент, Милгрэм описал его четырнадцати психологам и попросил их оценить, какой процент испытуемых, на их взгляд, доведёт дело до 450-вольтового переключателя, какой процент испытуемых нажмёт на два последних переключателя с надписями «ХХХ», уже после того, как жертва перестанет реагировать.

    Самая пессимистичная оценка была 3%.

    Фактическое значение оказалось 26 из 40.

    Испытуемые потели, вздыхали, заикались, нервно смеялись, закусывали губы, стискивали кулаки. Но по требованию экспериментатора большинство из них продолжали нажимать на переключатели, вызывающие, как они сами считали, болезненные, опасные, возможно, смертельные электрические разряды. До самого конца.
    »

  5. Віталій | 05.11.2019 at 08:18 |

    Цей експеримент описаний в Роберта Чайлдіні ” Психологія впливу”.
    І не тільки цей. Рекомендую

  6. Marina | 08.11.2019 at 22:32 |

    А еще был не менее страшный эксперимент под названием “Третья волна”:

    Рон Джонс преподавал историю в школе старших классов Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

    В понедельник он объяснил учащимся силу дисциплины. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

    Во вторник Джонс объяснил классу, самостоятельно севшему «смирно», силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

    В среду к 30 учащимся подопытного класса добровольно присоединились ещё 13 человек, а Джонс решил выдать членские билеты. Он рассказал о силе действия. По его словам, индивидуальное соперничество часто приносит огорчение, а групповая деятельность позволяет достичь бо́льших успехов в обучении. Джонс велел ученикам совместно разработать проект знамени Третьей волны, убедить двадцать детей из соседней начальной школы в правильности посадки «смирно» и назвать по одному надёжному школьнику, который мог бы присоединиться к эксперименту. Трое учащихся получили задание докладывать Джонсу о нарушении установленного порядка и критике Третьей волны, однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, Роберт, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает тип личности нацистов. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны.

    В четверг утром аудитория была разгромлена отцом одного из школьников, ожидавшим Джонса в коридоре. Он был не в себе, объяснил своё поведение немецким пленом и просил понять его. Джонс, пытавшийся ускорить завершение эксперимента, объяснил учащимся силу гордости. 80 собравшихся в классе школьников услышали, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в других регионах страны созданы сотни отделений Третьей волны, а в полдень пятницы об их создании по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

    В полдень пятницы в кабинет набились 200 учеников, включая представителей молодёжных субкультур, не интересовавшихся до того школьными делами в принципе. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. В полдень телевизор был включён, но на экране ничего не появилось. Видя недоумение школьников, Джонс признался, что никакого движения не существует. По его словам, их действия не сильно отличались от поведения немецкого народа в критические годы. Школьники думали, что они были избранными, но в действительности оказалось, что их просто использовали. Они ощущали собственное превосходство над другими людьми — теми, кто не был членом Третьей волны. Джонс показал им, какое будущее могло бы ожидать их, если бы всё продолжилось — он включил проектор, на котором замелькали кадры кинохроники Третьего рейха, где были показаны как военный парад, так и концентрационные лагеря. Затем Джонс Рон включил свет. В зале воцарилась тишина. Молча встав со своих мест, школьники разошлись. А самый упорный участник Третьей волны, который в последние три дня предложил Джонсу быть его личным телохранителем, горько плакал…

Comments are closed.