Сага о дронах

Сегодня утром в Сети появились видео наших морских дронов, которые в течении последнего месяца атаковали керческий мост, большой десантный Кораль «Ловец оленей» и нефтяной танкер. Как известно, в СБУ сделали заявление о том, что это была их спецоперации, которые привели к таким замечательным результатам. Ну а сами видео стали доступны для широкой публики потому, что Служба Безпеки сама предоставила для CNN то, что можно было, чтобы не засветить ничего лишнего и потому, мы решили добавить ко всему этому несколько своих замечаний. Но сначала – видео от CNN, которое и является отправной точкой для рассуждений.

Наиболее ценным, на наш взгляд, здесь является видео камеры наблюдения, установленной на мосту. Если СБУ передает этот видос в руки американских журналистов, то это как минимум значит о том, что наши контрразведчики имеют терабайты этих видео, с камер на мосту. Видимо, для публикации было выбрано небольшое видео, на котором хорошо виден момент взрыва, но видно и то, что под мост прошел надводный дрон. Мы считаем, что ценность имеют оба факта, как сам взрыв, так и возможность контроля движения по мосту и рядом с ним. Кто-то не зря ест свой хлеб, а мы только можем педположить о том, с каких еще их камер наблюдения СБУ «срисовывает» картинку.

Но с другой стороны очевидно, что именно СБУ осуществляла оперативное обеспечение операции, а именно установила наиболее безопасные пути подхода, уязвимые места конструкции, а также – особенности систем обороны моста, без чего атака была бы невозможной. Наверное все обратили внимание, что атака была произведена в месте, которое находится далеко от его арок, установленных в месте, где проходит фараватер, чтобы под ними могли проходить суда. Видимо противник сосередоточил там самый максимум средств обороны.

Но поскольку сам мост достаточно длинный, но на всей его протяженности вряд ли удастся обеспечить максимальную защиту. Видимо он сам определил наиболее критические места и там сконцентрировал все, что у него есть в наличии. Эти данные надо было получить оперативным путем и выбрать место атаки там, где средства защиты имеют меньшую плотность. А в результате, нам одинаково полезна любая рухнувшая часть моста, поскольку это приводит к остановке движения именно по ней.

Очевидно, что кроме подготовки операции, важен и контроль ее исполнения, то есть – насколько удачным оказался удар и как при этом вели себя средства защиты сооружения. Это важно для подготовки дальнейших операций такого типа. А в том, что эти атаки были отнюдь не последними, можно не сомневаться. Судя по тому, что можно было наблюдать на видео, это было все же что-то наподобие пробы пера и тому есть свое пояснение. Оно вытекает из другого видео, которое представлено все той же CNN.

Здесь идет картинка с бортовой камеры наблюдения самого дрона. И тут надо четко понимать, что СБУ все же занималась обеспечением атаки, но выполняли ее силы ВМФ. Так что если просто поставить вопрос о том, кто именно атаковал мост, то безусловно это сделали наши военные моряки, но при активном содействии СБУ.

Кроме того, поскольку в данном случае была проведена действительно дерзкая операция в глубоком тылу противника и она была основана на различных, явно закрытых данных, то решение о том, что можно опубликовать, принимают не военные, а спецслужбы. Они точно понимают, что надо вырезать из видео, чтобы не дать противнику какой-то лишней информации. А то, что нечто подобное надо делать – безусловно. Понятно, что наши военные практически всегда молчат и ничего не подтверждают. Это – правильная и хорошая позиция имеет один существенный и опасный недостаток.

Это нам, украинцам можно не рассказывать о том, что там происходит на фронте или вот в ходе таких операций. Практически все мы имеем родных, близких или просто знакомых, или как мы – коллег, которые регулярно вносят ясность в то, как обстоят дела. И мы уже выработали собственные алгоритмы, которые нам позволяют писать малую частичку того, что становится известным. Но в нашем случае, мы очень зависим от поставок всего, что осуществляют наши партнеры. Для населения этих стран войны нет и они хотят  видеть картинку, особенно – успехов, чтобы не возникали вопросы о том, куда идут миллиарды.

И вот именно такие видео показывают то, что ВСУ исполняют вещи, о которых их военные даже подумать не смеют, а если все же такая мысль проскочит, то их моментально бросит в пот или еще хуже. Так давать по зубам блохастой твари, которую там называют «русским медведем», не решается никто. И пожтому, именно такое туда надо переправлять, пускай смотрят на то, что их страхи, впитанные с молоком матери, мы давно откинули и уничтожаем врага всеми доступными средствами. А в данном случае, стираем одну из самых жирных красных или вернее – коричневых линий, которую начертил лично прутин. Причем, стираем в таком великолепном стиле, что такое видео можно смотреть в повторе десятки раз.

А теперь внимательно всмотримся в видео, которое давала бортовая камера дрона. Можно рассмотреть, что он был нацелен на опору моста и в этот раз, видимо, разрушения были хоть и не такими красочными, как это было в первый раз, но наверное – более тяжелыми, поскольку повреждение опоры конечно же можно ремонтировать и все такое, но уже никто не даст никакой гарантии того, что там внутри нее и скорее всего, динамическая нагрузка от взрывной волны, внесла свои изменения во внутреннюю структуру. Если перекрытие можно заменить на новое, то с опорой все будет сложнее, поскольку вынуть ее из дна и поставить новую, целую, в нынешних условиях – невозможно. В таком случае надо просто понимать, что одна опора уже «битая» и крашеная, со всеми вытекающими последствиями.

И тут, на наш взгляд, начинается самое интересное. Не надо быть специалистом в области артиллерии, либо инженером взрывотехником, чтобы понимать простые истины о том, что боеприпасы бывают разного типа, в зависимости от предназначения или того, что они должны делать. Понятно, что осколочные боеприпасы рассчитаны на уничтожение живой силы противника, а также – не бронированной техники и разного рода легкого оборудования, которое по определению не будет бронировано. Туда пойдут разные виды локаторов, оборования РЭБ и связи и конечно же – стоящая на аэродроме авиация. Тем более что авиация в воздухе уничтожается боеприпасами, у которых намеренно сформированы поражающие элементы, наносящие максимальный вред самолету. С пехотой – тоже самое. И потому, боеприпас проектируется таким образом, чтобы создать волну осколков, летящих со скоростью, которая дает нужную кинетическую энергию каждому из них, для поражения соответствующей цели.

Другие боеприпасы устроены таким образом, чтобы создавать мощную взрывную волну, которая плющит все вокруг себя и заставляет детонировать боеприпасы противника. Третьи рассчитаны на то, чтобы поджечь все, что может гореть, в зоне поражения. Но есть и другие снаряды, которые работают по более сложной схеме, поскольку для того, чтобы поразить цель, они должны преодолеть препятствие, которое скрывает ее от огня. Если речь идет о бронетехнике, то боеприпас будет иметь соответствующий вид и вся его энергия сводится для того, чтобы сформировать кумулятивную струю, которая прожигает броню и за счет своей экстремальной температуры, сжигает все внутри машины.

Родственные, но несколько по-другому исполненные боеприпасы, являют собой средства для поражения целей за бетонной преградой. Понимаю, что вряд ли для кого-то здесь было что-то новое, но это нужно было написать вот для чего. Раз уж речь идет о бетонной опоре моста, то логика подсказывает, что тут должен применять ся именно бетонобойный боеприпас. Но фокус в том, что обычно такой боеприпас исполняется в виде снаряда, авиабомбы или ракеты. Это значит, что боеприпас имеет огромную скорость, перед попаданием в цель. А раз так, то основой его пробивающей способности является кинетическая энергия, обеспеченная скоростью подлета к цели. И только после этого вступает в действие специальный материал головной части и/или специально сконструированный пробивающий заряд.

Внутрь бетонного монолита снаряд движется своим ходом, а рстальные приспособления просто облегчают это движение так, чтобы основной заряд взорвался либо за преградой, либо на определенной глубине самой преграды. Есть и такие варианты, чтобы тем самым создать ударную или скорее – сейсмическую волну уже внутри сооружения, которое уже рушится под действием этой волны. Но сначала боеприпасу нужно пройти определенное расстояние внутри толщи бетона или скальной породы.

И вот если мы это принимаем за необходимое условие для боеприпаса, который должен разрушить указанную выше цель, то тут же понимаем, что та же крылатая ракета Сторм Шедоу, летящая со скоростью в 1000 км/ч и возможно – пикирующая на цель с еще большей скоростью, как раз имеет все данные для того, чтобы работать по таким целям. И как можно понять из описаний этой ракеты, она обладает специальными возможностями, в том числе – опциями взрывателя, которые как раз и позволяют работать по таким целям. Не стану комментировать отверстия в перекрытии Чонгарского моста, но то, что мы видели, вызывает некоторые вопросы и у меня есть смутные подозрения, что это была не Тень.

Но вернемся к нашему случаю. Катер по определению не может придать боевой части такое ускорение, которое имеют бетонобойные снаряды. Тем более, по представленным видео можно понять, что дрон шел не на максимальной скорости, чтобы можно было прицелиться и точно попасть в нужное место. Но если его таки применили по такой цели, то единственное, что дрон может отработать в данном случае, это мощную взрывную волну, которая обычно бывает у фугасных зарядов. Именно она и должна привести к разрушениям, задуманным изначально. И по характеру взрыва и высоте выброса обломков конструкций моста, можно говорить о том, что волна была достаточно мощная и это говорит о том, что БЧ дрона была не стандартные 225 или 450 кг, как у Тени, а значительно больше. В Сети Мелькнули данные, что дроны этого поколения снабжаются БЧ в 850 кг и это уже похоже на то, что мы видели.

Тем не менее, характер повреждений, вызванный именно морским дроном, а не ракетой, говорит о том, что для фатального повреждении опоры моста, требуется еще больший заряд, если коренным образом не менять конструкцию самого дрона так, чтобы на терминальном участке БЧ отделялась и набирала собственное, мощное ускорение, просто на «Последней миле» от цели. Но для того, чтобы понимать, как заряд работает именно в таком режиме, надо было посмотреть на его работу живьем.

А все это вместе говорит о том, что мы наблюдали полевые испытания новых, более тяжелых, чем раньше, дронов. И наверное специалисты, которые работают над этими машинами сделали свои выводы о том, что нужно либо использовать другой тип взрывчатки, либо использовать тоже самое, но в количестве 1,5 тонны или больше. Если наши рассуждения близки к реальности, то можно ожидать, что следующая атака будет выглядеть куда как более празднично. Но то, что мост уже обречен, понятно даже противнику, а если нет, то мы ему только что об этом сказали прямо. А если этого недостаточно, то еще прямее: собирайте манатки и валите, пока еще можете!

11 Comments on "Сага о дронах"

  1. Больше всего кацапы удивляются видеоролику, которое удалось получить во время атаки дрона сбоку. “И кто ж это сделал”? – ломает голову их гэбуха. “У нас же мост с наружной стороны охраняется” – продолжают недоумевать орки. “Кто сделал это видео”? – вопрошают они.

    Вопрос, канешна, интересный!

    • Укроп | 17.08.2023 at 11:59 |

      Ну как кто? Цепляешь чайке на голову вебкамеру и пусть летает 🙂

    • Боевые комары. Вы их видите? А они есть! (спешиал фо соловьев энд компани).

    • Walery | 18.08.2023 at 07:57 |

      Если камеры “завязаны” на спутниковую или мобильную сеть станций, то для хакеров нет особых проблем, чтобы получить доступ к такой видеоинфорации.

      • Ігор | 18.08.2023 at 09:26 |

        Доброго шановний пан Валерій.

        Мої розробки є кращі і не одноразовими, але МО – Золотие яєйки не цікаво.
        Шукаю, не у родині інвесторів.

        З повагою Ігор.

  2. neptune day | 17.08.2023 at 13:20 |

    Для підриву опор існує окремий клас вибухівки. Це вибухові шнури та шланги типу пожежних, але з вибухівкою всередині. Використання такого шлангу дасть гарантований результат при кратно меншій вазі.

    • Ігор | 18.08.2023 at 09:30 |

      Доброго шановний Дай Нептун.

      Тільки постійна загроза.
      Як атомна зброя.
      Дасть володіння тим чи іншим квадратом.
      Разові атаки, дадуть можливість шось зробити у проти захисту.
      Тільки постійна пристуність зброї, яку не використовують, буде стримувати москалів.

      З повагою Ігор.

  3. Ilya56 | 17.08.2023 at 15:37 |

    Как хочется увидеть и прочитать, что калиброносцы сделали буль-буль. Надеемся, ждем, держим кулаки.

    • Ігор | 18.08.2023 at 09:32 |

      Доброго шановний пан Ілля.

      Ні, я так гадаю не скоро.
      А тривоги по 7 разів на день то є вибір людей.

      З повагою Ігор.

  4. Vas1965 | 17.08.2023 at 20:24 |

    @Anatoly_Panchenko
    3 часа назад
    Кумулятивная струя пробивает броню не за счёт своей температуры, а за счёт скорости и плотности; сжатая, и выброшенная взрывом облицовка кумулятивной воронки, из медь, или тантала, устремляется к броне со скоростью 8-10км/с. На такой скорости, происходит именно механическое пробитие, частично “вымывание” брони, кумулятивной струей.
    Сделать дрон размером с вагоном взрывчатки можно, но возможно есть более элегантное решение. Например использовать 2 заряда, первый кумулятивный, с воронкой в форме буквы W, и второй – проникающий фугасный. Описанный выше кумулятивный заряд, формирует кумулятивную струю имеющую форму трубы. Таким образом в преграде, формируется углубление, в котором взрывается следующий, фугасный заряд, нанося максимальные повреждения цели.

    • Ігор | 18.08.2023 at 09:35 |

      Доброо шановний Василь.

      У Вас є пропозиції покращення – то є стартапти.
      На Золоті яєчки я не розраховую.
      Якщо є шось запропонувати, то я Вас з Громадянами і не тільки познайомлю.

      З повагою Ігор.

Comments are closed.