Каждому приходилось читать какие-то старые романы, будь-то по собственной воле или в качестве обязательного номера школьной программы и натыкаться на куски текста, которые просто непонятны. Вернее, то, что описывается вроде бы понятно, но зачем это делается – понять не удается. Более того, некоторые произведения и вовсе оказываются странными для восприятия. Так, в общем понятно, как там себя ведут главные герои и к чему приводит взаимодействие персонажей, но за этим утрачивается основной смысл этого сюжета, а именно, то, ради чего вообще затеяны все эти мероприятия.
Например, зачем приводится описание самой войны, на фоне которой происходят события в романе. Или взять английские детективы, когда невозможно даже предположить, кто совершил убийство потому, что мотив оказывается настолько невразумительным, что глядя со стороны, кажется, что ради того, за что там убили жертву, у нас бы даже матом не послали. Или вот ради эксперимента, напомним произведение Гоголя, которое было обязательным для прочтения в школьной программе литературы – «Мертвые души». Все, кто читал его и помнят Чичикова, Собакевича, Плюшкина и прочих персонажей, пускай попробуют, никуда не заглядывая, ответить на очень простой вопрос.
Роман называется «Мертвые души» и по сюжету, главный герой скупал их у самых различных деятелей, которые демонстрировали собой разные типы помещиков. Так вот, зачем он их скупал, чтобы что сделать? Понятно, что он крутил какую-то мутную схему для того, чтобы срубить бабла, но кто-то понял, как именно вся эта комбинация должна была принести навар главному герою? Только честно! А все это потому, что мы все же оторваны от сюжета временем, пространством или тем и другим, а потому – можем не понять базы этого сюжета, сосредоточив свое внимания на диалогах, персонажах и прочем.
А все это к тому, что прямо сейчас разворачиваются события, суть которых наверное, не поймут те, кто его не застал. А мы отметим, что в совке показуха была возведена в ранг искусства. Возможно, когда-то мы возьмемся за целый цикл подобных историй и это будет летопись абсурда именно совкового разлива в картинках. Ну а здесь приведу всего лишь один сюжет, который довелось слышать от первого лица, по работе.
Не очень часто получалось так, что приходилось представлять интересы очень своеобразной интеллигенции, но когда такое случалось, это был кладезь самых невероятных историй.
Услышать историю пришлось где-то с четверть века назад, но случилась она гораздо раньше, во времена мохнатого совка, который назывался «развитым социализмом». Рассказчиком оказался архитектор, который тогда работал в одном из проектных институтов, который проектировал промышленные предприятия. Дальше – рассказ по памяти, и если среди коллег есть специалисты из этой области – не судите строго, возможно, я тогда какие-то моменты не очень правильно понял, но дело тут не в деталях, а в сути самого хода событий.
В общем, в те времена, при плановой экономике, работы на проектирование предприятий спускались «сверху», в виде плана. Институт получал задание на проектирование, все исходные данные и условия, касательно особенностей местности, коммуникаций, используемого оборудования и других норм, которые надо было соблюсти при проектировании. В ряде случаев, на место выезжали специалисты, чтобы осмотреть местность и получить какие-то дополнительные данные от властей, а потом уезжали в институт и начинались работы.
Все могло длиться достаточно долго, поскольку очень многие предприятия предусматривали опцию военного использования. Так например, Обуховский биохим завод, как и большинство подобных предприятий совка, имели набор оборудования, которое в принципе может быть использован для быстрого выпуска биологического или химического оружия. Прямо об этом ничего не говорилось, но проектировщики все же имели эти условия и у них даже были специальные отделы, где хранились закрытые нормативы и что-то там еще. И вот именно эта часть проекта имела согласования с различными закрытыми инстанциями и потому работы шли достаточно долго, поскольку все чертилось руками.
Процесс имел свою стадийность в таком ракурсе, что часть проекта, какие-то цеха или что-то там еще, выполнялись в первую очередь и отсылались заказчику, часто – через весь совок. Там уже начинали строить, не имея на руках проекта всего комплекса, но постепенно проектная документация подходила и все стыковалось уже на месте. Но тут важно то, что строители, начиная работы, слабо себе представляли, что из всего этого должно получиться. И вот чтобы все это складывалось в одну картину, существовала опция – авторский надзор. Если у строителей возникали вопросы, они либо созванивались с институтом, либо присылали документы, где описывали проблемы, а в некоторых случаях, на место выезжал ГИП или главный инженер проекта. Вот такой собеседник у меня как раз и был.
Этот человек был ответственным за проект и за объект. Но дело в том, что обычно, такие должности занимали самые опытные архитекторы или конструкторы предпенсионного возраста. И если стройка затягивалась, ГИП могу уйти на пенсию, а его сменял другой специалист, который эту тему не вел с нуля. Плюс к тому, на его шее висело несколько таких тем и потому уделять какое-то исключительное внимание какой-то одной теме он физически не мог. Но когда строительство заканчивалось, как водится – к знаменательной дате, ГИП обязательно отправлялся на объект для того, чтобы осмотреть то, что построили, на соответствие проекту. В итоге он и ряд других товарищей от министерства, местной власти и так далее должны были подписать акт о вводе объекта в эксплуатацию.
(Окончание следует)
Ничего нового,жена работает в большой библиотеке и все доплаты,премии и категории зависят от числа посетителей и рабочих абонементов читателей.Догадайтесь сами сколько там приписано “мертвых душ” всех бывших студентов,преподавателей,родичей и т.д.
Так было есть и будет где план по валу и вал по плану.
А с Чичиковым элементарно просто – опекунский совет выдавал ссуды под залог крепостных душ. И пока не подавали сведения что душа мертва она числилась живой.
Можно было заложить их и получить за душу 100-200 рублей.
Скупил 1000-2000 тысячи душ и вуля у тебя в кармане 100-200 тысяч налички.
“И пока не подавали сведения что душа мертва она числилась живой.”-уточненння. По законам того часу вона, душа, вважалася живою до наступної ревізії(перепису), які проводилися може 1 раз в 10років.
В описанной Гоголем ситуации “ревизии” проводились раз в два года.