Перекройка космического рынка (Часть 1)

Послезавтра, 15 февраля, должно произойти событие, которое продолжит перекраивание мировых рынков после отползания «россии». Как это ни странно, Москва начала стремительно терять самые богатые рынки не только в плане энергоносителей, металлов и других видов сырья, но и в области, которая долгое время была гордостью и даже скрепой балалаек. Мы же помним, как еще в совке, эту скрепу нащупал Юрий Визбор, он же – «товарищ Борман», в известном фильме. Тогда он это изобразил в стихах:

«Зато, я говорю, мы делаем ракеты

И перекрыли Енисей,

А также в области балета

Мы впереди, говорю, планеты всей».

Не вдаваясь в детали темы, касающейся боевых ракет, сейчас есть смысл обратить внимание на рынок коммерческих запусков на околоземную орбиту. Понятно, что долгое время совок, а потом и федерация, удерживали огромную часть рынка и кто только не запускал свою полезную нагрузку на их ракетах. Но вот ситуация стала стремительно меняться и оказалось, что конкуренты стали предлагать более выгодные условия для выполнения этой услуги.

Это не только компания Маска, но ряд других. А все потому, что развитие технологий позволило сократить затраты на производство самих ракет и в конце концов, сделать запуски намного выгодными, как в плане цены, так и в плане оперативности. В отдельных случаях клиенты могут вывести свою полезную нагрузку в течении нескольких месяцев, после заявки на запуск.

Одно время, пока нарциссизм Маска не поглотил его вместе с косяком, который он дует прямо в студии, мы подробно писали о том, что его концепция многоразовых первых ступеней ракет привела к общему снижению затрат на запуск и обеспечила конвейер запусков, что перераспределило рынок самым кардинальным образом. Многие клиенты ушли от Роскосмоса к Маску. Но кроме него, ряд компаний тоже стали отгрызать куски этого рынка, действуя другими методами и снижая затраты на запуск, двигаясь в другом направлении. И глядя на этот процесс было удивительно, что высоко технологичная Япония слишком долго остается в стороне и не реализует свой потенциал для того, чтобы застолбить свой кусок этого рынка, который освобождает федерация.

Причем, Япония имеет собственный модуль на МКС, осуществляет доставку грузов на станцию, а также самостоятельно запускает собственные спутники, самой разной направленности, но для этого использует ветеранские ракеты Н-2А и Н2-В, которые запускает со своего собственного стартового комплекса Танэгасима в Минамитане, префектура Кагосима. В общем это – надежные ракеты, но по нынешним временам они имеют очень дорогую и не конкурентую стоимость запуска, в районе 10 миллиардов иен (76 миллионов долларов США) за один запуск.

В общем это – штучные изделия, которые строятся под конкретный пуск и однозначно опираются на государственное финансирование, поскольку все грузы, выводимые на орбиту, являются плодом правительственных программ. Но для коммерческого использования эти ракеты слишком дороги и потому на сегмент именно коммерческого рынка они не рассчитаны. Проще говоря, они пошли вслед за российскими ракетами, запуски которых слишком дороги и они становятся все менее конкурентными с теми компаниями, которые изначально проектируют свои ракеты для коммерческого использования.

(Окончание следует)