Сага о газовом Титанике (Часть 4)

И надо заметить, что это было встречное движение, поскольку с той стороны происходило примерно тоже самое и в общем даже трудно было представить, что может сломать подобную конструкцию. Для сравнения, какое-то время назад Газпром решил поиграть в торговлю СПГ, но столкнулся именно с теми проблемами, которые мы подробно описали выше. Для того, чтобы войти в этот бизнес, необходимы серьезные стартовые вложения с довольно призрачной перспективой окупаемости, но главное даже не это. Со своим СПГ надо выходить на уже сформировавшийся рынок и пытаться кого-то оттеснять для того, чтобы создать собственную нишу.

Проще говоря, надо делать ровно то, что за Газпром сделал совок по трубному газу в Европе. И тут полез букет серьезных вызовов технического, технологического, финансового и даже политического свойства. Ведь совок до самой своей гибели воспринимался как вменяемый, хоть и тяжелый игрок на международной политической арене. Он признавал основные правила игры, что делало его предсказуемым для партнеров. А прутин все это разрушил полностью, и теперь Газпром уходит с того рынка, который совок ему оставил в наследство и как залог устойчивости. Ни Китай, ни кто-то еще не сможет заменить европейский рынок ни в плане объемов, ни в плане цен, ни в плане стабильности взаимоотношений, на которые можно было рассчитывать на десятилетия вперед.

В пятницу, когда путинские ракеты били по Украине, Европейская комиссия поставила финальную точку в эпопее, которая прямо касается одиссеи газового Титаника в Европе. Напомним, основным потребителем газпромовского газа в Европе была Германия и планы прутина относительно Северных потоков строились таким образом, чтобы прямо поставлять газ в Германию, а оттуда гнать его по всей Европе, вытесняя возможных конкурентов. Она должна была стать единственным газовым хабом Газпрома на континенте, и в преддверии этого, именно там Газпром развернул просто гигантскую сеть своих «дочек», которые должны были взять под контроль все, что только можно. А основным покупателем всех объемов газа и соответственно – плательщиком за него, должна была стать компания Uniper.

Собственно говоря, в европейской прессе было много исследовательских материалов о том, где же на самом деле кончается Газпром и где начинается Uniper и наоборот. Собственно говоря, если говорить о газпромовском хабе в коммерческом плане, то именно Uniper и стал этой принимающей стороной. И вот правительство Германии приняло решение о национализации компании, поскольку на ней завязано слишком многое, в плане приема и распределения газа в Германии. Теперь это очевидно всем, как очевидно и то, что эта компания была инструментом, которым Газпром вскрывал энергетику Европы. И вот теперь он окончательно уходит из-под любого контроля Газпрома. Поскольку сфера деятельности компании а также ее стоимость, в которую обходится она правительству Германии, более чем существенна, то по существующим правилам ЕС, такое решение должно быть утверждено на уровне Еврокомиссии. Теоретически, в случае отказа ЕК в утверждении, ситуация могла бы подвиснуть в воздухе, со всеми вытекающими последствиями. Но вот решение принято и точка поставлена, Рубикон пройден.

И раз уж мы вспомнили о римских временах и Рубиконе, просто напомним о том, что после окончательного разгрома Карфагена римляне его разрушили до щебня, а место перепахали, прокляли и засыпали солью. Сейчас – другие времена и никто не станет исполнять столь драматические  упражнения, но вот та ситуация с Uniper очень сильно смахивает именно на тот эпизод. Ну а Титаник имеет опытного капитана, который не просто привел его к айсбергу, но и делает все правильно для того, чтобы концовка была по классике, по Станиславскому. А мы в этой дуэли ставим на айсберг.

3 Comments on "Сага о газовом Титанике (Часть 4)"

  1. Разве ЛО не так давно публиковали статью об исках к газъпрому. Где была фраза о том, что “Uniper поднял флаг” предьяв к ордынскому газовому корыту.
    Сами себе выкатили иск, или попытка прикинуться ветошью и увести глаза от Uniper?

    • Andriy Moderator | 18.12.2022 at 04:18 |

      Одно другому не мешает, особенно если учесть, что сначала была инициирована национализация (21 сентября), а потом (30 ноября) иск к Газпрому.

      • Сергій+М.Г. | 18.12.2022 at 07:20 |

        Саме той нечастий випадок, коли “після того” означає саме “внаслідок того”.

Comments are closed.