Приостановка деятельности в первые недели войны местной публикой рассматривалась как нечто временное. Тогда бытовало мнение о том, что все эти знаменитые компании, объявившие о выходе, – выделываются и пройдет немного времени, когда все они вернутся к обычному ритму работы, поскольку «все скоро закончится». Аргументы были разными, но большинство было уверено в том, что Мерседес и БМВ не смогут бросит свои сборочные заводы, а Макдональдс не закроет свои 800 ресторанов. Но постепенно прошли заявления о полном уходе из федерации, а некоторые компании и вовсе снабдили свои заявления обещанием в том плане, что они сюда больше не вернутся.
Так оно и случилось, хотя часть компаний ушла практически сразу, а часть – постепенно выводила свои активы, продавая то, что нельзя вывезти, и переводила свой самый ценный персонал за рубежи федерации. Так сеть ресторанов фастфуда McDonald’s закрыла все российские рестораны в марте, а позже решила их продать. Но рестораны и автопром хоть и являются заметными и в чем-то маркерными показателями ухода, но куда более важным стал уход технологических гигантов, например тех, которые обеспечивали обслуживание нефтяной и газовой добывающей промышленности.
И вот 12 мая глава Siemens Роланд Буш (Roland Busch) выступил с заявлением о том, что компания полностью уходит из лепрозория, обосновав это таким образом:
«Мы осуждаем войну в Украине и решили провести упорядоченный процесс, чтобы свернуть нашу промышленную деятельность в России. Это было непростым решением, учитывая нашу обязанность заботиться о наших сотрудниках и давние отношения с клиентами на рынке, на котором мы работаем уже почти 170 лет».
Здесь важно то, что хоть сеть ресторанов и была интегрирована в местную экономику, все же выйти из страны не представляется особой проблемы. Причем, это не первый такой маневр в компании, а потому просто запускаются определенные процедуры сворачивания и дальше все работает по этому плану. Сборочные производства и вовсе не имеют особых проблем, поскольку практически все основные узлы и агрегаты изготавливаются за пределами федерации, а на месте все это собиралось в кучу, с редкими включениями деталей местного производства, а вот Siemens был интегрирован гораздо глубже и потому выход ему наверняка давался сложнее, поскольку оборот бизнеса здесь составлял около двух десятков миллиардов евро.
Но и последствия выхода такой компании для промышленности лепрозория тоже более тяжелые. Это тебе не Макдональдс переименовать во «Вкус** * *очка» и сделать из этого рыгаловку. Причем, последствия выхода Мака заметили сразу и все, а вот в случае с Siemens, последствия несколько растянуты во времени и начинают проявляться хоть и позже, но намного более серьезно.
(Окончание следует)
Нелестное сравнение: крысы с корабля. Последний гвоздь: назад не возвращаются….