Ода эффективности (Часть 2)

Более того, описание Гальдером первого месяца войны идет в спокойном стиле, поскольку за небольшими вариациями, все шло примерно так, как было запланировано изначально. Опять же, если бы военные считали, что фюрер поставил перед ними невыполнимую задачу и вдруг все пошло более чем отлично, эмоции наверняка выплеснулись бы в дневник и Гальдер обязательно описал бы необыкновенное предвидение фюрера. Но ничего такого там нет, полный ноль, а раз так, то это только Суворов счел это авантюрой. А у немцев был холодный расчет и полное отсутствие рефлексии.

Этот самый расчет как раз и опирался на результатах финской войны и был основан на соотношении потерь сторон во время всей кампании. Так вот, финские военные показали просто фантастическую эффективность буквально во всем. Они как раз и показали, что имея мизер вооружений и боеприпасов к ним, опираясь на значительно меньшее количество личного состава, финнам просто не осталось другого выхода, кроме как действовать крайне эффективно и стараться донести каждый боеприпас до цели.

Потом, когда уже об этой войне можно было говорить, писать и можно было что-то прочитать, одним из самых жутких воспоминаний большевиков была работа стрелкового оружия финнов. О снайперах, «кукушках» и вовсе ходили истории в стиле «Кошмар на улице вязов», но как-то удалось наткнуться на мемуары, автора которых, к сожалению, не помню, ибо с тех времен прошло более 30 лет, который писал о том, насколько точно работали финские пулеметчики. Он красочно описывал их работу в местности, где невозможно было активно работать артиллерией и все решало умение умело работать стрелковым.

Так вот он вспоминал, что даже один пулемет противника наносил такой урон его подразделению, что в это было трудно поверить. Причем, финны быстро меняли позиции, а потому эту огневую точку так и не удалось подавить. А когда кончился БК, финны просто ушли. Зайдя на их позицию, красные армейцы обнаружили, что их, в составе более сотни человек, сдерживало максимум трое финских бойцов, которые убили или ранили до половины личного состава.

Понятно, что в той войне совок располагал просто несопоставимо большими ресурсами и полагал, что в любом случае задавит Финляндию просто мясом, что и пришлось тогда делать. Но немецкие военные смотрели на все это со стороны и делал свои выводы об эффективности противника. Если крохотная финская армия, не имеющая серьезных ресурсов, смогла на равных тягаться с перекормленной тушей красной армии, то немецкая армия имела и ресурсы, и опыт и сопоставимую численность. Вот это и стало той основой уверенности, которая дала основания для начала вторжения в совок.

СЦЕНА 2. Европа, первая четверть ХХІ века.

И вот сейчас все повторяется. ВСУ постепенно вышибают врага с нашей земли и где-то это получается быстрее, а где-то медленнее, но как мы уже давно могли заметить, прорыв линии фронта и бегство противника не происходит спонтанно и одномоментно. Тем событиям, которые мы уже наблюдали несколько раз, предшествует кропотливая и напряженная работа, динамики которой рассмотреть со стороны почти невозможно. Тем не менее, без нее не может быть вот таких глубоких прорывов, которые мы наблюдали под Изюмом, например. Мы просто слышим о том, что наша артиллерия отработала по базам хранения боеприпасов, командным пунктам и еще по чем-то, а потом наступает момент, когда идет другая цепь событий, которая может указывать на начало наступления.

(Окончание следует)

6 Comments on "Ода эффективности (Часть 2)"

  1. Boeing | 29.10.2022 at 11:13 |

    Насчет финской войны имеется семейная информация.
    Мой дед воевал в финскую механиком-водителем легкого танка Т-26. Очень неохотно рассказывал о боевых действиях, никогда не участвокал ни в каких “ветеранских” сборищах… Отсмеивался и отшучивался. Только одно воспоминание детства,- я заметил большой шрам на голени, примерно с кулак. Спрсил – что-как? И получил неожиданно подробный рассказ о его ранении и чудесном спасении. Как водится, управляя “наступающими стальными лавинами” при помощи флажков и сигнальных ракет, которые в боевой обстановке вообще ни о чем, командование задало направление танковой атаки и категорический приказ о прорыве обороны противника. Танки вышли на оперативный простор, а местность напоминала полигон (огромная поляна), и почти в полном составе “легли на клиренс”, то есть завязли в глубоком снегу и ледяном насте.
    Немедленно выдвинулось финское противотанковое орудие и продырявило все подававшие признаки жизни советские танки. Танк деда получил снаряд в гусеницу, перебив ее. Дед получил приказ восстановить подвижность танка и соответствующее полное материальное снабжение: лом, кувалду и запасной трак.
    выбравшись на снег стал ковыряться с разбитой гусеницей, пытаясь удалить перебитое звено. В это время финский расчет пулемета поддержки противотанкового орудия как раз и занимался тем, что выкашивал покидающие советские танки экипажи. Погибли все командиры машин (походу, они в первых рядах бежали) и многие экипажи. Дед словил пулеметную пулю в голень, и упав под танк сумел затаиться, избежав дальнейшего обнаружения. Атака провалилась, а деда спасла команда советских контролеров-энкаведешников, обследовавшая боестолкновение на предмет поиска дезертиров. Его признали “правильно раненым” и отправили в госпиталь. Там его вылечили от травмы, но признали негодным к несению военной службы, что вскоре спасло его жизнь.
    Вот такая семейная история участия одного моего родственника в Зимней войне. И кстати, вогиб тогда весь танковый батальен, а противостояли ему всего несколько человек.

    Уже много позже, будучи старшекласником, на уроке “Истории ВОВ” препод, кстати бывший фронтовик, на голубом глазу задвигал байки о невыносимом героизме советских танкистов и красноармейцев, просто выполнявших боевые приказы.

    А суть войны характеризовала цитата Сталина,- “Границу можно переместить, а Ленинград нет”. Империя за почти сотню лет вообще не поменялась ни в чем!

    • мій покійний дід теж побував на “фінській” та розпорвідав багато і красиво:
      -діду, ну ти ж там воював?
      -так…мені повезло, я вижив!
      -а інші?
      -іншим повезло менше, вони замерзли.

      • Борис | 29.10.2022 at 23:45 |

        Моєму дідові на тій війні не пощастило і я з ним не розмовляв. І не відомо де саме він загинув і чи похований десь чи дикі тварини розтаскали його по фінских лісах.

  2. Н єпатріот | 29.10.2022 at 11:26 |

    Так, ті, хто справді воював, не дуже полюбляли згадувати ті події свого життя. І нагород у них майже не було: дві-три медальки та може орден красной звєзди.У всякому разі
    , серед батькових знайомих обвішаних нагородами не було. Це пізніше почали роздавати різні ювілейні медалі.
    може я не зовсім правий, але такі мої спогади.

  3. У моей мамы воевали 4-брата, 2-е двоюродные сестры и двоюродный брат и все вернулись домой. Был я в гостях у одного брата и приехал в гости еще один брат. В сельском клубе был бесплатный показ фильма о Белорусской операции. Один из братьев воевал с 1941 г , а второй с 1943. Я уговорил их пойти и посмотреть. Пошли посмотрели ( в зале было мало народу) и я спросил их о впечатлении. Они мне сказали, что было не совсем так.

  4. Рідний брат діда пропав на тій війні, ми малі в 70х роках ось так і дізналися про фінську, питаючи про фотографії, які зазвичай висіли на видному місці у кожній хаті в селі. Уже багато пізніше я посилав запити в центральний архів, але нічого не знайшли…

Comments are closed.