Проблемы восприятия или о красной заразе (Часть 3)

Сегодня для дезинформации общественности требуется меньше насилия: В путинской России не было массовых арестов в тех масштабах, которые применялись в сталинской России. Возможно, в этом и нет необходимости, потому что российское государственное телевидение, основной источник информации для большинства россиян, является более развлекательным, более утонченным, более стильным, чем программы на трещащих радиоприемниках сталинской эпохи. Социальные сети также вызывают гораздо большее привыкание и поглощение, чем плохо напечатанные газеты той эпохи. Профессиональные тролли и агенты влияния могут формировать мнения в Интернете таким образом, чтобы они были полезны Кремлю, причем с гораздо меньшими усилиями, чем в прошлом.

Современное российское государство также установило более низкую планку. Вместо того чтобы предложить своим гражданам видение утопии, оно хочет, чтобы они были циничны и пассивны; верят ли они в то, что говорит им государство, не имеет значения. Хотя советские лидеры лгали, они старались, чтобы их ложь казалась реальной. Они злились, когда кто-то обвинял их во лжи, и приводили фальшивые “доказательства” или контраргументы. В путинской России политики и телевизионные деятели играют в другую игру, которую мы в Америке знаем по политическим кампаниям Дональда Трампа. Они лгут постоянно, нагло, очевидно. Но если вы обвиняете их во лжи, они не утруждают себя выдвижением контраргументов. Когда в 2014 году над Украиной был сбит рейс MH17 авиакомпании Malaysia Airlines, российское правительство отреагировало не только отрицанием, но и множеством историй, правдоподобных и неправдоподобных: Украинская армия была ответственна за это, или ЦРУ, или это был гнусный заговор, в котором 298 мертвых людей были помещены в самолет, чтобы инсценировать крушение и дискредитировать Россию. Этот постоянный поток лжи порождает не возмущение, а апатию. Учитывая такое количество объяснений, как вы можете знать, является ли хоть что-то правдой? А что, если ничто не является правдой?

Вместо того чтобы пропагандировать коммунистический рай, современная российская пропаганда в последнее десятилетие сосредоточилась на врагах. Россиянам очень мало рассказывают о том, что происходит в их собственных городах и поселках. В результате они не вынуждены, как когда-то советские граждане, сталкиваться с разрывом между реальностью и вымыслом. Вместо этого им постоянно рассказывают о местах, которых они не знают и, в основном, никогда не видели: Америке, Франции и Великобритании, Швеции и Польше – местах, наполненных дегенерацией, лицемерием и “русофобией”. Исследование российского телевидения с 2014 по 2017 год показало, что негативные новости о Европе появлялись на трех основных российских каналах, все из которых контролируются государством, в среднем 18 раз в день. Некоторые из этих историй были выдуманы (правительство Германии насильно отбирает детей у натуральных семей и отдает их однополым парам), но даже правдивые истории были подобраны так, чтобы поддержать идею о том, что повседневная жизнь в Европе пугающая и хаотичная, европейцы слабые и аморальные, Европейский союз агрессивный и интервенционистский.

Если уж на то пошло, то изображение Америки было еще хуже. Граждане США, которые редко думают о России, были бы ошеломлены, узнав, сколько времени российское государственное телевидение уделяет американскому народу, американской политике, даже американским культурным войнам. В марте российский президент Владимир Путин на пресс-конференции продемонстрировал тревожно близкое знакомство с спорами в Твиттере о Дж. К. Роулинг и ее взглядах на права трансгендеров. Трудно представить себе американского политика, да и вообще почти любого американца, говорящего о популярной российской политической полемике с такой же беглостью. Но это потому, что ни один американский политик не живет и не дышит взлетами и падениями российских партийных споров так же, как российский президент живет и дышит битвами, которые происходят на американских кабельных сетях и в социальных сетях – битвами, в которых его профессиональные тролли и доверенные лица соревнуются и принимают чью-либо сторону, продвигая все, что, по их мнению, будет вызывать раскол и поляризацию.

В постоянно меняющейся драме гнева и страха, которая разворачивается каждый вечер в российских вечерних новостях, Украина уже давно играет особую роль. В российской пропаганде Украина – это фальшивая страна, страна без истории и легитимности, место, которое, по словам самого Путина, является не более чем “юго-западом” России, неотъемлемой частью ее “истории, культуры и духовного пространства”. Хуже того, говорит Путин, это фальшивое государство было превращено деградирующими, умирающими западными державами во враждебную “анти-Россию”. Российский президент назвал Украину “полностью контролируемой извне” и “колонией с марионеточным режимом”. По его словам, он вторгся в Украину, чтобы защитить Россию “от тех, кто взял Украину в заложники и пытается использовать ее против нашей страны и нашего народа».

По правде говоря, Путин вторгся в Украину, чтобы превратить ее в колонию с марионеточным режимом, потому что он не может представить себе, что она может быть чем-то другим. Его воображение, построенное на идеологии КГБ, не допускает возможности подлинной политики, низовых движений, даже общественного мнения. На языке Путина и на языке большинства российских телекомментаторов, украинцы не имеют никакой самостоятельности. Они не могут сделать выбор за себя. Они не могут сами избрать правительство. Они даже не люди – они “нацисты”. И поэтому, как и кулаков до них, их можно уничтожать без всяких угрызений совести.

Связь между языком геноцида и геноцидным поведением не является автоматической или даже предсказуемой. Люди могут оскорблять друг друга, унижать друг друга и словесно оскорблять друг друга, не пытаясь убить друг друга. Но хотя не каждое использование языка вражды приводит к геноциду, всем геноцидам предшествовал язык вражды. Современное российское пропагандистское государство оказалось идеальным средством как для совершения массовых убийств, так и для сокрытия их от общественности. Серые аппаратчики, оперативники ФСБ и хорошо одетые ведущие, которые организуют и ведут национальный разговор, годами готовили своих соотечественников к тому, чтобы они не испытывали жалости к Украине.

(Окончание следует)

4 Comments on "Проблемы восприятия или о красной заразе (Часть 3)"

  1. Федір | 29.04.2022 at 10:23 |

    это правда! “..ФСБ и хорошо одетые ведущие, которые организуют и ведут национальный разговор, годами готовили своих соотечественников к тому, чтобы они не испытывали жалости к Украине.” – они каждый божий день лили грязь какуюто!! от хууцпы “Украина тырит газ” до дешевого тролинга “а вы знаете что у них учат что море выкопали Древние Укры” (хотя в реальности ни один историк или политик такого и не мог даже заикаться) . ИЗО ДНЯ В ДЕНЬ это лилось все годы, особено после ухода Эль’цына с вершины власти Моксельленда

    • Сергей * | 29.04.2022 at 13:07 |

      А ви знаєте, це добре. Якщо прадавні Укри викопали море без сучасної техніки, то теперішні мають поготів закопати усю мокшандію. Цілком і без винятку. Та ще й з допомогою усього світу.

    • Did Groza | 29.04.2022 at 16:21 |

      Эх, не с той стороны наши предки море рыли. Надо бы с северовостока

  2. Walker | 01.05.2022 at 01:42 |

    Ну шо ж, придется нам рыть море и с той стороны) Да и солидно, море, а не какой-то ров! 🙂

Comments are closed.