Юмор, как вид яда (Часть 5)

МЕСТО ПАЯЦА (19 сентября 2017)

В Одессу едет некто Константин Райкин, сын Аркадия Райкина, актер, режиссер и руководитель театра «Сатирикон». Года четыре назад это событие не вызвало бы никаких посторонних мыслей, кроме того, что кто-то покупает на это билеты и тратит на это свое время. С другой стороны, деньги тратят на «Лисапетный батальон» или Гарика Кричевского, а потому – о вкусах спорить бесполезно. Но в наше необычное время, когда полутона либо вовсе стерты, либо от них осталось мало чего, подобные вояжи заставляют задуматься как о самом этом факте, так и будущем.

В общем, надо определиться с тем, кто эти люди, которые выходят на сцену или эстраду. Сейчас, в пору сказочных гонораров и поражающих своей шизофренией трейлеров, создается впечатление, что это – люди из мира горнего и там, за облаками они живут своей сказочной жизнью, лишь изредка нисходя к нам сирым, дабы принести луч свет в темное царство.

Они хотят, чтобы мы их так воспринимали, и мы им успешно подыгрываем в этом. В результате, когда началась война с Россией, оказалось, что эта публика вне игры, что они над схваткой и не участвуют во всех этих процессах. Что характерно, многие украинские коллеги тоже принимают их точку зрения. Но тут, хотя бы для себя надо внести ясность в определения. Это – паяцы, шуты. По большей части – пустышки, окружающие себя слухами и легендами. Подавляющее количество эстрадных певцов и певиц – не имеют голоса и никогда даже не думали нести слушателю чистое и великое. Они попросту не имеют подобного репертуара. То же самое касается и записных паяцев, наподобие Кости. В общем, они занимаются чистым шутовством, не более и как первые, так и вторые, не достигли каких-либо значимых высот, в своем ремесле.

Как не прискорбно это – именно так. Признание, приятие, и как следствие – востребованность, эти деятели получают исключительно на территории пост совка и зарубежных эмигрантских анклавов, где часть уехавших, ностальгирует по былым временам. Они уже привыкли к сытой, и вменяемой жизни и ни за что не вернутся назад, но им хочется, чтобы совок приезжал к ним, и он приезжает. Вояж Кости Райкина – из той же оперы.

Тут следует заметить важный момент. Пост совковая часть аудитория – мизер, в сравнении со всем остальным миром. Тем не менее, искусственно раздуваемое величие этих деятелей выглядит как нечто глобальное. Только вот в остальном мире о них никто не знает и не желает знать. Считанные единицы известны вне эмигрантских кругов, среди узких специалистов. И это не потому, что пост совки – иностранцы. Ничего подобного. Масса иностранцев приехали в Штаты и стали там обладателями престижных премий и мировыми знаменитостями. Этому не помешал ни их акцент, ни выбивающийся из общей массы внешний вид. Это касается как деятелей эстрады, так и актеров кино, театра и прочего.

Просто дело в том, что совок сформировал такое себе мутное болотце, где вся эта публика по привычке рубит бабло, которого хватает на хлеб, масло и к маслу. Они просто сами не желают покидать этот лепрозорий, поскольку столкнутся с невероятной конкуренцией действительно талантливых, упорных и настойчивых коллег. Они создали тут свою экосистему, обеспечивающую им неплохую кормежку и избавляющую от необходимости что-то доказывать. Тут они имеют «заслуженных» и «народных» и можно не напрягаться.

С другой стороны, мы справедливо полагаем, что тот же Костя, как минимум – сильно начитанный человек, и прочел все от Эсхила до Набокова, а потому его взгляды на жизнь, людей, процессы и на себя – должны стать пусть не эталоном, но чем-то типа того. И вот тут мы легко обнаруживаем полное несоответствие ожиданиям. Это очень похоже на то, как принято в совке и нынешней РФ описывать доблесть своих военных. В период Второй Мировой Войны подняты до небес военные операции и сражения, в которых совку удалось одержать явную или относительную победу, а вот о крупнейших поражениях там стараются не вспоминать и не рассуждать. Эти темы поднимают энтузиасты, но естественного механизма обсуждения нет. Нет даже перечня самых громких поражений.

Последний пример из этого ряда. Вчера мы к ночи помянули 45 полк спецназа ВДВ РФ из Кубинки. Каждый может пролопатить Сеть в поисках сведение о его боевом пути. Если опираться на эти данные, то это просто феноменальное подразделение, которое всегда побеждает, уничтожая врага и почти не теряет своих людей. Однако там не будет сведений о самых громких поражениях или самых крупных одноразовых потерях. Перефразируя старую песню: снится им не рокот космодрома, а майский Донецкий аэропорт, где кировоградский спецназ сделал из них салат оливье. Но изъяв подобное, там рассказывают легенды о крутости и непобедимости.

То же самое и с этой публикой. Процент откровенной сволочи, особенно среди старшего поколения – запредельный. Почти вся эта дрянь числилась конторскими стукачами и закладывала коллег с регулярностью часового механизма. Все, кто выезжал за границу – однозначно работали на КГБ, ибо контора фильтровала выездной поток граждан совка. Выпускали только проверенных и доверенных лиц.

Если вот такого Костю или Табакова, или кого угодно удастся разговорить, то они обязательно перейдут на тему о том, что «такие были времена», «так делали все», «иначе поступать было невозможно». То есть, эта публика – по своему определению, продавленная, пробитая и в высшей степени беспринципная. Она просто не может быть носителем духовности и не может претендовать на положение «над процессом». Она всегда будет внутри процесса, просто потому, что сама этого хочет, ибо чем глубже ныряешь в выгребуху, тем больше ништяков тебе достанется. Причем, они сами себя закрыли в этом болоте.

Причем, эти паяцы, будучи шутами, давно утратили главное умение шута, которое являлось его предназначением – говорить власти неприятные вещи, но в том виде, чтобы не нарваться на топор палача. Они настолько вытравили в себе это качество, что перестали отличаться от сантехников или электромонтеров. Они решили уничтожить в своей профессии то, что может нести неприятности, а в освободившемся пространстве поместили существенно возросшее количество подарков, льгот, премий и прочего, уже от власти.

При этом, разговоры о том, что иначе никак было невозможно поступить – ложь, и они это прекрасно знают. Это была сделка, где стороны взяли на себя вполне понятные и прозрачные обязательства. Власть кормит и холит артистов, а те – верно обслуживают власть. Врут они потому, что выход есть, только вот они умалчивают о том, что у них не хватило духу пойти по этому пути. Они прекрасно знают, что от сделки отказалась масса их коллег и сгинули в застенках, а потому они доносили на своих товарищей по цеху уже совсем мелкую дрянь, смысл которой сводился к размышлениям на тему об отказе от договора с властью. Самые знаменитые обладатели титулов – самые крупные стукачи. А часть из них стала открыто, не стесняясь топить своих коллег. Согласимся, это уже поведение не шута или паяца, но конторского деятеля из пропагандистского цеха.

Помнится, довелось читать интервью с одним из маститых российских деятелей, где он аж захлебнулся от вопроса о Марлен Дитрих, которая мало того, что отказалась от всех ништяков, предложенной ей Гитлером, но уехала в Штаты и стала сниматься в патриотических роликах и ездить на передовую, подбадривая американских солдат. Эта женщина правильно оценила ситуацию и сделала тот выбор, на который не решилась та дрянь, которая в РФ называется «деятелями искусства».

Это – по определению ядовитая публика, которая ляжет под любую диктатуру и будет петь ей осанны и складывать оды. Неудивительно, что довольно мягкая и вкрадчивая поступь диктатуры Путина, без массовых арестов и массовых же расстрелов, мгновенно сориентировала эту публику в нужном направлении. Вся их начитанность позволила им услышать еще неуловимый остальными запах нового хозяина, его плетки, от которой ежится спина, и его сапога, который надо успеть поцеловать первым. И они ринулись это делать, ведомые Никитой Михалковым, дворянином и пра-пра-правнуком постельничьего Петра 1 и сыном чудака, пять раз переписавшего гимн совка. Они не угнались за Никиткой, но выстроились за ним в длинную и безропотную очередь. Ясно, что оттуда не будет слышно никакой критики, оттуда несутся одобрения, в частности и войны с Украиной.

Вот эта дрянь едет на гастроли и эту дрянь кто-то приглашает, на эту дрянь кто-то покупает билеты. Все, кто собирается посетить подобные представления, должны понимать, что на самом деле, они смотрят на рафинированного раба и холуя. Своими звуками или кривляньями, они поют оду рабству, исподволь показывая, что рабом быть не так уж и плохо, главное, чтобы хозяин был добрый и щедрый.

Но мир – гораздо шире той выгребной ямы, откуда время от времени выныривают эти персонажи. Даже если одновременно запретить въезд в Украину всей этой рвани, ничего не изменится, просто пойдет замещение театральных и эстрадных афиш другими именами, которые узнают во всем мире, а не только в затхлом лепрозории. Есть надежда, что так и будет сделано. По-хорошему, надо бы объявить карантин на российских гастролеров, в связи с разразившейся там эпидемией свиного гриппа и выдержать его лет сто. Потом это уже будет не актуально. Выгребуха схлопнется, а ее вонючие остатки просто будут не интересны.

***

Каждый последующий материал был написан примерно через год от предыдущего и самый свежий из них, на расстоянии трех лет от дня сегодняшнего. Думаю, что сейчас все это читается несколько иначе, нежели тогда.

30 Comments on "Юмор, как вид яда (Часть 5)"

  1. Да, несколько иначе. Дно стало глубже.
    “Ребята, уж если мы по горло в дерьме, возьмемся за руки!” М.Жванецкий

  2. +++++++

  3. Просто шикарно! И читается , и воспринимается. Какой то настоящий кайф. Чисто, ясно, легко. Нет одущения разрыва времени и пауз. Как хорошая музыка. ( я дико извиняюсь за слегка неуместное настроение, вероятно..:)) Можно представить, как это трудно..

  4. Федір | 17.08.2020 at 15:18 |

    видел интервью зад-Орного, где он гордо рассказывал как его пригласили сделать самодеятельность в КГБ, якобы была просьба что б не хуже чем в ВМД. он там долго рассказывал как общался с “топтунами” и прочими агентами, вообщем руководил самодеятельностью работников в их не занятое время.. вопрос – как его туда допустили, тем более знать таких агентов и сексотов в лицо, явно он был НЕ чужой в этой системе..

  5. Вовк | 17.08.2020 at 15:26 |

    “Если вот такого Костю или Табакова, или кого угодно удастся разговорить, то они обязательно перейдут на тему о том, что «такие были времена», «так делали все», «иначе поступать было невозможно». То есть, эта публика – по своему определению, продавленная, пробитая и в высшей степени беспринципная. ”
    є 2 типи, лизоблюди та сраколизи. Лизоблюди максимум, що можуть – це плюнути в тарілку. Скаролизи ж можуть кусатись. Боляче. За ґеніталії. Цікаво, Костя із Бєргамо на попівських попойках ЗНІМАВ панталони чи мовчки, як кролІк, гриз морквинки під столом???

  6. Надзвичайна обізнаність Автора у різних далеких темах досі дивує мене, давнього відвідувача ресурсу ЛО.

  7. Дмитро дддв | 17.08.2020 at 16:01 |

    Спешу добавить про мишку задристаного, ой зад ор нова. Это Плагиаторщик именно с большой буквы! Весь его цикл 90-х начала 2000-х годов построен на книге Ильфа и Петрова “Одноэтажная Америка”. Я был в шоке от услышанного и после прочитанного! Он даже не пытался ничего прятать, просто тупо “содрал”!
    Плагиатор, трутень, гнида.

    • Vadym Kuzmenko | 18.08.2020 at 07:50 |

      Да, меня это тоже коробило!
      Просто не мог переносить эту дрянь.

    • Alex_k | 18.08.2020 at 10:24 |

      Так и его последующие лингвистические “ра-ко-мольные” изыски происходят из фантазий Хиневича, менее известных широкой публике.

    • Marina | 20.08.2020 at 14:22 |

      Плюс откровенно украденная у хорошей израильской (ныне) писательницы Виктории Райхерт и выданная за свою байка “Хатуль мадан”. Спёртая до последней буквы! Дядька забыл, что воровать из Интернета – это не то, что стащить из заводской многотиражки. Могут и за руку схватить. И схватили!
      Так он даже не сильно смутился, мол, подумаешь, пусть спасибо скажет, что её опус “самзадорнов” обнародовал! Мерзость. Земля ему стекловатой.

  8. Ольга | 17.08.2020 at 16:11 |

    Спасибо за серьёзное исследование темы юмора!

  9. Да, юмор имеет огромное влияние на умы человеческие. Именно юмор, возможно в виде сатиры, в исполнении тех же Райкина (отца!), Жванецкого и дугих начиная, наверно, с Зощенко, послужил толчком к развалу совка, так сказать, расшатывал основы.
    Кстати, чем отличается юмор от сатиры? – Если страшно хочется смеяться, это юмор, а если хочется смеяться, но страшно, …(старая совковая мудрость).
    Позже конторские поняли эту силу искусства и поставили юмор себе на службу.
    А на счет Задорнова – у меня последние годы была стойкая ассоциация с Азимовским Мулом. Ну не так, конечно, что бы он был замаскированным под шута единоличным правителем, но то, что он входил в круг истинных правителей эрефии – такое ощущение было.

  10. Впечатлен, здорово!

  11. Є Василь Стус, а є мікітка міхАлков. Цим сказано все.

  12. Кто объяснит за что зе присвоил звание Герой Украины Кузьме Скрябину? За то что он был хороший парень? Это делается для обесценивания высокого звания? Карнавал в разгаре?

    • Ну, а кого награждать?? Забродского, шоли? Так он вообще не знает кто это.

    • Йовіш | 17.08.2020 at 19:55 |

      За то что доказал,что нарушить пдд можно, а законы физики нет (с).

    • Евгений О | 18.08.2020 at 00:45 |

      Фильм “Золушка” посмотрите, там все поясняется диалогом короля и танцмейстера.
      Примитивный интеллект не способен на понимание чего-то, выходящего за пределы его навыков. В основном ставших инстинктами.
      Яркий пример профессиональной деформации психики.

    • Кузьма загинув – отже все, що він зробив “правильного”, можна випнути наперед, а все “неправильне” приховати. Небіжчик вже не являє жодної небезпеки, отож з нього можна ліпити такого ідола, який на даний момент вигідний владі. Для цього з нагородив – щоб далі з Кузьми зліпили ідола…
      🙁
      Ну й не забувайте, що Кузьма став одним з творців і натхненників “Пающих трусОв”. Зокрема, він був автором і слів, і музики “Камерного романса” – що навіть в титрах їхнього кліпу відмічено:
      https://www.youtube.com/watch?v=RhgWfnTvnqY
      От хоч би за “Камерный романс” можна Героя України дати!!! А що, хіба ні?!

    • Вовк | 18.08.2020 at 01:56 |

      Може за тур Україною з Наташкою Могилою 2004 року на підтримку “синьої” партії ригів та аналів???

  13. Наталія М. | 17.08.2020 at 22:47 |

    Ой, я таки на вас вся удивляюсь просто. Эти “деятели искусств-с” за лизание сиятельной #опы имеют столько бонусов, шо нам и не снилось! После своей смерти худруки театров оставляют после себя миллионы долларов и кучу недвижимости! Вот, взять хотя бы “знатного и смелого” Д,артаньяна. Но то таким мы его видели по телеящеру. А на деле подписал письмо по Крыму, что он “одобрямс” аннексию и т.п. И сразу его жену, совершенно бесталанную актрисулю, Ларису Луппиан, с 21 мая 2019 года назначили художественным руководителем театра имени Ленсовета. Назначили бы Михаила, но он по причине обильных возлияний в молодости имеет пошатнувшееся здоровье, но зато он народный артист! А вообще, у них семейный подряд по облизыванию власти. Вот сынок Сергей Боярский, 1980г.р. – депутат государственной думы от партии «Единая Россия», музыкант, бизнесмен. Говорят, что скупил много недвижимости в Питере.
    Вертлявая дочуня Екатерина со своим “фирменным” скрипучим голосом и неприятной внешностью, бесталанная, уже “заслуженная артистка”! Вот, такие они служители богемы! И шо вы от них хотите?

  14. Наталія М. | 17.08.2020 at 23:03 |

    RDI | 17 Серпня, 2020 at 19:12 | Відповіcти
    @Кто объяснит за что зе присвоил звание Герой Украины Кузьме Скрябину? За то что он был хороший парень? Это делается для обесценивания высокого звания? Карнавал в разгаре?@

    Не “карнавал в разгаре”, а ЗЕлёная дурость всё повышает свой градус. Ой, сорвёт таки у котла крышку! Наверное, ЗЕ это сделал потому, что Кузьма когда-то написал нелицеприятное письмо Порошенко, поэтому, это нужно ж как-то отметить и другим показать, за что впоследствие можно будет надеяться на “Героя Украины” от болотной тины.

    Все, кто гавкали на Порошенко , всех нехило трудоустроили. Это Серлещ, который член наглядовой рады, который работает ПО СКАЙПУ 1 раз в 2 месяца (!!), рассматривают какие-то вопросы, после чего выясняется, что
    Укрзализниця уже стала убыточной и там коррупции по самые шпалы и потолок! А зарплата у борцуна с коррупцией – 500 тыс. грн в месяц! Да, вот так его отблагодарили ЗЕлёные. Потому, что столько вреда он принёс Украине, когда поехал в Штаты вместе с Наёмом-консервой от партии Сракашвили и просил, чтобы нам не давали оружие! И лично обливал помоями Порошенко со своей ухмылкой идиота, подрывая его имидж своими гнилыми разговорами.

    Наём делал то же самое, что и Серлещ. В результате его пристроили в “Укроборонпром” с зарплатой в 500 тыс. грн! Не, ну, а чо, заслужили же!

    Как можно быть такими отпетыми мерзавцами – не понимаю!

    • Евгений О | 18.08.2020 at 10:13 |

      Что до мерзавцев, так сейчас время такое.
      Гигантские отрасли промышленности, изящнейшие научные исследования и тончайшие технологии сегодня в подавляющем большинстве случаев используются в двух направлениях – первое, это средства уничтожения себе подобных с максимальной надежностью и минимальными затратами;
      Второе, это разнообразные развлекалки, направленные на удовлетворение самых примитивных желаний и помыслов самой массовой части человеческой популяции.
      Во втором случае к этим самымм развлекалкам, пищалкам и стрелялкам добавляется немыслимое количество трусов разнообразного уровня свежести, дабы плодами их “творческих” исканий заполнить огромное число пищалок, так любимых пресловутым “простым” народом.
      А с учетом того фактора, что великое множество элементов упомянутой выше биомассы хочет, чтобы у них, элементов, все было, что за это не пришлось платить вааще, и чтоб им, элементам биомассы, за это ничего и никогда не было, самой большой популярностью в этой среде пользуются вполне определенные персонажи.
      Те, у которых все есть, и продолжает прибывать, те, что и внешним видом, и речами и песнями-плясками своими так похож на “простого среднего человека” (далее – ПСЧ).
      Так огромную популярность приобретают “герои”,для которых нормы совместного с другими существования в мире не значат ничего. Совсем ничего. Они плюют на все законы, на мораль и прочие “глупости”, и не останавливаясь перед убийствами, создают себе образ абсолютной силы.
      Или те, кто кривляется на сцене, пересыпая свои кривляния юмором, преимущественно уро-генитального характера, за послушать который, вместе с примитивнейшими звуковыми последовательностями, что у них зовется музыкой, плебс (вне зависимости от материального статуса) платит ошутимые деньги.
      И те и другие становятся образцами для подражания . Отдельно существующая индустрия разнообразных печатных (в широком понимании) смей, заваливает и витрины с прилавками, и информпространство рассказами, смакующими подробности личной жизни артистической, а в последнее время и деловой братии. Причем подробности эти, чем интимнее, тем они интереснее публике.
      А поскольку высокие моральные качества, образованность и воспитанность есть компоненты из совсем другого мира, то содержание этих изданий соответствующее.
      А каковы кумиры, такой, в конце концов и результат выдается каждой отдельно взятой личностью.
      Не зря же тот же Невзоров еще и цикл лекцицй, дорогих, как он сам говорит, организовал под названием “искусство быть мерзавцем”.
      А себя самого называет и мерзавцем и продажным и прочая, вещая из роскошных интерьеров и из-за руля вполне себе пристойного “Бентли”.
      Так что, уважаемая Наталья, быть мерзавцем, да ещё и отпетым, это, знаете ли, весьма прибыльное дело. Не то, что быть каким-то там ученым, врачем, или инженером…

  15. Станислав | 17.08.2020 at 23:28 |

    вот и кузьме медалька в тему…
    тоже ж был “выше этого”

  16. Проведімо аналіз українських гумористичних передач та серіалів. Тут зразу видно рівень гівна. Одного разу під Полтавою, москаль-чарівник, скоти, служанка бєні та інші принижують національну гідність українців та виставляють нас придурками. А хто фінансує ці “прожекти” – звісно кацапездолія! А наші так звані артистики стараються як дурень на весіллі і бінго! Вибириємо припиздента зе.

  17. Константин | 18.08.2020 at 07:49 |

    Правильно все! Одно дополнение. Вся эта гопота (эстрадная) – нищие духом. Бабло и западная жиСть для них цель существования. Поэтому даже такие таланты, как Табаков, Райкин( младший), хотя и старший тоже, и куча иже с ними монетизируют свой талант, как могут. Талант нужен в постсовке только для того чтобы прорваться. А дальше искусство превравращается в грубо раскрашенный лубок. И все эти клоуны ( в хорошем смысле слова) превращаются в балаганных гаеров, зарабатывающих на тысячекратном повторении реприз.

  18. Сергій | 18.08.2020 at 10:13 |

    Читав цей матеріал ще тоді, коли автор уперше написав. За це щиро вдячний автор, за розуміння що це таке.
    Я ніколи не розумів цей “гумор”, коли всі ржали немов коняки, я знизував плечима. Гадав, що у мене “атрофоване почуття гумору” й надто специфічне. Після прочитання цього матеріалу стало зрозуміло, що з гумором все ок, просто не цікавлюсь сортами матеріалу якутського скульптору))
    А зараз перечитав, тепер розумію, що в мене не тільки з гумором все ок. Ще в мене в повний імунітет проти цього “гумору”, тому воно на мені не працювало.

  19. Наталія м. | 18.08.2020 at 17:47 |

    Евгений О | 18 Серпня, 2020 at 10:13 | Відповіcти
    @Так что, быть мерзавцем, да ещё и отпетым, это, знаете ли, весьма прибыльное дело. Не то, что быть каким-то там ученым, врачем, или инженером…@

    Согласна на все 100%, уважаемый Евгений О.!

  20. Marina | 20.08.2020 at 14:30 |

    Меня поражает (никак привыкнуть не могу), что сидят в Европе или Штатах некоторые бывшие наши на всём готовом, на полном социале, ни дня не работали за 20-30 лет, имеют полный холодильник, полный пакет медобслуживания и пару недель в году на тёплых морях в приличных отелях, но при этом стонут, как хороша расея-матушка. А главное, какие сволочи заокеанские (!) буржуины, гейропа и мерзкая НАТА! Поэзы об этом кропают и издавать пытаются!!! Вчера буквально мой знакомый издатель отказал одной такой! Не захотел себе проблем с неполиткорректностью, умничка!

Comments are closed.