Китайский калейдоскоп (Часть 1)

Автор: Mitt Thomson

Пока тема китайского коронавируса является одной из самых обсуждаемых тем в мировом информационном пространстве, самое время сделать небольшой экскурс в некоторые аспекты истории Китая для лучшего понимания того, что он собой представляет. Сразу оговорюсь, что всё нижеизложенное является чисто субъективным мнением, не претендующим на научность и истину в последней инстанции. В качестве источников для формирования данного мнения служили как исторические документы, так и личные наблюдения автора текста.

Итак, Китай. Одно из крупнейших государств мира, сохранившихся до наших дней в слегка модернизированном формате классической империи. Официально оно называется «Китайская Народная Республика», но это не более, чем уловка, вроде той, которую использует Московия, именующая себя «Российской Федерацией». Недавнее провозглашение Си Цзинпина пожизненным правителем свидетельствует о том, что в Китае, как и в Московии, идет процесс ползучей реставрации монархии и возвращения к некоему новому варианту имперского феодализма, приведённому в соответствие с современными реалиями. Возможно, это будет «цифровой феодализм».

Китайская империя, подобно Московии, по своему этническому составу представляет собой конгломерат из множества национальностей, поэтому этноним «китайцы» по своему значению примерно равен этнониму «русские». В том смысле, что это этноним собирательный, обозначающий ту общность людей, которые на данный исторический момент времени находятся под властью империи, именуемой «Китай». В другие времена эти «китайцы» назывались маньчжурами, тибетцами, уйгурами и ханьчжу (они же национальность хань).

Хань, кстати – это тот самый Центральный и Южный Китай, который сегодня охвачен эпидемией. Зона возникновения древних китайских государств и первых императорских династий. Самая густонаселённая область планеты с близким к идеальному климатом и плодороднейшей землёй. Именно народы хань изобрели бумагу, порох, фарфор, и прочие ништяки, которые впоследствии прославили Китай в истории. Знаменитый трактат «Искусство войны» Сунь-цзы, к слову, был тоже написан человеком хань в эпоху «Сражающихся царств», когда несколько государств Центра и Юга вели между собой затяжной спор о том, кто из них более крут и доминантен в вопросах сбора дани с многочисленного крестьянского населения.

Однако, несмотря на овладение «Искусством войны», хань в XIII веке не смогли противостоять кочевникам, которые с началом монгольской экспансии Чингисхана вторглись с севера и захватили государства Центрального и Южного Китая.  Не помогла им даже Великая Китайская Стена. Монголы принесли с собой в земли хань то же самое, что и в земли других захваченных ими народов: лютый авторитаризм, военно-полевую иерархию, обесценивание жизни как таковой, крышевание и коррупцию, как основной способ экономического существования правящего слоя. После визита монголов развитие Китая пошло примерно в том же направлении, что и развитие Московии, с поправкой, естественно, на местные национальные отличия и особенности.

Перед тем, как захватить хань, монгольский каток прошёлся по землям государства Бохай, или чжурчжэней. Это территории, лежащие к северо-востоку от Великой Стены, то есть Маньчжурия, включающая в себя современные Приморье и Приамурье, ныне принадлежащие Московии. Маньчжуры, или мань, сегодня являются второй после хань крупной этнической группой, составляющей китайское общество. Их звёздный час наступил в XVI веке, когда переварившие монгольских завоевателей чжурчжэни решили присоединить к своей вновь воскрешённой империи Цзинь богатые южные земли хань.

В союзе  с монголами они прорвались сквозь Стену и захватили Пекин, представляющий собой нечто вроде китайского варианта Древнего Рима. В 1644 году маньчжуры основали свою династию Цин, которая правила Китаем вплоть до XX века. Именно маньчжуры разбили отряды Хабарова и Пояркова, вторгшиеся в Приамурье из Якутии, присоединили к своей империи Монголию, захватили Джунгарию, Тибет и ряд других пограничных государств. Словом, создали тот самый Китай, который стал азиатской версией Московии как в плане «собирания земель», так и построения вертикали власти.

И именно маньчжуры, почившие на лаврах и закостеневшие в своём феодальном укладе, прозевали точку перехода человеческой цивилизации в новую фазу развития, результатом чего стала потеря Китаем в XIX веке гигантских территорий и появление в стране предпосылок к проникновению коммунистической заразы. После множества больших и малых катаклизмов, постигших Китай в последние десятилетия маньчжурского правления, в 1912 году династия Цин рухнула, и власть в Пекине вновь перешла к представителям народа хань, из которых происходили Сунь Ятсен, Мао Цзедун и все последующие китайские лидеры, включая нынешнего главу Си Цзинпина.

Пламя Синхайской революции, в котором сгорела маньчжурская власть и слава, вспыхнуло, кстати, в той самой Ухани, которая сейчас снова находится на первых полосах газет всего мира. В сентябре 1911 года в местном военном гарнизоне вспыхнул бунт, вскоре переросший в восстание, а затем и в революцию.   

(окончание следует)