Литва, 13 января

Сегодня в Литве – День защитников Свободы. 31 год назад там произошли события, которые стали последней попыткой центральной власти ссср подавить центробежные тенденции в Литве, которая еще в 1989 году взяла курс на выход из совка и формализовала свою независимость. По факту, в Литве уже действовали органы местной власти, но Москва их не признала и на территории самой Литвы стояла гигантская, как для такой небольшой территории, военная группировка.

Недавно мы подробно обсуждали ситуацию в Казахстане, где отмечали переброску туда какого-то количества десантных войск РФ, так вот в Литве тогда дислоцировались сразу две дивизии ВДВ. Их даже перебрасывать туда не нужно было. Причем, они имели все необходимое на месте и не нуждались в длинной логистике, как это было в Казахстане. Кроме того, совсем рядом находилась еще и псковская дивизия ВДВ и формально – Витебская, недавно выведенная из Афганистана. И это – только десантные войска, а кроме них в Литве и вокруг нее была масса других войск. Чего стоит только милитаризированная гангрена, до сих пор известная как Калининградская область.

Тем не менее, граждане Литвы сказали «хватит» совку и стали делать то, что было возможно, а именно – восстанавливать свою государственность везде, где это было реально сделать. В частности, функционировал парламент республики – Сейм, действовала собственная полиция, в эфир вещало свое телевидение и радио, и это при том, что Москва не признавала независимости Литвы и имела возможность утопить республику в крови, что и попыталась сделать 13 января 1991, за полгода до августовского путча, который стал настоящим триггером, запустившим процесс развала совка.

Десантникам удалось захватить вильнюсский телецентр, но это стало сигналом полной мобилизации литовского общества, которое вышло на улицы отстаивать свою свободу и в первую очередь – символ этой свободы – здание Сейма. Безусловно, совок имел силы и средства начать масштабную силовую операцию, но Литва пошла точку невозврата и такая операция могла иметь лишь одну цель – уничтожение. Уже ни о каком подавлении речи быть не могло. Литовцы  были готовы идти до конца. 

Сегодня вспоминается масса историй, которые не так известны, как события у телебашни, но они дают понимание того, насколько готовность литовцев к сражению, была высока. Так, еще 12 января большая группа родных и близких праздновала свадьбу, а уже 13-го – вся свадьба ушла на защиту Сейма. Всем есть, что вспомнить о тех днях, в частности – о 14 погибших и 800 раненных.

После развала совка Миша Горбачев на Западе стал чуть ли не героем за то, что не стал силой сдерживать развал совка, но эти лавры ему были предоставлены напрасно. Ведь он этого не сделал не по идейным убеждениям, а потому, что совок уже изнутри выгнил и разваливался. Между прочим, это случилось в результате грамотной внешней политики дуэта Рейган-Тетчер и будь совок в лучшей форме, еще неизвестно как бы все выложилось. Миша – коммуняка и делать его белым и пушистым не было никакого смысла. Пушистый Си прямо сейчас показывает, как это превращается из улыбчивого и добродушного чудака в кровавого тирана.

И вот сейчас этому имиджу Горбачева может быть нанесен серьезный урон. Если бы он молча упивался своим незаслуженным положением, о нем можно было и забыть, но в последнее время он всплыл и начал рассказывать о том, как с ним нечестно поступили и в преклонном возрасте рассказывает о том, что тогда допустил ошибку. Теперь то, за что его Запад носил на руках, он комментирует не иначе как: «один раз, не в этот глаз».

И вот сегодня в вильнюсский суд подан коллективный иск, подписанный шестью родственниками лиц, погибших во время тех самых событий 13 января 1991 года. Иск подан против экс-президента СССР Михаила Горбачева, которого они требуют привлечь к ответственности за гибель своих родственников. В иске сказано, что будучи первым лицом государства, только он мог отдать приказ на применение силы или по крайней мере – не допустить ее применения, своим приказом. В прошлом, 67 совковых военных были осуждены за непосредственное применение силы, а вот Горбачев все это время был уважаемым политическим деятелем, которого с удовольствием принимали на Западе. Теперь все может измениться через три десятка лет.

Так что путинским холуям следует четко понимать, что по военным преступлениям, в которых они принимают участие, срока давности нет и вот такой расклад у них будет актуальным до самой смерти.

41 Comments on "Литва, 13 января"

  1. YamacdaEv | 13.01.2022 at 11:08 |

    20 Января 1990 г. Баку. Террор советской террористической армии против Граждан Азербайджанской Республики. Тоже дело рук Горбачева и тех уродов которые вместе с ним это и другие поганые вещи вытворили, в Грузии, в Литве и т.д. Помним. Не простим. Когда то будет суд над кровопийцами. Или тут а затем Там, на Небесах. Или уже Там, так как в Мире нет справедливости в абсолютном его виде. Кремль всегда был врагом Мира и Человечества во всем Мире. И теперь точно так же.

    • Vadym Kuzmenko | 13.01.2022 at 11:19 |

      Да, этот подонок с пятном должен получить свой приговор. Причём, этот тип настолько подлый, что во время всех кровавых событий – и в Баку, и Тбилиси, и в Вильнюсе – он как-то “случайно” оказывался в зарубежных поездках.

      • YamacdaEv | 13.01.2022 at 11:46 |

        +

        • Дмитро | 13.01.2022 at 12:47 |

          Є свідчення того, що й його “ізоляція” в Форосі – не була примусовою. Воно запропонувало Янаєву і решті: “Втопіть в крові цю демократію. Якщо народ піде за вами – вийду я, й очолю, ми всі будемо героями. Якщо не вийде – я ні при чому, але й ви не бійтесь – трохи посидите-відпочините, а скоро й амністую вас”. Горбачов до влади не повернувся, але й при Єльцинф – їх усіх (крім Пуго, який застрелився) амністували, при чому – ДО вироку суду! Тобто, нікого з них навіть не засудили! Це одне вже примушує задуматись…

      • Вовк | 13.01.2022 at 12:06 |

        та й Казахстан був при ньому, в 1986 році. А ще – Фергана в 1989 р, Нагірний Карабах – ТЕЖ “заслуга” заплямованого Мішки…
        як і Кримська АССР…

  2. Vadym Kuzmenko | 13.01.2022 at 11:15 |

    Честь и хвала литовцам – настоящим нашим братьям!
    Хорошо помню те времена, а также слова главы Литовской республики Ландсбергиса о том, что настоящая независимость Литвы была восстановлена 1 декабря 1991 года, когда украинский народ подтвердил Акт независимости Украины. Тогда москве уже стало не до Литвы.

  3. Ilya56 | 13.01.2022 at 11:20 |

    Да, был такой день. Жена с сыном, которому было 5 лет, как раз была в гостях в Вильнюсе у сестры. Их дом-пятиэтажка(там небольшой микрорайон из 5-этажек) как раз напротив телецентра и окна выходят на него. Порассказывала, когда прилетели обратно. И танки с БТР-ми на улицах, и стрельба, и “черемухи понюхали”, и объявления по громкой связи – “К окнам не подходить…”. А дети рвались к окнам, посмотреть… Но Тбилиси там не повторился, видно время было уже не то…

    • Сергій | 13.01.2022 at 14:47 |

      Случайно не Лаздины ?
      Я сам то же был там примерно в это время.

      • Ilya56 | 13.01.2022 at 15:56 |

        Ул. Чюрлениса насколько помню….

        • Сергій | 13.01.2022 at 16:23 |

          Это с противоположной стороны Вилняле.

  4. Kostyantyn | 13.01.2022 at 11:23 |

    Горбачьов повинен відповісти ще за Грузію та Карабах. Якраз я під вивід військ попав: служив 87-89. Живий свідок

  5. pan_futiy | 13.01.2022 at 11:28 |

    Вильнюс-91

    Нателла Болтянская

    http://www.bard.ru.com/php/search_song.php?name=15109

    Это событие, вероятно,
    было первым кровавым
    предупреждением нового
    российского времени…

    И снова, в который раз,
    Овечья спадает шкура,
    И волчий голодный глаз
    Мигает в прицеле хмуро.

    Пора власяницу снять.
    Свернув покаянье спешно,
    Подпишемся мы опять
    Под Прагой и Будапештом.

    Могильную горсть земли
    Мешая, своей и вашей,
    Чьи мёртвые там легли,
    Под стенами телебашни?

    Наш почерк, наш горький счёт —
    На траурных лентах чёрных…
    Замах: раззудись, плечо,
    Тбилисских лопат сапёрных.

    И — по́д ноги дольний прах,
    И — гордо вперёд, в безславье…
    Но завтра — в каких краях
    Кресты на домах расставя.

  6. Вовк | 13.01.2022 at 12:09 |

    до речі: Сашка Нєврозов показав своє кацапське нутро гнилеє саме на подіях у Вільнюсі!
    тому і ВІРИ йому – нуль…

    • Dnipro na Dipri | 13.01.2022 at 22:21 |

      Имел честь быть другом ныне покойного оператора, моего земляка, Александра Демченко, который в состае группы Юриса Подниекса вел съемку событий возле вильнюсского телецентра… Эти репортажи транслировал весь мир. А он тогда привез сумку кассет с этими видеоматериалами, когда мы смотрели кулаки сжимались. А про невзорова отзывался так, что уши вяли. Демченко потом с невзоровым пересекался в Грозном, во время первой чеченской, много потом чего про “творчнество” невзорова поведал

  7. Роль личности в истории, Виноват ли Горбачев в событиях в республиках в свое правление? Конечно, как и все правители империи, но он и один из гробовщиков этой субстанции, Сегодня Окурок конечно военный преступник, а для держав бывшего совка да и не только как вирус, Кто переболел, стал сильнее, для других беда,

  8. Юрій Багдадьский | 13.01.2022 at 13:48 |

    При совєтах прибалти жили на дотаціях, мали все караще і слугували такю собі візитною карткою союзу. Отримавши незалежність, отримали і купку проблем. Одна з них то шалені ціни на електрику
    https://www.facebook.com/groups/russkaja.estonia/permalink/456589739353735/
    А ще там видають Alien’s Passport, і то не іграшка, а страшна підривна штука. Але хто про те знає?

    • Сергій | 13.01.2022 at 14:58 |

      Слушайте, я уже где то это слышал ! ага вот где “Бамбас кормит всю Украину.”
      Да и вообще здесь речь идет о Литве, а вы про Этонию.
      НО уж если на то пошло, то не совсем людям нельзя выдавать полноценные документы.

    • Eugen moderator | 13.01.2022 at 16:59 |

      Перепрошую, шановний, ви там, в тих краях жили? Ви спілкувались, наприклад, з литовцями? Ви зустрічали там на підприємствах людей, що між собою спілкувались двома-трьома мовами? Ви не бачили там новорічних вечірок різних земляцтв, що готувались просто людьми, на яких конферанс ішов декількома мовами? Ви дуже і дуже багато втратили, якщо не бачили цього.
      Ви були знайомі з асортиментом і якістю продукції литовських, латвійських та естонських підприємств?
      Там питання хто кого дотував досить таки дискутивне.
      То ж перестаньте писати, перепрошую, дурниці.
      Про те, що Урал годує Україну я чув не від сьогоднішніх пропагандонів , а особисто у вісімдесяті там, на Уралі, від тамтешніх. Вони були в тому переконані.
      Я мав нагоду бути в країнах Балтії не один і не два рази. Не туристом, по справах. Спілкувався з дуже багатьма фахівцями.
      Стосовно ж паспортів не громадян, це не страшна іграшка, а реальна і вкрай раціональна річ. Абсолютно необхідна.
      Перш за все з точки зору забезпечення справжньо демократичних виборів.
      Тим самим було побудовано захист від підлоти рашківської. Тієї, проти якої не було захисту в нас у дев’ятнадцятому.
      Наслідки можете бачити, при бажанні, навіть з Багдаду, Дохи, чи Каїру.
      Навіть на піраміду підійматись не треба.

    • Укроп | 13.01.2022 at 17:10 |

      Все желающие, недоволные своим “не таким” паспортом могли посетить магазин, торгующий чемоданами, потом билетные кассы и отбыть на “благословенную”. Но что то не хотят сволота… Так что не надо тут про “страшную штуку”! Им бы лучше принудительную депортацию, страна бы была чище.

    • Did Groza | 13.01.2022 at 17:12 |

      Не на дотациях они жили. Вполне неплохо могли себя прокормить. Просто москва их грабила чуть меньше, чем остальных.

      • Eugen moderator | 13.01.2022 at 17:27 |

        Да как сказать, меньше. Судя по моему опыту работы с литовцами, то никак не меньше. Просто они сумели организоваться получше и не допустили того идиотизма, что был на территориях оккупанта с распределением товаров.
        Одно верно, к моменту оккупации совдепией, там люди жили в нормальном мире. И до самого распада сэсэра там помнили, как выглядела жизнь до захвата большевиками и старались не поддаваться агитпропу.
        Да и лесные братья там дооолго проявляли свое присутствие.
        В итоге, понимая, что теряет авторитет в мире, совдепическое руководство решило сделать там чуть побольше вольницы, чем в той же Украине…

      • “Вполне неплохо могли себя прокормить. Просто москва их грабила чуть меньше, чем остальных.”- нічого подібного, як і решту. Просто вони “зайшли” в совдепію з набагато вищим рівнем життя і продуктивністю праці. До речі, навіть в супер-благополучний для совдепії 1980р. в прибалтійських республіках не був досягнутий той рівень добробуту, що був в останній рік незалежності.

    • Олександр Таллінн | 13.01.2022 at 19:20 |

      “При совєтах прибалти жили на дотаціях”
      Цак начепи.

    • “При совєтах прибалти жили на дотаціях,”-а какіє ваші даказатєльства?! Наскільки пам’ятаю, по газеті “Ізвєстія”, в якій в кінці кожного року публікувалися офіційні данні про бюджети- загальносоюзний та республіканські, то прибалтійські республіки, як і Україна, Білорусь та Молдова, завжди були донорами.

    • Ви є…т (мод)?
      По-перше, немає ніяких “прибалтів”. Є три незалежні країни Литва, Латвія і Естонія, які загалом називають країнами Балтії, а між собою вони досить розрізняються.
      По-друге, шоб я так жив, як вони “страждають” із такими цінами та доходами. Особливо в Естонії.
      По-третє, “паспорт інопланетянина” видавали тільки в Латвії та Естонії (Литва мала свої міркування його не вводити і туди к@ц@пи так масово не понаїхали) і це не підривна штука, а засіб боротьби з такою підривною штукою, як масове завезення окупантами “узкоязичних”. Пропаганда кремля весь час акцентує на національності, але нащадків росіян, які законно там жили до 1940, ніхто громадянства не позбавляв. Іншим дали можливість натуралізації.
      Наразі ці “інопланетяни” мають ще й безвіз до рашки, на відміну від громадян. А також автоматичний безвіз у ЄС, бо вони в ньому мешкають і Латвія та Естонія в шенгені. А тепер головний прикол — відгадайте, куди їм незважаючи на це потрібна віза?:)

  9. Eugen moderator | 13.01.2022 at 13:53 |

    Да, Горбачева можно судить.
    Но это, если таковой суд состоится, даже не полумера, или маленький шаг в нужном направлении. Скорее наоборот, дымовая завеса, скрывающая главное.
    Можно до бесконечности вспоминать и Невзорову и многим другим то, что было в те годы.
    Можно. Многим это понравится. Смаковать будут подробности, обсасывать.
    Ужастики натуралистические снимать..
    Но.
    Это все будет абсолютно бессмысленным до тех пор, пока не будет четко и однозначно названа главная причина самого появления на планете такого ужаса, как совдепия и ее производные. Пока не будет признан тот факт, что именно изуверские идеологии генерируют львиную долю несчастий в нашем мире.

    • Юрій Багдадьский | 13.01.2022 at 14:04 |

      Браво!!!

    • Сергій | 13.01.2022 at 22:15 |

      Изуверство-не более чем отличие моральных норм общества от принятых в других обществах.
      Ацтекское общество было “изуверским” в сравнении христианскими.
      А этика третьего рейха была намного человечнее и моральнее норм раннего средневековья.
      Моральный облик людоеда из племени маори, несколько отличался от морального облика дзен-буддиста. Все это укладывается в рамки человеческой психологии и ее отклонений. Инымы словами это заложено в сути человека.
      Думаю главная причина появления совдепии банальна – таковы этические нормы этой совокупности людей населяющих данную территорию. И в дальнейшем от повторения ее никто не застрахован.

      • Eugen moderator | 13.01.2022 at 23:08 |

        Извините, не соглашусь.
        Как там, во Франции было: свобода равенство и братство, во время той, французской революции? Во что превратилось и почему?
        Всем, кому неведома культура и образование, вполне себе напряженным трудом добываемые, именно лозунг равенства ближе всего.
        Как же, иначе-то? С какого такого перепугу этот умник будет нам указывать, где яму копать, а где не копать? Ату его!
        И это самое “ату” в сознании, с позволения сказать, разгоряченной лозунгами о равенстве толпы туповатых, завистливых, ленивых и жадных пролетариев находило кратный отклик во все времена , земли и народы.
        Если только не находились ответственные люди, что отрывали своевременно головы всевозможным агитаторам- проповедникам всеобщего блага путем отнять и поделить.
        Причем благо, это самое, приобретало весьма разнообразные формы, зависящие и от географии и от религиозных предпочтений.
        Так что не в территории рашки дело.
        Дело в том, что именно идеология превратила это население в биомассу.
        Ввиду удаленности от остального мира и труднодоступности .
        Идеология, должным образом употребленная, с соответствующим соусом подаваемая, да еще в условиях жесткого ограничения поступления внешней информации к головам народу, способна за вполне осязаемое время извратить практически любое человеческое общество.
        А про ацтеков много разного говорят и говорили ученые, полуученые и совсем не ученые дяди и тети в попытках пояснить публике происхождение циклопических сооружений, до наших дней сохранившихся.
        Про этику Третьего рейха тоже, знаете ли,много можно разузнать, если поковыряться в соответствующих архивах, а не в продуктах жизнедеятельности ученых историков. В особенности тех, кому было поручено формировать общественное мнение. Как оказалось, последнее было свойственно совсем не исключительно советской исторической школе……

        • Сергій | 13.01.2022 at 23:46 |

          Так в чем вы не согластны со мной ?
          Мораль люмен-пролетариата одинакова и на кацапии и во Франциии и в Украине.
          Население мокшандии формировалось как раз из людей этой категории.
          Мне нарвится как определил это С.Щедрин.
          “Исстари более сильные люди захватывали местности по берегам больших рек, куда их влекла ценность угодий: лесов, лугов и проч. Мелкая сошка забивалась в глушь, где природа представляла, относительно, очень мало льгот, но зато никакой глаз туда не заглядывал, и, следовательно, крепостные мистерии могли совершаться вполне беспрепятственно.”
          Видимо исстари так и сформировалось то , что называют “русский народ” из млочи, лентяев, трусов и любителей “справедливости” в нищете.
          И я с вами абсолютно согласен что лозунг “равенство” очень опасен, опаснее его только лозунг “справедливость”. Эти два лозунга очень поддерживают любители халявы. Соответственно у них и сформировалась мораль – не высовывайся, не нами началось, тебе больше всех надо? иш умный выискался, плетью обуха не перешибить, не ми такі – життя таке и т.п. Фактически у нас с вами получился портрет избирателей Зеленского.

    • SerP17 | 14.01.2022 at 02:18 |

      +++

  10. Пам’ятаю в Комсомольській правді, а в кінці 80-х,початку 90-х то була досить прогресивна газета, прозахідна, то в тій газеті була карикатурка: на мапі із совєтської сторони стоїть тип із бензиновим шлангом, зав’язаним на вузол, а із литовського – литовець з поросям із зав’язаним рилом. Тобто газовий, бензиновий, нафтовий шантаж – то не придумка бункерного, а це національна традиція московитів. Литовцям було що запропонувати есесеру і не тільки с/г продукти, і вони не були нахлібниками. До того ж великим плюсом для Литви, що там був мізерний відсоток із мокшан (бл.5-7%), на відміну від Естонців, де ця частка була до 40%. Тому литовці були в авангарді в ділі розвалу совка. Їх еміссари їздили по усіх республіках із великою місією: агітували за вихід із кошари, що розрослася на 1/6 суходолу. Були вони і в Україні Щербицького. Активно в тут вони діяли. Із ризиком для себе. Знаходили тут гарячий відгук, виступаючи на мітингах. Я суджу по Полтаві. Хоча й тоді, як і зараз пасіонаріїв було не більше 20% від населення. Окрім будучи практично мононаціональною республікою, у литовців ще великим плюсом було те, що національна еліта у них-таки частково лишилася, її не виполов плуг репресій, як в Україні. Порівнювати неможливо першого секретаря КПУ зденаціоналізованого Щербицького та його послідовників і КПЛ Бразаускаса, який легко пішов на заборону компартії. Наслідки очевидні.

  11. Для того, чтобы танки не опрокинули баррикады вокруг парламента были поставлены железобетонные ограждения. Они представляли собой объёмные элементы-комнаты, поставленные на торец и доверху заполненные камнями и песком

  12. Якби литовці з українцями не розвалили совок, Горбі б досі правив усім совком, і довше ніж путін, брєжнєв і навіть сталін — 37 років як мінімум! Уявіть собі, якого масштабу міг би сягнути цей геронтократичний маразм і чого ми уникнули.

  13. SerP17 | 14.01.2022 at 03:22 |

    У 1992 р із своїми однокурсниками львівського універу подоржували по всіх 3-х балтійських республіках на всі гроші.
    Була зима. Програма подорожі чисто випадкова. Тобто, куди є найдешевші квітки – туди і їдемо. За 7 днів відвідали Талін, Вільнюс та ще й Ригу із Юрмалаю. Ночували зазвичай на вокзалах.
    І тільки у Вільнюсі нас 8 чоловік приютили в 1-кімнатній квартирі. Якось так вийшло (подробиці вже не памятаю), що почувши нашу розмову українською про варіанти ночівлі, до нас підійшла дівчина і поцікавлась, звідки ми. Коли дізналась, що ми зі Львова, вона втішилась, бо сама закінчила Львівский універ і має там багато друзів.
    Спали на підлозі у своїх спальниках. Але не довго, бо всю ніч спілкувались.
    Тоді ми вперше дізнались, що в них для влаштування на роботу потрібно здавати іспит на знання литовської мови відповідно вимогам своєї професії та інші обмеження для москалів.
    Для нас це було відкриттям. Тоді таке до голови не могло навіть прийти.
    А тепер бачимо та порівнюєм результат і робимо висновок: чим раніше позбавимось всього москальського, тим швидше станемо жити, як Вільні люди!

Comments are closed.