Из серии «На ночь глядя»
АЛКОГОЛЬ
Мне уже не раз приходилось писать о том, что из меня не получился ценитель спиртных напитков, особенно крепких. Так сложилось, что вокруг меня всегда было много людей, которые уделяли искусству откушать в лоскуты немало своего времени и будучи в положении риз, они как-то не вдохновляли своим примером на подвиг. Поэтому детство и юность прошли вовсе без спиртного, хотя мои компании состояли из любителей этого дела, причем – обоих полов. Летом, на каникулах у бабушки, в моей компании вообще не было не пьющих. Но то, что они пили, просто не могло даже близко впечатлить.
Набор был прост, либо яблочное вино «муха», вроде бы стоило 1,05 рублей или трофейный самогон, который пацаны тырили у родителей или добывали на свадьбах родственников. Но деньги на покупку шмурдяка я сдавал как и все и потому пока они бухали, я брал на себя закуску и никто не мог меня в этом упрекнуть. А деньги были потому, что родители работали на Крайнем Севере и всегда передавали со мной какую-то нереальную для тех мест сумму. Ну и расходов у меня особых не было, поскольку курить я бросил между первым и вторым классами школы, о чем как-то писал, и потому – участвовал в пьянках материально. По этой причине я оставался единственным трезвым из всей компании, что позволяло наблюдать все стадии опьянения, вплоть до отключки.
Понятно, что вид товарищей как-то подсказывал, что так нельзя. А вот в армии пришлось пить шнапс (литовскую водку), маркалузу (вино) и шило (честно сэкономленный спирт). Правда, было это всего несколько раз и скажем так, организм почти моментально ставил в известность о том, что он не намерен это принимать в себя. А после армии, когда был сухой закон, и после него не пил вообще ничего, поскольку кроме самогона ничего и не было. А потом это стало привычкой.
Только много позже, понемногу и в основном – за границей, стал пробовать различные вина, в коих я тоже не стал специалистом и похоже – не стану. Но крепкие напитки, наподобие коньяка, виски или боже упаси – водки, организм так и не принимает даже на запах. Все это здесь изложено не для пропаганды безалкогольной жизни, отнюдь. Мне довелось видеть, сколько вина в день выпивают французы и так – каждый день, но они никогда не допиваются не то, что до свинского состояния, но даже до того, чтобы по ним можно было рассмотреть, то они «выпимши». То есть, люди употребляют алкоголь ежедневно, но остаются нормальными, вменяемыми людьми.
Мне же пришлось побывать в очень многих компания, самого разного толку и в основном – чисто мужского состава и потому имел возможность наблюдать за тем, как тогда люди пили. О том, как это выглядит сейчас именно в Украине, мне судить трудно, поскольку не бываю в таких компаниях, а как оно выглядит за рубежом к нашему повествованию – неприменимо. Так вот, будучи еще пацаном и после армии, молодым парнем, находясь на пьянке, наблюдал практически одно и то же. Компания напивается вдрызг, почти вся. Либо вынуждена остановиться на каком-то уровне, если выпивка кончилась и прямо сейчас ее негде больше взять.
Что характерно, после армии мне не доводилось бывать в компании совсем простых, по провинциальным меркам, людей. Компании всегда состояли из тех, кого все знали в лицо, по фамилиям или имени и отчеству. Назвать эту публику интеллигенцией вряд ли можно, но и простыми смертными – тоже. Но вот спиртным они нарезались точно в таком темпе и с тем же желанием упиться, как я это видел у своих сверстников – школьников. Если начинали бухать, то остановиться было невозможно.
(Окончание следует)
У дитинстві з кінця 70-х закарбувалася в пам’яті кричалка, якою сільська дітлашня обстьобувала відповідний контингент, що тусувався біля сільмагу: “Руб нуль п’ять ніде взять!”
“На лодченке нет водченки, но зато здесь налицо ароматное шильцо” – щось таке пригадалось 🙂