Пам’яті Олександра Ройтбурда (частина 3)

— Исходя из реалий, за точку отсчета перемен берем Оранжевую революцию… Сколько еще лет надо потратить?

— Да не надо ничего тратить, следует всего лишь сменить вектор, начать революцию сознания! Не могу оценить, что делает с экономикой нынешняя власть. Но вот в области сознания сейчас происходит контрреволюция. Реакция. Архаизация вместо модернизации.

 

Трусики на гейше

— Ваше творчество — это работа на революцию сознания?

— Это не работа на революцию — это ее продукт. Если хотите, я произвожу картины, и в основе моего творчества — пережитая лично мною революция сознания.

— Личная революция?..

— Революция сознания всегда личная.

— Серия картин, где танго танцуют персонажи, похожие на Ющенко и Тимошенко — это отражение Оранжевой революции?

— Эта серия закончена, я не буду ее продолжать.

— Разве женщина с черепашкой, похожая на Тимошенко, и Ющенко в виде “медного всадника” — это не продолжение?

— Ющенко показан, скорее, в виде давидовского Наполеона… Я вообще-то не выставлялся год, все это время сумбурно, хаотично работал сразу над несколькими циклами — вон сколько всего накопилось. Если из каждого цикла делать отдельную выставку, все это утратит актуальность — по крайней мере, для меня… Так что вычленил цикл “Танго”, а остальное показал вперемешку на выставке “Мужское/Женское начало”. Там было два зала: центральной работой в зале гейш был конный портрет Ющенко, тогда как похожая на Тимошенко женщина с черепашкой венчала зал самураев.

— Ющенко — к женщинам, Тимошенко — к мужчинам?!

— Принцип комплиментарности. Гейши — это обрамление воина. Самураи — разновидность рыцарей, а они всегда поклонялись прекрасной даме.

— Что за дикая идея — гейши в трусиках?

— Хотелось отойти в какую-то экзотику, потому и гейши. Они для меня — носители женского начала. С другой стороны, Япония очень много приняла от европейской бытовой культуры. В частности, гипертрофированный культ трусов. Это единственная страна, где молоденькие девочки продают закатанные в баночки ношеные трусики стареньким дедушкам.

Гейши не восприняли никакого европейского белья, даже свои интимные места они обозначают любопытным эфвемизмом “место, где могли бы быть трусы”. У меня же гейши с японскими лицами и европейскими телами снимают трусы — это момент снятия постмодернистского парадокса и возврата к некой первоначальной цельности, органичности, аутентичности.

— Европейское тело — это тоже намек?

— Не будем далеко ходить: в величайшем украинском фильме всех времен и народов “Молитва о гетьмане Мазепе” Ефименко снимается в постельной сцене со Ступкой… со следами от бикини на теле и вертикальной интимной причесочкой!

— Почему на автопортрете художник Ройтбурд назад смотрящий, хотя вперед идущий?

— Хороший вопрос… Пишу автопортреты каждый год. И раз в году пишу работы по наитию, без какого-либо предварительного обдумывания. Раз написал так данный автопортрет, значит, именно так прожил этот год.

 

Приложение

Художник Александр Ройтбурд — о Киеве и киевлянах:

Я не испытываю большого ужаса перед киевскими новостройками. Да, все относительно — как в анекдоте про старого еврея, который заставил обезьянку в цирке на скрипке играть, а директор цирка говорит: “Если честно — не Ойстрах!” Кому что нравится… Так и с современной архитектурой.

Однако если начинать хотя бы со сталинского ампира… Тогда город уродовался, а сейчас — это почти культурно и почти хорошо. Конечно, делать из строгого классического Майдана этакое нагромождение турецких стекляшек — отвратительный идиотизм. Вот сюда не следовало вторгаться! Было очень четкое членение пространства, ось, фонтаны со скамейками. Теперь ворота нарушили ось, дешевые купола превратили площадь в подобие железнодорожного вокзала. Памятник Независимости — отвратительная вещь в цыганском стиле: белый плиточный мрамор с дешевой позолотой и бронзой чрезвычайно напоминает надгробный памятник цыганскому барону Червоне Васильевичу Оглы, похороненному в Одессе при входе на еврейское кладбище… За это памятник можно даже немножко любить — вот только уважать нельзя.

Зато Царское Село — архитектура гораздо более интеллигентная, чем Старая Русановка! Так что я воспринимаю все довольно спокойно. Думаете, в Соединенных Штатах лучше? Культура девятнадцатого века в принципе утрачена. Пафос чистого авангарда, конструктивизма растиражирован, поэтому может существовать только в качестве имитации. Сегодняшнее строительство — это нисколько не хуже, чем доходный дом XIX века. Просто сейчас другие технологии, поэтому нынешние дома выглядят чуть более пафосно и… чуть менее домашне. И все же думаю, что у детей, подрастающих ныне среди омельченковской архитектуры, будет меньше криминальных наклонностей, чем у тех, кто вырос на Осокорках. Все-таки хоть какая-то, но архитектура!

Киевских знакомых у меня много, появились они еще в одесский период моей жизни. В смысле носителей городской культуры, Киев сейчас очень усреднился за счет наплыва горожан в первом поколении. Тем более приятно встречать киевлян, которые являются истинными носителями духа этого города, здешних традиций общения. В Одессе стиль общения другой — более открытый, эмоциональный, темпераментный. В Киеве же больше условностей, больше и дистанция между людьми. Одесса всегда была чуть более открытой и европейской, зато Киев более основательный.

Что касается любимых книг, то спустя двадцать лет с огромным удовольствием перечитал “[Необычайные похождения] Хулио Хуренито” Ильи Эренбурга в современном попсовом издании. Признаюсь, такого удовольствия не получал уже давно!

Из фильмов же ни с чем не сравнится “Молитва о гетьмане Мазепе”: большего идиотизма в жизни не видел! Я ржал и плакал несколько часов. А потом две недели рассказывал знакомым, насколько это не похоже на кино, потому по-своему гениально!

Беседовал
Тимур Литовченко

Киев, 23 февраля 2006 года

About the Author

Tymur
Письменник, журналіст і блогер

11 Comments on "Пам’яті Олександра Ройтбурда (частина 3)"

  1. Сергій | 11.08.2021 at 23:44 |

    Спасибо Тимур. Офигенно интересно!

  2. Санто | 12.08.2021 at 07:53 |

    Дуже цікаво, дякую. І, як завжди, художник оцінює суспільні тендненції і рухи набагато швидше і глибше, ніж політики, які призвані це робити. Мабуть, серед наших політиків немає саме художників своєї справи. Особливо, серед міністрів культури, для яких інтерв’ю містить пряму дорожню карту роботи. Пане Тимуре, перекладіть це інтерв’ю і поширте десь на Фейсбуку. Бомбою воно не стане але якщо задумається хоч з десяток людей – то вже добре…

    • “художник оцінює суспільні тендненції і рухи набагато швидше і глибше, ніж політики, які призвані це робити. Мабуть, серед наших політиків немає саме художників своєї справи” (с)
      *****
      А отут мене трохи дивує Марія Матіос:
      https://uk.wikipedia.org/wiki/Матіос_Марія_Василівна
      Вона ж була народною депутаткою у ВРУ VII скликання – від УДАРу, у ВРУ VIII скликання – то й загалом від БПП. Порівняно зі мною, пані Матіос більш іменита:
      – вона є золотою призеркою “Коронації слова – 2007”, я – лише срібним призером “Коронації слова – 2010”;
      – вона відзначена Шевченківською премією, ми з дружиною – поки що ні;
      – її “Солодка Даруся” екранізована, наші твори – ще ні…
      Отже, пані Матіос більш заслужена, ніж я (чи ми з дружиною). Тому я гадав, що пройшовши у парламент, вона відзначиться якимись видатними ініціативами. Ну, припустимо, за часів Овоча її партія була в опозиції… Але ж у ВРУ VIII скликання ситуація змінилася! Між тим, з 2015 року пані Матіос була головою підкомітету ВРУ з питань книговидання та книгорозповсюдження – і оце все!!! І що ж зробив книжковий підкомітет під її керівництвом?! У вересні 2018 року, після Львівського книжкового ярмарку і наш видавець – директор “Фоліо” Олександр Красовицький, і голова Асоціації книговидавців і книгорозповсюджувачів України Олександр Афонін (якого я знаю особисто вже понад півтора десятиліття) в один голос заявили: все, книжкова галузь зривається в штопор – бо на 2019 рік намічені подвійні вибори, всі спонсори кинуть кошти туди! Отже, всі знали все заздалегідь. А що зробив книжковий підкомітет для галузі??? Анічогісінько!!! 🙁
      Звідси висновок: з письменників (як і з журналістів) виходять переважно хрінові нардепи, у крайньому разі – політики середньої руки. А такі яскраві зірки, як драматург Вацлав Гавел у Чехії – це рідкісні винятки. Принаймні в сучасній українській політиці я таких щось не бачив… 🙁

  3. Игорь | 12.08.2021 at 08:02 |

    Очень интересно, спасибо.
    Не перекладайте в жодному разі! Зіпсуєте.

    • Санто | 12.08.2021 at 10:25 |

      Перекласти треба – для таких, як Фаріон або Ніцой. Російською вони це “со злости” не прочитають, а прочитати їм це треба, просто необхідно! Ну і решті ура-патріотів теж варто…

      • Ніцой не прочитає в жодному разі: з нею Ройтбурд і так поцапався 🙁 В день смерті Ройтбурда (8 серпня) мій видавець повісив ось ці два відосики на Фейсбук:
        https://www.facebook.com/AleksandrKrasovytskyy/posts/4558034914216036
        Я так розумію, що в Ютубі цих записів немає, отож даю саме ФБ-посилання.
        То там Ройтбурд римує прізвище “Ницой” зі словосполученням “подавится мацой”… Отож я всіляко дистанціювався від того срача, що він вчинив через Закон про мову. Але те, що він встиг поцапатися не тільки з Мухарським (з Орестом Лютим), але і з Ніцой також – для мене надто очевидно 🙁

  4. Андрій Дар | 12.08.2021 at 08:40 |

    Хороша людина, світла їй пам’ять.

  5. Григорій | 12.08.2021 at 19:14 |

    Беседа двух умных людей. Чтобы получить умный ответ, надо не менее умно спросить. Файно дякую.

    • Дякую навзаєм 😀 Коли береш інтерв’ю, є нюанс: журналіст в жодному разі не повинен випинати наперед власну персону, щоб перевершити того, у кого береш інтерв’ю! Отож розумні запитання – це практично єдиний інструмент, який лишається у журналіста в розпорядженні 😀

  6. Наталія М. | 12.08.2021 at 20:32 |

    Дякую, шановний пане Тимуре! Як завжди – цікаво і познавально.

  7. Орест Гарай | 02.02.2022 at 09:37 |

    Уявлення чергового лабухмена/спортсмена/шоумена про культуру, мистецтво, історію та політику з архітектурою. Скільки можна? Може ще про панадол та квазари завипитаєте в нього? Дивіться на те, в чому він ніби профі, на картини – і не лізьте до нього з ідіотськими “інтерв’ю”.

Comments are closed.