Длинные тени прошлого (Часть 2)

Тем не менее, именно в этой ситуации, интересы французов и англичан полностью совпали. Им нужно было заставить Египет, бывшую колонию Британии, заткнуться и вести себя смирно. Но как отмечалось выше, обе страны тогда играли роль белых и пушистых, а потому – начать интервенцию в Египет как интервенты было не комильфо. И тогда было решено сыграть гибридно. Франция начала интенсивные переговоры с Израилем по поводу возможности начать драку с Египтом с тем, чтобы под этот шумок, в нее вмешались французские и британские вооруженные силы.

Франция вполне могла вести такие переговоры потому, что уже имела плотные контакты с руководством этой страны. Израильтяне давали французам разведывательную информацию как по Алжиру, так и по связям повстанцем с соседними странами, а Франция продавали Израилю оружие. Поэтому разговор в этой плоскости не был чем-то уж совсем необычным и неожиданным.

Изначальный замысел был прост. Арабские соседи Израиля и в первую очередь – Египет, не скрывали своих намерений уничтожить еврейское государство как таковое и бои разной степени интенсивности, происходили постоянно. Египет старался быть лидером арабских стран и как там было принято вплоть до последнего времени, это лидерство определялось активностью противостояния с Израилем. Поэтому, французы предложили использовать одну из таких ситуаций как повод для наступления в направлении Суэцкого канала. Союзники же, под предлогом обеспечения безопасности судоходства, должны были оккупировать зону канала быстро и цепко.

Дальше все произошло примерно так, как и было запланировано до момента, пока не стало понятно, что во всей этой эпопее не учтены два, но очень важных фактора. Первый – Штаты жестко осудили все эти движения, а у них в Европе была такая мощь, что с нею просто нельзя было считаться. Ну и совок пригрозил разбомбить ядерным оружием всех, кто вторгся в Египет. Но самой большой неожиданностью оказалась легкость, с которой израильская армия рассекла оборону Египта и всем стало понятно, что в принципе, они могут дойти до Каира и Александрии, если захотят. А это уже действия не младшего партнера, а равноправного игрока. Этого не нужно было ни Англии, ни Франции.

Позже Израиль без проблем оккупировал весь Синайский полуостров и уже мало у кого оставались сомнения в том, что может сделать его армия. Между прочим, если кого-то занесет в Шарм-аль-Шейх и он решится выбраться из отеля в город, то наверняка ему покажут район «еврейский городок» с домами, скорее напоминающими крепости, с бойницами вместо окон. Это как раз напоминание о тех временах. Израиль там серьезно укреплялся и только мирное, Кемп-Девидское соглашение 1979 соглашение вернуло Синай Египту. Силой он вряд ли смог бы его вернуть и до сих пор и Шарм был бы израильским, как и Эйлат.

В общем, план хоть и шел как надо, с технической и военной точки зрения, но с политической – оказался полным провалом и возможно потому, что израильская армия оказалась уж слишком хороша. Вместо вспомогательной роли, своеобразной отмычки, она показала себя мощным тараном, который мог решить всю задачу операции, своими силами, а не коалиционными, которые предполагались в качестве основных.

Возможно, именно это и решило исход операции, поскольку одно дело – англо-французская оккупация Канала, и совсем другое – операции мощной и удивительно результативной армии Израиля. Это был совсем новый расклад, который не устроил никого, кроме самого Израиля. И между прочим, если смотреть на план операции со стороны, только Израиль полностью выполнил поставленную задачу. Он должен был начать драку и оттеснить египтян в сторону Канала, что и было сделано. А вот англичане и французы не смогли там закрепиться.

(Окончание следует)