Трубный синдром (Часть 3)

Во всей этой эпопее очень интересно и неожиданно профессионально и зрело выглядит ход Польши. Ведь все мы помним о том противостоянии, которое возникло у Берлина с Варшавой на стадии продавливания последней для получения согласия на строительство.

Варшаву обвиняли в отказе принимать «свою квоту» мигрантов, ей вменяли отход от демократических принципов и прочее, но что интересно, мы ждали неизбежных в таких случаях коррупционных скандалов, которых так и не случилось. Это – интересное замечание и оно становилось все более «выпуклым» по мере того, как муссировались «такие себе темы».

В конце концов, Берлину удалось выдавить согласие на стройку, но это согласие было только формальным и Польше не смирилась с этой ситуацией. Причем, не смирилась она деятельно, поскольку создала и наращивает свои мощности по приему СПГ и достраивает свой газопровод Baltic Pipe, который должен связать месторождения на норвежском шельфе в Северном море с Польшей через Данию.

Проект предусматривает три этапа: соединение норвежских и датских систем передачи газа, расширение инфраструктуры Дании, а также строительство трубы, которая соединит Польшу и Данию по дну Балтийского моря. Планируемая мощность газопровода – 10 млрд кубометров в год. Завершить строительство власти Польши намерены к 1 октября 2022 года.

То есть, путинское лобби в Берлине двигало его проект уже зная о том, что никакой особой необходимости в излишней привязке (кроме личного бабла) к Москве – нет и чем дальше, тем будет меньше аргументов для такого странного со всех сторон проекта. Тем не менее, столько энтузиазма и напора, сколько было продемонстрировано немецкими государственными мужами, можно было пояснить только жирным слоем “масла”, намазанным им лично на хлеб.

И вот в связи с таким удачным и прямо скажем – гроссмейстерским ходом Варшавы, интересно посмотреть на то, как оттуда видны варианты дальнейшего развития этой ситуации. Для этого возьмем выкладки польского портала «Energetyka24». Далее – немного доработанный текст издания.

***

Метод No 1 – Только бизнес

Хотя нынешняя ситуация вокруг Nord Stream 2 выглядит исключительной, вполне возможно, что гора родит мышь и Германия ограничится угрозой России. Кремль сам ожидает такого решения. Федеральная Республика Германия и немецкие компании и их партнеры уже вложили большой капитал в этот газопровод – как в финансовом, так и в политическом отношении. Кроме того, уже строится инфраструктура для распределения газа, передаваемого по «Северному потоку-2» по всей Европе. Это соединение является очень важным элементом немецкого энергетического перехода (Energiewende), и осталось около 150 километров труб до его завершения.

Однако разрушительные санкции США могут встать на его пути.

Метод No 2 – Конец проекта

В противовес варианту No1 – стоит полный отказ от проекта. Для этого Германии достаточно официально отказаться от политической поддержки своего строительства, т.е. зеленого света для ограничений США. Собственное заявление федерального правительства, указывающее на изменение подхода к Nord Stream 2, может удержать западные компании от продолжения участия в проекте.

Однако такое решение было бы политическим провалом правительства ХДС/ХСС-СДПГ. Это означало бы поражение (Германии – ред.) на трансатлантическом уровне (США могли бы расценить фиаско «Северного потока-2» как огромную победу). Во-вторых, это было бы позором для усилий ФРГ по защите газопровода. В-третьих, все это произошло бы за год до федеральных выборов в Германии, которые могли бы похоронить шансы ХДС/ХСС на хороший результат и дать питательную точки для зеленых партий или «Альтернативы для Германии» (AfD).

Метод 3 – Мораторий, т.е. – и волки сыты, и овцы целы

Фридрих Мерц, политик, принадлежащий к партии канцлера Ангелы Меркель (ХДС), представил умный выход из ситуации. Он предложил Германии ввести двухлетний мораторий на строительство “Северного потока – 2”. Это предложение позволит Германии ответить сразу на два вызова: во-первых, Берлин выиграет себе время для маневра по санкциям США. Двухлетний период, о котором говорил Мерц, будет охватывать, в зависимости от даты введения, президентских выборов в США и Конгресса в 2020 году и (вероятно) выборов в Конгресс в 2022 году. Это даст Германии надежду на фундаментальные изменения в политической головоломке за океаном, т.е. на потенциальную удаленность риска санкций.

В то время как критика Nord Stream 2 является двухпартийным вопросом в Соединенных Штатах, реформирование соглашения в Конгрессе и новой администрации всегда дает некоторое пространство для лоббирования. Кроме того, неизвестно, не будут ли США нуждаться в Германии в качестве партнера, например, в соперничестве с Китаем в течение этих двух лет.

Предложение Мерца также стало бы позитивным имиджем для Германии – не похоронив проект полностью, Берлин может показать, что он резко отреагировал на действия России. Это будет иметь положительный пиар-эффект – неподготовленные наблюдатели общественной жизни смогут поверить, что ФРГ действует таким образом из-за дела Навального , а не из-за санкций США.

***

Что касается самой Польши, то ей, безусловно, выгодны два последние варианты. В одном случае она гарантированно получит дополнительную загрузку своей инфраструктуры, а в другом, ее инфраструктура станет устойчивой к 2022 году, и тогда Варшаве будет намного проще ставить вопросы энергетической безопасности в практической плоскости. Ну а как поступит Берлин – скоро увидим, поскольку Москве дано всего несколько дней, чтобы дать положительный ответ на запрос по делу Навального.

13 Comments on "Трубный синдром (Часть 3)"

  1. Географ | 09.09.2020 at 11:24 |

    В Сети прошел слух, который, если он найдет подтверждение, объяснит такую настойчивость Германии в достройке СП2. Вроде бы – с Газпромом уже заключен контракт на эксплуатацию газопровода EUGAL (он должен раздавать газ по потребителям от точки входа СП2 в Германию) по принципу “качай или плати” – то есть Германии нужен не столько газ, сколько деньги за эксплуатацию EUGAL от Газпрома. А если СП2 Германия достроить не даст – то даст повод спрыгнуть с этого контракта.

    • Евгений | 10.09.2020 at 00:25 |

      EUGAL как раз загружен, хотя и не в полном объеме: через него идёт газ СП-1, для обхода ограничения на прокачку более 50% по ОРАL.

  2. Роман | 09.09.2020 at 11:32 |

    “На словах Германия выступала за сохранение газового транзита из России через Украину, и в 2019 году Ангела Меркель не раз заявляла, что получила гарантии такого сохранения из Кремля. Одновременно, однако, «Газпром» вел активное строительство антиукраинского «Северного потока — 2» и срывал переговоры о транзитном соглашении с Киевом. Всё шло к тому, что к моменту истечения предыдущего транзитного контракта у Европы не останется иного выбора, кроме переключения импортных потоков с Украины на Балтику. И Берлин в этих планах Москвы играл на стороне «Газпрома», ограничиваясь пустыми декларациями поддержки украинцев.

    Спас украинский транзит конгресс США. В конце декабря он ввел санкционный режим против «Северного потока — 2». Осознав последствия для проекта, руководство «Газпрома» безотлагательно село за стол переговоров с украинской стороной и быстро подписало соглашение на пять лет, которое выгодно Киеву, так как обеспечивает загрузку украинской газотранспортной сети и гарантирует доходы от транзита (по принципу ship-or-pay поставщик будет оплачивать прокачку не менее 80 % от контрактного объема, даже если физическая величина транспортируемого газа будет гораздо меньше — так это сейчас и происходит). Никакой заслуги Германии в победе украинской позиции не было. Вся поддержка из Берлина ограничивалась пустыми декларациями.”
    На словах Германия выступала за сохранение газового транзита из России через Украину, и в 2019 году Ангела Меркель не раз заявляла, что получила гарантии такого сохранения из Кремля. Одновременно, однако, «Газпром» вел активное строительство антиукраинского «Северного потока — 2» и срывал переговоры о транзитном соглашении с Киевом. Всё шло к тому, что к моменту истечения предыдущего транзитного контракта у Европы не останется иного выбора, кроме переключения импортных потоков с Украины на Балтику. И Берлин в этих планах Москвы играл на стороне «Газпрома», ограничиваясь пустыми декларациями поддержки украинцев.

    Спас украинский транзит конгресс США. В конце декабря он ввел санкционный режим против «Северного потока — 2». Осознав последствия для проекта, руководство «Газпрома» безотлагательно село за стол переговоров с украинской стороной и быстро подписало соглашение на пять лет, которое выгодно Киеву, так как обеспечивает загрузку украинской газотранспортной сети и гарантирует доходы от транзита (по принципу ship-or-pay поставщик будет оплачивать прокачку не менее 80 % от контрактного объема, даже если физическая величина транспортируемого газа будет гораздо меньше — так это сейчас и происходит). Никакой заслуги Германии в победе украинской позиции не было. Вся поддержка из Берлина ограничивалась пустыми декларациями.
    Михаил крутихин 8.09.20 г

  3. parabellum | 09.09.2020 at 12:16 |

    Не бывать СП-2

  4. parabellum | 09.09.2020 at 12:25 |

    Молодцы поляки!

  5. Николай | 09.09.2020 at 14:38 |

    Очень странный проект СП-2. Где-то встречал данные, что транзит газа это 5% Украинской экономики. Не могу понять желание страны агрессора “наказать” врага на 5%. По-моему все намного проще – сегодня, обстреливая Украину, необходимо заботиться о трубах. После СП-2 можно бомбить безбоязненно.

  6. Евгений О. | 09.09.2020 at 16:18 |

    Интересная получается картина.
    Польша, долго и весьма не просто избавляется от влияния совдепии.
    Избавляется настолько целеустремленно, что наследники этой самой совдепии погубили президентский самолет с большинством высших руководителей Польши. Сегодня в том, что тогда польский самолет погубили эрэфы в Польше сомнений нет.
    С Германией получается картинка куда как занятнее. После развала совдепии влияние эрэфии принимало все более фундаментальный характер. Один Шрёдер, как индикатор глубины проникновения рассеянской агентуры в верха немецкой власти, чего стоит.
    Если внимательно проанализировать последствия указанного процесса, то можно заметить, что не только сугубо политических аспектов немецкой действительности коснулись грязные рассеянские лапы.
    Мерзкие манеры рассеянцев оказались настолько заразительными, что в погоне за как можно менее затруднительным заработком на прямой обман и откровенную халтуру пошли руководители когда-то легендарного по уровню немецкого автопрома. Дизельгейт весьма красноречивый пример.
    О затихшем в прессе, надеюсь на время, процессе расследования работы стиральных машин в ведущих банках Европы, и Германии в частности,тоже забывать не следует .
    Уж очень смачно пахли рассеянские нефтетугрики. Настолько смачно, что не устояли супротив них “устои” западной цивилизации.
    Похоже, что в том случае, если эти самые “локомотивы” Европы, как называли Францию с Германией, не изменят, причем в срочном порядке и достаточно радикально, своего отношения к любым контактам с высокотоксичным путинским мордором, от их “локомотивности” в достаточно скором времени может ничего не остаться.
    А вот замена им в виде Польши в союзе со странами Балтии просматривается вполне четко.
    В том же случае, когда к этому сообществу примкнет и Великобритания, то и политический и, между прочим, научно-технический центры тяжести в Европе сместятся весьма существенно.
    Позорнейшая история с этим СП2 со стороны и Германии и Франции должна бы подойти к концу.
    Потому как, нравится это кому-то, или нет, а Трамп, уж не ведомо, по какой причине, своими претензиями к вкладу в частности Германии, в обороноспособность НАТО, запустил практически необратимые процессы. И кто бы не пришел этому Трампу на замену, просто игнорировать, нежно выражаясь, не совсем партнерское поведение штатовских партнеров по НАТО, вряд ли будет возможно.
    Впрочем, как показывает практика, за долгие годы практически без серьезных социально-политических катаклизмов, даже в самых-самых, по самую макушку цивилизованных, державах, то, что называют электоратом, претерпевает весьма неприятные изменения. В отличие от технического прогресса, там, в социуме как таковом, по причинам, достойным отдельного разбирательства, наблюдается если не деградация общественного сознания, то уж застой, так по меньшей мере.
    Но эта взбесившаяся нефтебаза умудрилась кинуть кусок каки даже своему извечному союзнику Сербии.
    Так что, можно сказать, надежда, пусть и не очень уверенная пока, на прозрение европейцев имеется.

  7. лука Польшу, говорит, подслушал?

    • Вовк | 09.09.2020 at 16:51 |

      Угу…
      Приклавши вухо до дірки в землі. А задля комфорту на місці дірки був дерев’яний будиночок…

    • pan_futiy | 09.09.2020 at 18:45 |

      Угу…
      Вместе с Германией сразу. Чтоб два раза не вставать. Т.е., не вставлять. Голову в дырку…

  8. Наталія М. | 09.09.2020 at 20:21 |

    Ой, а с подслушкой Лукашенком вааще фигня вышла! Но Усатый клянёцца, шо фсьо так и было!

    2? Ещё немного о Беларуси: в Москве заявили, что по отравлению Навального доверяют омским, а не немецким врачам (как свой простатит лечить – так почему-то наоборот), а Лука похвастался, что “перехватил переписку”, доказывающую невиновность Москвы в этом инциденте.
    HELO – так вижу:
    – Алло, Польша?
    – Польша.
    – Это я, Меркель.
    – Привет.
    – Хочу вам рассказать,что про диагноз Навального я всё наврала. На самом деле омской скорой надо верить. Надеюсь, нас Беларусь не подслушивает.
    – А зачем наврали?
    – Русофобка я.
    – Понятно. А нам зачем звоните?
    (характерное потрескивание в телефоне – батькины “перехватчики” записывают разговор на кассетный магнитофон).
    По цимбалах. Единственно, плохо, что появляется новых 1084 км границы с Эрэфией.
    Впрочем, подождём с выводами.

    Подробнее: HELGI`s NEWs – https://gorlis-gorsky.livejournal.com/3260359.html

    • Тыщей больше, тыщей меньше…..
      БССР больше, БССР меньше….
      Надо философски относится.

  9. Есть 4-й вариант: Украина предоставляет манагеров для строительства СП2. А мы отсылаем чувачков, которые у нас клепают метро на Троещину!
    Мастер класс!

Comments are closed.