Вместо Штирлица (Часть 2)

Муж и жена Кюри

Что самое неприятное, даже имея в виду что-то подобное, никто не мог наверняка сказать о том, что в конце концов из этого выйдет, и главное – когда можно получить конкретный результат. А это значит, что ученые, работавшие в этом направлении, просто не имели возможности поставить четкий вопрос перед своим правительством.

В совке это усугублялось как ограниченностью средств, так и более насущными потребностями, которые Сталин лихорадочно пытался перекрыть. Совку было не до абстрактных прожектов. Но хуже всего было Германии, которая была «под санкциями» после Первой Мировой войны. До 1933 года, прихода Гитлера во власть, она была ограничена как в количестве вооруженных сил, так и в военной промышленности и военных разработках. Собрав в своих руках всю полноту власти и став фюрером, Гитлер отказался от этих ограничений и начал милитаризацию страны.

Он столкнулся еще с более тяжелой проблемой, чем совок. Армия была сокращена до 100 тыс штыков и ее надо было создавать и вооружать заново. А это значит, что в по сути нищей стране, надо было воссоздавать боеспособную армию. И это опять – самолеты, танки, корабли и все то, что может применяться в бою просто завтра.

Во Вторую Мировую войну Германия вступила гужевым транспортом и минимумом танков. И то, солидная их часть оказалась трофейными, доставшимися от армии Чехословакии. Уже в совок Германия вторглась более механизированной, поскольку реквизировала у французов почти весь автотранспорт и подключила ее промышленность к своей оборонке, как это раньше произошло с чехословацкой промышленностью.

Поэтому серьезных наработок в практической ядерной программе там просто не могло быть до 1940 года в принципе. Ситуация изменилась после захвата норвежского завода по производству «тяжелой воды». Вот тогда немцы поняли четко, что европейцы пошли по этому пути уже достаточно быстро и главное – далеко. Именно это заставило немцев начать финансирование собственной ядерной программы.

Ну а бесспорным лидером в довоенный период была Франция. Там эту тему перевел в практическую плоскость Фредерик Жолио-Кюри. Он запросил у правительства финансирование и материалы для создания ядерного реактора, который будет генерировать электроэнергию. То есть, проект имел свою конечную цель и правительству было понятно, что должно получиться в конце работы ученых.

В общем, средства были выделены, уран поставила бельгийская компания со своего рудника в Конго, ну а тяжелую воду, практически весь ее объем, удалось выкупить в Норвегии. Программа была запущена в 1939 году, а в 1940 году Франция капитулировала. Но к тому моменту немцы еще не смогли оценить серьезность этой программы и потому французам удалось вывести тяжелую воду в Англию, а уран – в Марокко.

Возможно, это – совпадение, но США открыли свой второй фронт против Германии именно в Марокко, где был высажен первый десант. Сам Кюри и его жена остались во Франции, но не сотрудничали с немцами. Тем не менее, коллеги Кюри, Гольдшмидт, Коварски и некоторые другие выехали в Канаду, где продолжили свои работы в этом направлении.

(окончание следует)

3 Comments on "Вместо Штирлица (Часть 2)"

  1. Игорь | 26.08.2020 at 18:43 |

    Автор, почитайте тот же “Вирусный флигель” Ирвинга… Что вы имеете в виду, когда пишете, что в Германии до 40 года не могло быть серьёзных наработок в обсуждаемой области? Война – войной, но несмотря ни на что, у Германии была и оставалась в распоряжении одна из самых передовых химических отраслей на континенте… Там всё цепляется одно за одно и т.д., т.е. если уже нащупали, “откуда ножки растут” у того или иного явления, то сразу автоматом маячат газовые центрифуги и все прочее по списку, как снежный ком (т.е. вопросы технологии). И вот в этом плане как раз у Германии были ОЧЕНЬ широкие возможности. Сырьё – другое дело, но и эти проблемы решались довольно успешно… Однако же САМОЕ “другое дело” – это утечка мозгов, которая и решила исход этой гонки в пользу прогрессивного человечества. А самобытный Сумрачный Германский Гений, именно в режиме самобытности… Ну не оправдал надежд Гейзенберг, немножко не туда коллег увёл… Потом рассказывал, что это он специально, что он на самом деле ниибацо какой антифашыст був, но… Это – такое… В общем, кому-то должно было повезти по-крупному, а кому-то, соотвественно – наоборот. Так всегда бывает.

  2. Игорь | 26.08.2020 at 19:02 |

    Утечка мозгов; изоляция немецких учёных от остального мира, которую успешно обеспечило родное мудрое правительство; а ещё – совершенно ЭПИЧЕСКИЙ бардак в государственном управлении наукой и промышленностью… Читаешь тематические книжки, и просто не верится, что НЕМЦЫ были способны на такое… Иной раз даже мысли закрадываются, а не напраслину ли возводят победители на побеждённых в этом плане? Уж больно это непохоже именно на немцев… Но, видимо, всё-таки, в “третьем рейхе” чудесным образом, бок о бок, как-то “уживалось” дремучее невежество мракобесного верховного руководства с потрясающими научно-технологическими возможностями…

    • По человечески – все просто, желающих поработать по теме было много – ресурсы с грызней растаскивали по лабораториям.
      Ресурс появился случайно – в захваченной Бельгии прихватизировали привезенную из колонии окись урана. Тяжелую воду действительно добывали в Норвегии(еще немного в Италии), но это шло очень медленно. До сих пор никто не знает, было ли это просто ошибкой или сделано умышленно: при расчете сечения захвата нейтронов получилось так, что графит определили как совсем не подходящий замедлитель. А остальные ученые восприняли это на веру. Американцы же получали плутоний именно в графитовом реакторе. Что касается Союза – классический “цап-царап”(с), но пока добыли и обогатили нужное количество урана, прошло много лет. У Рейха на развитие этих технологий одновременно с теорией просто не хватило бы времени(с учетом утечки мозгов и отсутствием возможности сделать “цап-царап”), что, собственно, и произошло. А Штирлицы и его руководство узнали об ядерном оружии уже в 45-м, когда мешать немнам уже и не сильно нужно было. Разве что Рунге со товарищи(а заодно с документацией, оборудованием, материалами) украсть у гестапо. А вывезли потом все, до чего дотянуться смогли.

Comments are closed.