Реальность оказалась печальной, и в том 2014 году стало ясно, что обеспечить собственную безопасность Германия так и не смогла, вернее – даже не пыталась что-то делать в этом направлении все те 10 лет, когда армия США почти полностью вышла с ее территории. И вот тогда Германия решила сама вернуть на ее территорию американский контингент, но уже в рамках внутренних соглашений НАТО. А это значит, что статус войск США, находящихся сейчас в Германии – совершенно другой. Никакой поддержки мероприятий в рамках концепции «проекции силы» уже нет. Разве что часть логистики здесь можно задействовать в интересах операций, выходящих за рамки НАТО.
В таком случае, когда американский контингент уже не может работать по своему усмотрению, а должен выполнять только натовскую миссию по защите стран НАТО и в первую очередь – Германии, то становится вопрос о том, почему это должно осуществляться за счет бюджета США, когда сама Германия не желает на это тратиться?
Похоже на то, что в Берлине решили, что все можно делать как раньше, во времена Холодной Войны, когда американцы стояли в Германии за свой счет и не предъявляли счетов за это. Но ведь тогда стояла совсем другая группировка войск и с более широкими функциями, а вернее – функции группировки не были ограничены рамками НАТО или соглашениями с Германией. Они действовали по своим планам и естественно, что это финансировалось Штатами. А теперь – концепция изменилась. Войска США прикрывают Германию и почему они должны это делать за свой счет – абсолютно непонятно.
Шесть лет, прошедших с 2014 года, когда начался возврат американских войск в Европу показали, что Германия не желает вносить свою плату за то, что американцы закрывают дыры в ее обороне, и не предпринимает реальных шагов, чтобы восстановить возможность делать это самостоятельно. Зато Берлин четко отслеживает рамки деятельности американских войск, дислоцированных на собственной территории.
В таком случае, дело уже не только в Трампе, который абсолютно контрпродуктивен во внешней политике и не умеет решать вопросы без скандалов и склок, но и в Германии, которая поему-то решила, что может войти в образ «бедного родственника» и так существовать в обозримой перспективе, пока она теоретически когда-то восстановит собственную обороноспособность.
Вот именно в этой обстановке Трамп и стал двигать решение о том, чтобы вывести войска из Германии, оставив там около 25 000 человек личного состава. На пресс-конференции он несколько раз возвращался к вопросу о том, что Германия открыто саботирует общее решение вывода оборонного бюджета на минимальный уровень 2% ВВП.
И здесь Дуда не только попытался вступиться за Германию, но и предложил не выводить войска из Европы, а перераспределить их по странам, которые готовы их принять на справедливых условиях. В частности, он сказал о том, что готов принять выводимые из Германии войска полностью. Это – крайне важный момент как в военном, так и в политическом плане.
Чисто политически это означает, что если Штаты перенесут свою точку опоры в Европе из Германии в Польшу, то де-факто, Польша обретает новый вес и новый статус на континенте. Она как минимум обретает вес, сопоставимый с тем, что сейчас имеет Германия или Франция. Германия – из-за размера экономики и центрального места в Европе, а Франция – потому что обладает собственным ядерным потенциалом.
(окончание следует)