Методика подсчета (Часть 2)

Ради сравнения, приведем даже не историю одного из самых результативных летчиков-истребителей Второй Мировой войны, а просто некоторые детали, которые нам показались наиболее разрывными, в плане той жвачки, которой нас кормили все это время.

Итак, Эрих Харман родился 22 апреля 1922 года. В 1939 году, когда началась война, ему было всего 17 лет и он просто не мог принимать участия в боевых действиях несмотря на то, что очень этого хотел. Максимум, что он мог предпринять – поступить в Гитлерюгенд, что и сделал.

В 1940 году, как только ему позволил возраст, поступил на службу в военный учебный полк, с местом базирования Гойкурен, Восточная Пруссия. Во время прохождения учебки он освоил навыки пилотирования нового истребителя Ме-109D. В это же время он показал себя как совершенно недисциплинированный кадет, но обладающий поразительной способностью к пилотированию довольно сложной в управлении машины и поразительную точность стрельбы. Руководство учебки рассмотрело в нем талант и не стало его гнобить за дисциплину, справедливо полагая, что с такими способностями и таким характером он либо станет выдающимся бойцом, либо погибнет в первых же боях и бой расставит все по местам.

По окончании обучения Хартман был направлен в один из самых прославленных авиаполков Люфтваффе Jagdgeschwader 52 или JG-52, который осенью 1942 года базировался в г Майкоп. Туда-то он и прибыл для прохождения службы.

Командиром JG-52 оказался 27-летний полковник Дитрих Грабак, к этому моменту полковник Грабак имел на своем счете (без групповых и потерянных документов) – 60 побед. 10 октября 1942 года Хартманн был назначен в III группу крыла III / JG.52, под командованием Хуберта фон Бонина и был назначен ведомым сержанта Эдмунда Россмана, который имел 80 побед. Там Харман узнал неписаное правило JG-52, которое расставляло старщинство в воздухе не по званию или должности, а по количеству сбитых самолетов, то есть – опыту. В результате, оказавшись в одной группе, сержант отдавал команды полковнику и тот без вопросов их выполнял.

Первым сбитым Хартманом самолет противника стал «летающий танк» Ил-2. Как мы помним, нам рассказывали, что это была неубиваемая машина и что сбить его было практически невозможно. Хартман сбил его самым первым и судя по описаниям, это была самая частая его добыча. Похоже, он сильно бы удивился от рассказов о том, что этот штурмовик получил такую легенду.

Очень быстро он стал набираться опыта и множить свои победы и скоро достиг рубежа в 50 сбитых самолета, что в начале войны считалось достаточным для получения рыцарского креста. Но Хартман его не получил именно за 50 побед и удостоился награды только достигнув рубежа 150 побед. Позже, когда он прибавил к своему послужному списку еще пол сотни сбитых самолетов, лично Гитлер вручил ему дубовые листья к рыцарскому кресту. Есть свидетельства того, что когда он прибыл в ставку фюрера, а это было вскоре после покушения на него, охрана потребовала сдать оружие, Харман наотрез отказался, заявив, что если ему нет доверия, то кому они вообще доверяют. Охрана доложила фюреру и тот приказал пустить летчика с его оружием. Оно и понятно, Гитлер – не Путин, который бы дал команду тихо пристрелить негодяя.

Но это была не последняя награда, которую Харман получил из рук фюрера. Были еще и алмазные подвески. К тому времени, на его счету было около 300 побед. А последняя его победа датирована 8 мая 1945 года, когда над скоплением совковых войск, он сбил Як-9, который стал 352-й победой.

Заметим, если бы в Люфтваффе давали бы высшие награды как в совке, за «боевые вылеты», и где  за 50+сбитых самолетов уже становились трижды героями, то Харман был бы увешан с головы до ног, а таких героев, которые сбили по 50-70 самолетов противника были бы просто десятки, если не сотни.

И в завершении этого этюда просто заметим, что Хартман принимал участие в гигантской авиационной драке над Прагой. Там он тоже отличился. Только вот в драке принимали участие всего 4 машины Люфтваффе, а основной замес шел между совковыми и американскими самолетами. Но это – другая и довольно интересная история из нескольких эпизодов. Те, кто был наиболее любопытным и посмотрел перечень побед Ивана Кожедуба, наверное, обратили внимание на то, что за два последних самолета были им сбиты. Но об этом как-нибудь в другой раз.

61 Comments on "Методика подсчета (Часть 2)"

  1. Еще при жизни Брежнева шепотом рассказывали анекдот:
    В анкете появилась графа с вопросом: – проливал кровь на Малой земле или отсиживался в окопах Сталинграда?

  2. Укр | 20.05.2020 at 20:36 |

    яВаня Кожедуб сбил двух амеров, на что комполка ему сказал, мы тебе их на следующей войне зачтем, и зачли, на корейской. Немецкие асы воевали на своих самолетах, советские,- на американских Бэлл П-39 Аэрокобра, Кожедуб и отблагодарил союзников, хихил.

    • Влад | 20.05.2020 at 21:08 |

      Стоп. Кожедуб на “Кобрах” не воевал, не путать с Покрышкиным.

    • Александр Ч. | 21.05.2020 at 13:16 |

      Кожедуб воевал на Лавочкиных, сначала на 5, потом на ЛА-7. На кобрах летал Покрышкин.

  3. Павло | 20.05.2020 at 21:02 |

    ТАК НЕ МОЖНА робити!
    Як нагуглити про той бій над прагою?
    Могли хоч посилання якесь кинути?

  4. Я так понял у Брежнева тоже медали в основном за сбитые самолёты и танки в районе малой земли. Включая спину и подкладку кителя. Он только из личной скромности не написал об этом ещё пару томов. Но зато как он целовал эрика хонекера. Настоящий мужчина…

  5. Andriy Moderator | 20.05.2020 at 21:36 |

    “Как мы помним, нам рассказывали, что это была неубиваемая машина и что сбить его было практически невозможно. ”

    Вообще-то срок жизни Ил-2 был очень невелик.

  6. Andriy Moderator | 20.05.2020 at 21:37 |

    Если я правильно помню, у немцев все победы записывались на ведущего.

    • Влад | 20.05.2020 at 21:45 |

      Все “групповые” победы. Если ведомый второй пары (условно) с “одной очереди” убирал – то у него победу не отнимали.

      • Andriy Moderator | 20.05.2020 at 22:00 |

        Возможно. Но насколько я помню, у них была строгая дисциплина и “ведомый второй пары” должен был не “убирать с одной очереди”, а командира телом защищать или добычу загонять.

        • Влад | 20.05.2020 at 22:03 |

          Естественно. Но ситуации разные бывали. Ведущий атакует, у него “на хвосте” противник,которого “валит” ведомый.

        • Влад | 20.05.2020 at 22:14 |

          Сейчас перечитал про первую победу Хартманна. Ведущий четверки просто приказал ему возглавить пару и атаковать первым. Вот и все.

          • Andriy Moderator | 20.05.2020 at 22:16 |

            Во! Он стал ведущим.

          • Влад | 20.05.2020 at 22:24 |

            Он не стал ведущим. Ему приказали возглавить и атаковать. Но ведущим все равно оставался тот, кто мог это приказать. Как-то так.

          • Andriy Moderator | 20.05.2020 at 23:22 |

            Если его назначили ведущим пары и поставили ему отдельную задачу, это уже он ведущий. В паре. Которая выполняет отдельную задачу.

        • Влад | 20.05.2020 at 22:28 |

          И кстати задача “защищать телом командира” более характерна для советских ВВС. Поэтому и гибли “молодые” десятками

          • Andriy Moderator | 20.05.2020 at 23:26 |

            Там гибли даже не потому, что “защищать телом”, а потому что зелеными еще были, помните как в “Бой идут одни старики” – “Удержишься за хвост ведущего – будешь летать. Откроешь варежку – сожрут к чертовой матери, пеняй на себя…”
            Немцы ведомых растили, готовили.

          • Влад | 21.05.2020 at 00:11 |

            Все так. “Держись за хвост”. Даже если можешь больше. Не положено.
            О подготовке это вообще отдельный разговор. С налетом “взлет-посадка” в боевых подразделениях люфтваффе до конца 44-го никого не было.

            З.Ы. Вопрос как к модератору. Почему на некоторых сообщениях ( к примеру на тот который отвечаю) пропадает кннопка “Ответить”?

          • Andriy Moderator | 21.05.2020 at 00:13 |

            Слишком большая вложенность?

          • Andriy Moderator | 21.05.2020 at 00:36 |

            По поводу “не положено”. Этот момент обыгрывается в Top Gun. Когда на тренировке пара билась против двух инструкторов, которые разделились. И ведомый (Том Круз) решил, что ведущий и сам справится и погнался за вторым инструктором. В результате съели обоих.

          • Влад | 21.05.2020 at 00:25 |

            Слишком длинная цепочка комментов? А это можно как-то исправить? Или как выходить из этой ситуации? Писать в корневой ветке?

          • Andriy Moderator | 21.05.2020 at 00:31 |

            Да, наверное

    • anti-colorados | 20.05.2020 at 22:33 |

      Нет. У Хартмана первый сбитый был, когда он ведомым был

      • Влад | 20.05.2020 at 22:44 |

        “5 ноября 1942 Эрих взлетел с обер-лейтенантом Треппе, адъютантом командира группы в составе звена из 4 самолетов. Боевое зрение Эриха оказалось отличным, и он первым заметил противника. ….

        Как ни странно, опытный лейтенант Треппе на сей раз не заметил противника. Он приказал Эриху возглавить пару и атаковать. ”

        19-й вылет, первая победа.
        Цитата взята из книги Толивера и Констебля “Э.Х – белокурый рыцарь рейха”

      • Andriy Moderator | 20.05.2020 at 23:28 |

        Если его назначили командиром пары и поставили отдельную задачу – он уже ведущий. Пусть даже на время.
        Вообще тактическая единица – пара (ведущий-ведомый). В совке были звенья (ведущий – правый/левый ведомый), но потом тоже пришли к паре.

        • Влад | 20.05.2020 at 23:54 |

          Ну, это уже буквоедство. Все-таки порядок определялся на земле, и если командир и ставил какую-то локальную задачу, то командиром он от этого быть не переставал.
          По тактике – все правильно. Не только совок начинал с “троек” – бриты тоже долго этой тактики придерживались.
          И кстати, многие приемы Хартмана разрабатывал независимо от него и Покрышкин. Другое дело что применять особо было некому, да и не давали. Коллективизм, мать его…

          • Andriy Moderator | 21.05.2020 at 00:01 |

            “Командир” и “ведущий” – не одно и то же.

  7. Оптимус | 20.05.2020 at 21:46 |

    Ну , справедливости ради следует отметить , что работа истребительной авиации заключается исключительно в том , чтобы прикрывать своих “стратегов” – бомбардировщиков , тактиков – штурмовиков , завоевывать господство в воздухе для проведения десантирования и не допускать такого со стороны противника . И в этом случае они действительно работают в группе . Однако практиковалась и свободная охота , до которой Хартман как раз и был неравнодушен . И свой рекордный счет он в большинстве случаев пополнял именно такой охотой . Причем тактика была проста : летел с превышением , увидел , зашел сзади и на пикировании с разгону с пары метров всадил в противника пол-боезапаса . Если по разным причинам не удавалось так отработать , он уходил с набором высоты в облака и больше не повторял попыток . Для этого , конечно , тоже нужно иметь не абы какие способности , но охота – это не работа .

    • Влад | 20.05.2020 at 22:00 |

      Оптимус, Вы сами себе противоречите. Если говорить именно о завоевании превосходства в воздухе, то “свободная охота” была, есть и будет единственным способом добится этого. Так действовали все.

      • Оптимус | 20.05.2020 at 22:40 |

        Никакого противоречия в этом нет . Господство в воздухе – это не гонки за одиночными целями , а возможность заставить противника не появляться в зоне проведения операций или вообще , или минимальным количеством сил . Истребители времён Второй мировой именно такими задачами в основном и занимались . Вы можете выслать на штурмовку аэродромов противника машины , которые для этих целей предназначены – штурмовики или бомбовозы . И они вам тоже своими действиями обеспечат это господство . А “свободная охота” – это больше спорт . Полезно для пропаганды и понижения боевого духа противника , но к основной тактике истребителей отношения не имеет .

        • Влад | 20.05.2020 at 22:52 |

          “Свободная охота” в первую очередь, это поиск и уничтожение противника вне привязки к конкретному месту. А не “спорт”. И уничтожить трех ведомых – это лучше чем одного “аса”, потому что 3 самолета – это 3 самолета. Что же до действий штурмовиков по аэродромам – то эти действия были довольно бесполезными, хотя и подавались в советской литературе как пример доблести и мужества.

          И не путайте, пожалуйста, охотников с истребителями ПВО. Задачи похожи, но суть разная.

          • Оптимус | 20.05.2020 at 23:47 |

            При чем здесь “пример доблести и мужества” от совка ? На аэродромах было сожжено тоже немалое колличество самолетов . В том числе не только Ил-2 это мог делать .
            Еще раз утверждаю , что уничтожение самолетов противника в воздухе – это очень даже хорошо . Это и есть то самое истребление , ради которого истребители предназначены . Но основной задачей истребителей при этом все равно оставалась задача прикрытия . При работе по вражеским войскам лучше , если ты прикроешь своих работающих бомбардировщиков или штурмовиков и они вернуться домой целыми , в чем твоя задача , как истребителя и состоит , чем вывалишся из боя и начнешь гоняться за кем попало с целью пополнения счета . А в случае , если ты ПВО , то там надо действовать соответственно против таких же бомбардировщиков , штурмовиков и истребителей противника .
            Свободная охота при этом никоим образом не отменяется . Но её значение не имеет такого веса , как основная работа .
            Авиаконструкторы не зря боролись за компромисы в виде не только маневренности или скорости , но и дальности истребителей . И именно для сопровождения бомбардировщиков , которые как только оказывались без такового , сразу несли тяжелые потери !!! Для этого и придуманы подвесные баки .
            Что до “три самолета – это всегда три самолета” , то один В-17 , к примеру , это как 4 истребителя по размерам , стоимости и составу экипажа . А по масштабу нанесения ущерба противнику – ну , на пару полков истребительной авиации тянет .
            Потому есть возможность поохотиться – давай , сбей парочку . Но это больше для души и пропаганды .

          • Andriy Moderator | 20.05.2020 at 23:59 |

            А еще было “дежурство в воздухе” или “прикрытие с воздуха”. Примерно то же, что и “свободная охота”. Задача – не допустить появления противника в воздухе (над конкретным объектом или вообще в пределах досягаемости). А еще работа на коммуникациях в тылу противника. А локаторов тогда не было, если противника визуально обнаружили над защищаемым объектом – уже поздно пить боржоми.

            Количество топлива – это не только дальность, но и время нахождения в воздухе. И таки дальность совковых истребителей была совершенно недостаточна для сопровождения дальних бомбардировщиков, они и не были предназначены для того. Был конечно Як-9Д увеличенной дальности до 1400км, что тоже совсем не 2600км Мустанга, который как раз и предназначен для сопровождения.

        • Влад | 21.05.2020 at 00:21 |

          Так все-таки ПРИКРЫТИЕ или СОПРОВОЖДЕНИЕ? К примеру, те же американцы при рейдах на Германию бомберы не прикрывали. Задачей истребительных групп была РАСЧИСТКА воздуха перед ними. Англичане вообще не сопровождали своих – задача была отсечь немцев от возвращающихся групп. А вот в СССР практиковалось именно ПРИКРЫТИЕ – т.е. главное не сбить атакующего, а прикрыть собой бомбер/штурмовик. Сбили – считай трибунал обеспечен.
          Все это вопросы тактики и стратегии. А то сейчас дойдем до изучения боевых уставов и НПП разных стран 🙂

          • Влад | 21.05.2020 at 00:28 |

            Ну и, к примеру, у тех же бритов “свободной охотой” считалась работа по наземной технике, в первую очередь ж/д. То же вопрос тактики.

    • Евгений О. | 20.05.2020 at 22:02 |

      И тем не менее, три сотни сбитых самолетов противника – это три сотни сбитых самолетов противника.
      А работа это, или не работа – тема совершенно иного плана.
      Теперь мало-помалу приоткрываются “весьма пикантные”, шоб не сказать грубо и емко, подробности как собственно 2МВ, так и “упражнений” советских ( да только ли советских?) историков и прочих пишущих в “адаптировании” истории к текущим потребностям руководства.
      В этом плане, кстати говоря, меня порядком в свое время зацепило сравнение истории советского авиастроения с таковой не советской.
      Весьма показательная, надобно отметить, вырисовалась картинка. А тут еще и “Туполевская шарага” Л. Кербера присовокупилась.
      А железяки, они такие, какие они есть, какими их спроектировали и соорудили. И никакая политика вместе с решениями партеек и партейцев на это дело не влияет.
      Разве что грамотеев повыморить, чтоб особо не спрашивали, зачем самолеты из сырого дерева сооружать…
      Тогда и и нашелся ответ на возникший еще в детском возрасте после фильма “Фантомас”, вопрос, а зачем в той Франции столько разных машин по улицам ездиит.? И грузовички маленькие, и легковушки разные, Зачем?
      ……………………………….

    • Andriy Moderator | 20.05.2020 at 22:12 |

      А противник естественно был не против такого подхода?

      • Влад | 20.05.2020 at 22:16 |

        Когда был против, то начиналась “собачья схватка”

        • Andriy Moderator | 20.05.2020 at 22:17 |

          Или стрелки таких наглых как в тире расстреливали.

          • Влад | 20.05.2020 at 22:22 |

            Да для “тира” все довольно быстро происходило. Хотя да, и стрелки сбивали.

    • anti-colorados | 20.05.2020 at 22:37 |

      В тексте у меня было написано, что очень большая часть его побед была над Ил-2. Так, как вы это описали, Ил-2 немцы не сбивали вообще. Так что в большинстве случаев он делал совсем иначе. Да и с другими самолетами он боролся тоже не совсем так. Причем, у него были свои методы борьбы с истребителями, опытными и неопытными. С опытными у него совершенно другая тактика была. Так что погуглите внимательно.

      • Оптимус | 20.05.2020 at 23:55 |

        А я разве утверждал , что Хартман только охотой и занимался ? Я о том , что за основную “статью дохода” по пополнению счета он имел как раз эту самую “охоту” . Когда занимаешся своей задачей по прикрытию своих коллег , работающих по наземным целям , там главное не столько сбить , что безусловно приветствуется , сколько не допустить , чтобы сбили кого-нибудь из твоих подопечных .
        Вот когда к тебе прилетели в такой же конфигурации , тогда да – сбивать , сбивать и еще раз сбивать .

      • Оптимус | 21.05.2020 at 00:05 |

        Да , про Ил-2 забыл , извиняюсь . Машина была еще та . Эффективность , как и у всех штурмовиков , была не самая высокая . Технологии тех времен не могли сделать их очень уж результативными . И для мастеров типа Хартмана сбивать их было не так уж и сложно . Если они были без прикрытия . Но , тот же Ю-87 без прикрытия тоже был довольно легкой мишенью . Что не помешало ему завалить линкор “Марат” парочкой точно уложенных этим тихоходом бомбочек .
        Никогда не знаешь , чем подобная атака закончится , но бывает , что вот так результативно . Потому их истребители и обязаны прикрывать .

        • Andriy Moderator | 21.05.2020 at 00:12 |

          Ю-87 был очень непростой орешек

        • Влад | 21.05.2020 at 01:01 |

          Так, “Марат” уничтожил не безликий Ю-87, а вполне конкретный Ханс Рудель. И кстати если почитать его мемуары, то прикрывали их далеко не всегда, даже зачастую и не сопровождали. Так что все идет от тактики. И легкой мишенью он мог быть только в случае превосходящих сил противника.

        • Евгений О. | 21.05.2020 at 09:45 |

          На ютубе обнаружил ролик с инструкцией по управлению ИЛ 2.
          Рекомендую полюбопытствовать особливо тем, кто по сию пору уверен в высоком классе совковых летадл.
          Не представляю себе, как при такой технологии управления это корыто могло считаться боевой машиной…

  8. Влад | 20.05.2020 at 21:55 |

    Хартманн тоже далеко не лучший пример. Если я правильно помню, списки то ли после 150-го, то ли после 200-го уже официальных подтверждений не имеют и базируются на записях самого Хартмана. В этом плане более правдивы счета Мёльдерса, Галланда.

    • anti-colorados | 20.05.2020 at 22:38 |

      Я не писал, что Харман – лучший. И нет, не на его записях.

      • Влад | 20.05.2020 at 22:56 |

        “Здесь (после 150-й победы) кончается первая летная книжка Эриха Хартманна, которая благополучно сохранилась в Германии. Его вторая книжка с информацией о дальнейшей деятельности, пропала при аресте американцами. Данные об остальных победах Хартманна взяты из дневника JG-52 или его писем к Урсуле Петч. ”

        Это в примечаниях к уже упомянутой книге. Дневники 52-й эскадры не изучал. Если у Вас есть ссылки на еще какие-то источники – поделитесь пожалуйста.

  9. Ясно видящий | 20.05.2020 at 23:02 |

    А между тем первую победу в воздушном бою на восточном фронте одержал украинец обер-лейтенант Олейник и сбил ээтнического украинца старшего лейтенанта Горбатюка … Два украинца в первое утро той войны …

  10. Евгений О. | 20.05.2020 at 23:20 |

    Удивительное, однако, свойство проявляется даже у людей, чей интеллект весьма не среднего, так сказать, уровня, а куда как повыше будет. И состоит оно в том, что можно выразить банальной поговоркой: за деревьями леса не видеть…
    Детали, они, конечно, детали.
    Но есть нечто, эти самые детали в некое целое и комплектное собирающее.
    Вот так и совок собрался из “деталей”. Совсем не лучших. И получилось… так его распротак.
    Там, понимаешь, Хартманы с Мессершмидтами и Фоккерами, а тут, понимаешь, Кожедубы с Покрышкиными и Яковлевыми с Туполевыми.
    Там, глядишь МЕ 262 и не мало его собратьев вместе с Хортенами, а шо тут, то целая повесть про майоров госбезопасности и великих кормчих…
    Так что и Хартманн и Мёльдерс и прочие их товарищи вполне закономерно возникли там. А не тут.
    И пошло оно и поехало.
    Так что там сегодня Маск со товарищи, а в эрэфе Рогозин собачек топит.
    Что до нас, шибко позеленевших в последнее время, то временами является порох в порховницах. С соответствующим эффектом.
    Закрепить бы.

  11. Тут важнее другое. На западном фронте была совсем другая воздушная война. И на ней не было такого размера личных счетов. А сбивать там требовалось в первую очередь бомбардировщики, причем прикрытые истребителями – в отличие от советских. И побрякушки на грудь вешали за гораздо меньшее количество сбитых. Судя по ценности рейтинга англичанина или американца сбить было гораздо тяжелее, это отмечали почти все немецкие истребители, особенно те, кот. повоевали на всех фронтах.

    • Влад | 21.05.2020 at 00:38 |

      Все так. Но все равно, если сравнивать счета немецких экспертов со счетами тех же бритов – перекос очевиден. Джонни Джонсон – 34 (единственный, прошедший всю войну). Ханц Бэр – 145 (плюс 79 на Восточном фронте).

      Впрочем это уже выходит за смысл исходной статьи.

  12. Влад | 21.05.2020 at 00:47 |

    ТО Andriy Moderator
    Да в “Топ Гане” показан один из вариантов. Другой собственно я и приводил. Т.е “ты увидел – атакуй, прикроем”. Для ВВС СССР более применим вариант “увидел – доложил – продолжай наблюдение”

  13. Дмитро | 21.05.2020 at 05:06 |

    По поводу двух якобы сбитых “Мустангов” — английская Википедия говорит “allegedly”, предположительно. Что показательно, в русском варианте статьи об этом вообще ни слова ?

  14. Укр | 21.05.2020 at 05:15 |

    Про работу американских истребителей рекомендую х/ф Красные Хвосты. В сов.ввс штурмовая авиация ил-2, ил-10 считалась штрафбатом у летчиков, а задний стрелок-радист считался смертником.

  15. Тетяна | 21.05.2020 at 10:59 |

    От нема чого ржати із підрахунків. Російська Вікіпедія прямо каже, що Покришкін записував збиті ним літаки на підлеглих, аби їх простимулювати (не жарт). Так три тисячі і пороздавав, щира душа

  16. Tolko Neukuren, ne Goikuren. Ya tam rodilsa. Eshe let 20 nazad kazarmy etoy uchebki stoyali i ispolzovalis baltflotom.

  17. Батько літав на Іл-2, й казав про дуже великі втрати льотчиків і літаків, броня не рятувала – Іл поступався і швидкістю й висотою винищувачам, та й в управлінні був дуже кострубатий.
    Офіційно ссср втратив у війні 24тис. штурмовиків, з них 50% – бойові втрати.
    Тому до 43року вже за 30(!) бойових вильотів на Іл2 мали давали Героя, звісно – давали рідко…

Comments are closed.