О преступлении без наказания и покаяния

Автор: Елена Филонова

17.05. 2020 г.

Украина вспоминает жертв политических репрессий советского режима, День памяти которых, учрежден  в 2007 году в память о жертвах Большого террора 1937-1938 гг.

После смерти Сталина началась всеобщая реабилитация, масштаб репрессий резко уменьшился. В то же время люди, непокоренные идеологией совка, продолжали подвергаться преследованиям со стороны Советской власти вплоть до конца 80-х годов. Уголовная ответственность за антисоветскую агитацию и пропаганду была отменена только в сентябре 1989 года.

Жители Одессы так  же пострадали от массового террора.  По данным Мемориала, в Одессе  пострадало только за 1935-36 г. :

  • 4 тысячи 327 – за “троцкистскую контрреволюцию”,
  • 2 тысячи 412 человек – за “фашистскую националистическую контрреволюцию”,
  • 826 человек – за “террористические проявления”,
  • 537 – за “шпионаж и измену Родине”, 367 – за “диверсию и вредительство”,
  • 189 – за “другие контрреволюционные преступления”.

За 1936 год Управление НКВД по Одесской области завело чуть более 2 тысяч дел. В это время больше всего был загружен секретно-политический отдел. За год он рассмотрел дела 960 жителей Одессы и области. Из них:

  • 631 были признаны “троцкистами”,
  • 128 – “шпионами, террористами, диверсантами и вредителями”,
  • 141 вели “националистически-фашистскую деятельность”.

Всего к “преступлениям контрреволюционного характера” было отнесено 854 дела по Одесской области и еще 154 дела по территории Молдавской автономной ССР, часть которой находилась на территории нынешнего одесского региона. Масштабной для Одесской области стали “румынская операция”, развернутая по  подписанному Ежовым 23 октября приказу №00693. Разумеется, под репрессии попали “румынские шпионы”.  В тот же год,  30 ноября была начата еще одна национальная операция – “латышская”, №49990, которую Ежов рекомендовал проводить по примеру “польской” и искоренять агентов “латышской разведки”. Под конец года, 11 декабря одесские сотрудники НКВД получили из Москвы совершенно секретный приказ №50215 о начале “греческой операции”, по которой за 2 недели арестовали 332 человека. В феврале 1938-го началась “армянская операция”, а в марте – одесские чекисты разоблачали “болгарскую националистическую диверсионно-террористическую повстанческую организацию”.

Вспоминая жертв политических репрессий, к сожалению, не принято вспоминать соучастников и пособников этих преступлений.  Тех, кто писал доносы, давал ложные показания, выступал лжесвидетелями на процессах. Без их участия могло ли быть совершено преступление тоталитарной машины против  свободных, умных, благородных  людей, не смирившихся с гнетом тоталитаризма в стране? Живы ли они еще, чувствующие  себя в полной безопасности от ответственности за совершенные преступления? А их потомки, это они голосовали год назад против свободной Украины, продолжая  гнусное дело своих недостойных уважения предков? Кто же они, эти «честные советские люди»?

  • Штатные осведомители (с внутренним делением на группы). Это секретные сотрудники НКВД, анонимные персоны, которые в документах обозначались псевдонимами «Деревянный», «Чернов», «Зеленый» и другими;
  • Доброхот-любитель» — добровольные доносчики. Это персоны из “ближнего круга”  жертв репрессий – соседи, сослуживцы, родственники, друзья  и т.д.

«Добровольцев» было гораздо меньше, чем штатных осведомителей. Объяснялась  малочисленность этой категории тем, что органы НКВД, у которых был плановый показатель по расширению агентурной сети, переводило таких добровольцев в завербованные и давало им псевдонимы. То есть добровольные доносчики очень быстро становились штатными осведомителями.

В период Большого террора часть осведомителей работала в режиме постоянной нагрузки — например, как «штатные свидетели».  Их деятельность обретала такие масштабы, что стала угрожать не только «врагам народа», но и самому «народу». Потому, 27 декабря 1938 года поступил Совершенно секретный  приказ народного комиссара внутренних дел  СССР, разосланный по всем НКВД союзных и автономных республик, начальникам УНКВД областей и краев, а также начальникам городских и районных отделений НКВД  предписывал в течение 10-ти дней с момента его получения принять следующие  меры:

  • Прекратить вербовку осведомителей из числа ответственных руководящих работников партийных, советских, хозяйственных, профессиональных и общественных организаций;
  • Прекратить вербовку “каких бы то ни было работников”, обслуживавших аппараты центральных комитетов национальных компартий, краевых, областных, городских и районных комитетов партий;
  • Вызвать каждого агента (осведомителя), принадлежащего к числу руководящих работников, а также работников, обслуживающих партийные аппараты. У каждого такого агента отобрать подписку, что с ним прерывается связь;
  • Все личные и рабочие дела агентов из числа руководящих работников, а также сотрудников партийных аппаратов уничтожить в присутствии представителей соответствующих партийных комитетов.

Тем не менее. Вербовка, запугивание, шантаж и принуждение к подлости, остались в арсенале репрессивных органов СССР до конца существования Совка, как остались и пособники, и соучастники, и исполнители их преступлений.

 

Сегодня я хочу вспомнить  каждого  честного Человека, с которым свела меня судьба в конце 70-х и в 80-х годах, теперь уже прошлого века. Тех, кого  не сломила тоталитарная система. Я вспоминаю их с  благодарностью  за прививку против тоталитарной мерзости, за доверие и уроки гражданского мужества:

Я вспоминаю  Марию Никитичну С.  с  благодарностью за книги с «Ъ», изъятые советской  цензурой, за перепечатанные на папиросной бумаге  Мережковского, Бунина, Набокова, Буковского, Солженицына.  Я запомнила на всю жизнь Поля  Элюара и поняла абсолютную ценность Свободы, как единственную возможность человеческого существования:

Et par le pouvoir d’un mot
Je recommence ma vie
Je suis né pour te connaître
Pour te nommer – Liberté.

Я вспоминаю «Дядю Мишу», однорукого гения, способного любой приемник настроить так, чтобы он «ловил голоса».  В 1979 году  “Дядя Миша” странным образом “попал под трамвай” на  Пересыпи, на углу  ул. Московской и  Второго Заливного переулка, и я никогда не узнаю настоящую причину его смерти и виновных в ней.

Я вспоминаю «Арона Адамовича», заведующего инвалидной артелью, давшего кусок хлеба, оказывавшего помощь и поддержку «лишенцам»  и «членам семей врагов народа» на протяжении  многих лет, и недожавшего до приговора по обвинению в «валютных операциях» в застенках гебухи.

Я вспоминаю Валерию Ильиничну Новодворскую и  Владимира Константиновича  Буковского, которые навсегда остались для меня примером силы духа и мужества. Спасибо  вам за то, что вы были светом в те темные совковые времена.

Я все помню.

Я горжусь тем, что вы были в моей жизни.

Уже тридцать лет нет на карте Совка, но его зло до сих пор  не наказано, а, значит, зло благоденствует.  И вспоминая  жертв  политических репрессий, отдавая им долг памяти,  мы должны понимать, что точка в этой трагедии  еще не поставлена, а, значит, что далі буде….

11 Comments on "О преступлении без наказания и покаяния"

  1. Роман | 17.05.2020 at 18:30 |

    Если вам в руки попадут документы ВЧК-ГПУ-НКВД, обратите внимание на терминологию, на официальные названия их должностей: линейный разведчик на Владимирской, внутрицеховой разведчик, маршрутный разведчик на линии Еропкино-Поныри, внутрикамерный разведчик, разведчик-вестовой на шестой платформе Казанского вокзала, разведчик-наблюдатель на кладбище Донского монастыря, внутриведомственный разведчик, вневедомственный разведчик и пр. и пр. и пр.
    Практически мгновенно в стране развелось невероятное количество разведчиков самых романтических разновидностей и мастей, от складских и портовых до ресторанных и привокзальных включительно. Чем дальше, тем их становилось больше. На содержание полчищ шпионов, которые вели разведку против своего народа, коммунисты тратили суммы, никак не меньшие, чем на содержание армии и флота.
    В.Суворов

  2. Volodymyr | 18.05.2020 at 00:16 |

    Дякую. Дуже гарна стаття, хоч і жахлива за змістом. Таких статей треба побільше і виклададти в школах, як обов’язковий, окремий предмет – історія України під гнітом та винищенням московією, або щось на зразок цього.

  3. Евгений (3-я волна) | 18.05.2020 at 01:53 |

    Приєднуюсь до Подяки від усієї спільноти Ло за Вашу статтю!

  4. Камянтатар | 18.05.2020 at 02:30 |

    Стаялі неяк з сябрам на гэтую тэму размаулялі, а нездалёк стаяу нейкі дзед (на выгляд узростам гадоу 80), і вось, калі нашая размова зайшла пра тое, што цягнікі з дэпартуемымі заходнімі беларусамі ехалі толькі уначы, то дзед улез у нашую размову і сказау, што :”Да тут бы, калі б немец не напау, усіх бы павывозілі!”. Вось такое меркаваньне сведкі тых падзей. Дарэчы, пра Беларусь украінцы ведаюць з савецкай літаратуры і савецкай статыстыцы, якая запісала да беларускіх страт у вайне яшчэ і войскаслужбоуцау, загінуушых на тэрыторыі Беларусі. Сапраудная Беларусь і для украінцау, і для расіян, судзячы па іх меркаваньням- гэта набор сауковых штампау, а значыць ніякай прауды, а між тым перад гэтым некалькі сот год мы жылі у адной краіне і маем амаль аднолькавыя мовы.

    • Камянтатар | 18.05.2020 at 02:34 |

      Папраулюся:
      Калі пісау:” а між тым перад гэтым некалькі сот год мы жылі у адной краіне і маем амаль аднолькавыя мовы.”, то меу на увазе, канешне, толькі украінцау, а не расіян.

      • Підтримую! На мою думку, Велике князівство Литовське то були найсвітліші часи для наших країн. Без московії. Слава Україні і Живе Беларусь!

  5. Serhii | 18.05.2020 at 09:11 |

    Псевдоним “зеленый” – как символично

  6. Yaroslav | 18.05.2020 at 10:36 |

    Не всі злочини відомі:
    http://vk-kp.info/novyny-ukrainy-ta-svitu/16772-shtaliuppenenska-trahediia-iak-soviety-rozstrilialy-u-tabori-10-tysiach-polonenykh-divchat
    У 1996 році у невеличкому парку в Луцьку встановлено пам’ятник як спомин про Шталлупьоненську трагедію. 10 тисяч дівчат, які верталися з Німеччини додому, загинули на чужині від рук енкаведистів у квітні 1945 року повідомляє Вісник+К .
    Це були українки, полячки, білоруски, так звані остарбайтери. На початку війни фашисти насильно вивезли їх у Німеччину, де вони працювали на заводах, фабриках, у господарів-бауерів. Коли війна завершувалася, дівчат звільнили радянські війська. Вони мали повернутися додому, натомість на чужині знайшли смерть від своїх же «визволителів». Про цей дикий злочин розповів волинський письменник Олексій Добко у своїй історичній повісті «Три тополі». У книзі подається розповідь сержанта військ НКВС Петра Колоса. Його серце ятрили страшні спомини, і через три місяці після перемоги він, не витримуючи душевних мук, розповів у госпіталі шокуючу правду.
    …Їхня частина з ранньої весни 1945 року дислокувалася у німецькому місті Кеніґсберґ (тепер це російський Калінінград). Тут же розмістили величезний фільтраційний табір, куди з усіх земель Німеччини звезли 10 тисяч невільниць. Енкаведисти мучили голод¬них дівчат жорстокими допитами, ґвалтуваннями, тортурами. Сержанта Колоса викликали у штаб, де він поставив свій підпис про дотримання «секретной государственной тайны». Набрали в машини американської тушонки, два бідони спирту і поїхали у ліс біля міста Шталлупьонен. Капітану Маляєву настанови давав підполковник СМЕРШу (це відділ контррозвідки народного комісаріату оборони СРСР, який існував з квітня 1943-го до березня 1946-го). У лісі добряче похмелилися, а тоді Маляєв сказав солдатам: «Мы приехали сюда расстрелять всех немецких шлюх. Этих западничек с Украины, Польши, Беларуссии». Потім солдати підійшли до вцілілих німецьких дзотів, в амбразурах уже були кулемети. Приїхали легковики з високими чинами з штабу Білоруського фронту. Вони оглянули дзоти, вириті траншеї, а солдати зайняли позиції, бо під’їхали вантажівки з приреченими дівчатами. Стояв страшний крик, плач, голосіння, очевидно, полонені запідозрили біду, коли їх привезли в ліс. Адже перед дорогою їм пояснили, що їдуть на станцію, а звідти додому. Штурханами, прикладами жінок вишикували над ямою. Маляєв віддав наказ: «По изменникам Родины – огонь!»
    Розправа тривала п’ять днів. Щодня вантажівки здійснювали 40 рейдів, у кожній було по 50 жінок. Так стратили близько 10 тисяч остарбайтерок. І тільки приречені з останньої машини накинулися на солдатів, двох навіть вбили. Яму із загиблими засипали. Чекісти повизбирували радянські гільзи, накидали німецьких. Привезли на це місце сорок есесівців і теж розстріляли, щоб це був нібито гітлерівський злочин.
    Шталлупьонен – тепер російське місто Нестеров. Тут назавжди похована пам’ять і бодай якась згадка про страшний злочин радянських «визволителів» –

  7. Владислав | 18.05.2020 at 14:28 |

    “Уже тридцать лет нет на карте Совка, но его зло до сих пор не наказано, а, значит, зло благоденствует.”
    ===
    Так званий совок – це лише етап 850-річного існування “мерСкого” (від слова “меря”) утворення у міжріччі Оки та Волги. Списуючи всю “мєрзость” на “совок” ми маскуємо саме кубло зла за розмитим терміном, який в наш час зрозумілий лише таким динозаврам, як я. Поки ми не почнемо називати речі своїми іменами, нічого не зрушиться в уяві нових поколінь про ті срамотні часи. Не совок, а моковія. Не царат, а московія. Не комуністи, а московити. Не нацисти, а німці тощо. Першим назвав росію агресором пан Василь Марусик у своєму вірші на урочистих зборах з нагоди 5-річча радіоканалу “Культура”, який тоді був єдиним ковтком свіжого повітря в медіапросторі. Наш Президент всі роки своєї першої каденції повторював саме цю тезу і ми маємо у своїх дописах і промовах абсолютно точно вживати назву джерела зла планетарного масштабу, уникаючи евфемізмів.

  8. Наталія М. | 18.05.2020 at 14:41 |

    Yaroslav | 18 Травня, 2020 at 10:36 | Відповіcти

    Получается, как в документальном фильме И.Кобрина “1941”. Когда после войны Сталин выдвинул требование к своим недавним союзникам по 2МВ – англичанам и американцам, – чтобы они “выдали советских граждан, размещённых в их секторах (Берлин был поделён на 3 части: СССР, ВБритания, США) потому, что это – граждане СССР”. Те, повинуясь требованию усатого вошьдя – передавали советских граждан, которые томились в Германии в лагерях, и которых союзники освобождали, назад, на Родину. А там их расстреливали. Именно тогда гуляли поговорки: “Возвращайтесь назад! Родина ждёт вас, сволочи”! Или, когда наших людей фашисты отлавливали и насильно депортировали в Германию на работы, то немцы нас называли “русскими свиньями”. А когда возвратили назад в СССР, то свои нас называли “немецкими подстилками”, “немецкими овчарками” или “предателями”!

    Пока не будет международного суда над коммунизмом, Нюрнберга-2, до тех пор эта зараза будет жить, процветать и уничтожать представителей здоровых наций.

Comments are closed.