Не тот президент (Часть 1)

За последний год с военными США в районе Персидского Залива произошел ряд инцидентов, в том числе, и со смертельным исходом, просто перечислим некоторые из них для общей картины.

В воздухе. Иранцы сбили разведывательный дрон ВМФ США, находившийся над нейтральными водами Персидского Залива. При этом он не имел вооружений и находился вне боевых действий, и потому не мог представлять никакой угрозы в принципе. А учитывая его стоимость, примерно в 250 миллионов долларов, которая равна стоимости трех F-35А, его никто и никогда не отправил бы в чужое воздушное пространство.

Этому есть и другое пояснение, радиоэлектронное оборудование аппарата позволяет сканировать все что нужно на расстояние до 200 километров. А это значит, что ему в принципе не нужно воздушное пространство другой и тем более – враждебной страны.

На земле. Крупная военная база вооруженных сил США в Ираке была обстреляна иранскими ракетами, с иранской территории. В результате обстрела были погибшие и несколько десятков раненных американских военных.

На море. Иранские боевые катера захватили несколько танкеров и один из них – серьезно повредили. Эти же боевые катера совершили попытку атаки судна материально-технического обеспечения ВМФ США. Реализовать захват не получилось.

Это и не только это произошло просто за последний год. Безнаказанность порождает иллюзию вседозволенности и следующий, более серьезный инцидент, всего лишь вопрос времени. Но так было не всегда. Другим президентам хватало такта для того, чтобы дать понять Ирану, что такие номера ему не сойдут с рук. Но так это выглядело в 80-х. Правда, в то время Штатами правил другой республиканец – Рональд Рейган, а потому и реакция была тоже другой.

Все началось с того, что продолжительная война между Ираном и Ираком переросла в позиционную, а в любом учебнике по военному искусству можно найти описание того, что такой вид боевых действий становится войной ресурсов. У кого их окажется больше, тот и окажется победителем. Поскольку ресурсы как Ирана, так и Ирака прямо зависели от продажи нефти,  то постепенно акцент сместился в море, где стороны пытались пресечь потоки танкеров, которые везли нефть противника. Не удивительно, что в узком Заливе под удар стали попадать и танкеры других стран, которые никак не участвовали в конфликте.

В 1987 году Вашингтон откликнулся на просьбу Кувейта перевести свои танкеры под американские флаги, чтобы ВМС США могли сопровождать корабли через Персидский залив. Так началась американская операция «Уверенная воля», продолжавшаяся с июля 1987 года по сентябрь 1988 года. Она включала в себя и несколько меньших операций, в ходе которых произошли прямые столкновения с иранским флотом.

Тут надо отметить, что в то время США были крупнейшим мировым потребителем нефти и большая ее часть поступала именно из района Залива. Это значит, что драка между Ираном и Ираком стала угрожать бесперебойным поставкам в Штаты стратегического  сырья.

Для осуществления операции, в Залив были направлены соответствующие корабли ВМФ США и авиация, в основном, ударные вертолеты. Задача военной группировки состояла в том, чтобы безопасно провести караваны танкеров от  наливных терминала – к Ормузскому проливу и далее в сторону от иранского побережья.

Иранцы же наносили максимальный ущерб судам как вблизи побережья Ирака, так и в Ормузком проливе, уже на выходе из Залива. Именно здесь и были самые «горячие» места, где американцы должны были прикрыть нефтяные караваны.

(окончание следует)