По мотивам статьи «Безделье как профессия» от 8 февраля 2018 года
Во времена, когда еще не было интернета, люди читали тексты на бумажных носителях. Наверное, это многим сейчас покажется странным, но даже рецепты и анекдоты – тоже продавались в виде буклетов или книжечек в мягком переплете. Но вершиной этой красоты были сборники тостов. За всю свою уже не совсем короткую жизнь мне так и не удалось увидеть ни единого человека, который бы покупал сборник тостов или у кого такой буклет был бы замечен, но как любил говорить первый космонавт Алексей Гагарин: «Если звезды зажигаются, то это кто-то сделал». Хотя его больше знают по другой фразе, сказанной им при последнем полете на самолете: «Приехали!»
В любом случае, специалисты в области хорошо погулять, «принять на борт» (за воротник) или «усугубить», наверняка, знают набор самых ходовых тостов, которые произносятся в той или иной ситуации. Без них ни солидное торжество, ни разнузданная пьянка не могут обойтись. Одним из таких высеченных из салата оливье и винегрета тостов является: «Пусть у тебя все будет и за это тебе – ничего не будет».
ТАК БЫЛО
История возникновения этого тоста теряется в мрачных лабиринтов совка, но достоверно известно, что тогда он имел несколько иной смысл, чем это выглядит сейчас. Тогда более или менее безопасно можно было получать доход в виде зарплаты. Все, что получалось сверх нее, считалось «нетрудовыми доходами» и преследовалось по различным статьям уголовного кодекса. Особенно часто с этим сталкивались те, кто работал в сфере торговли. Там любой мог получить уголовную судимость за такие экзотические нынче деяния, как «припрятывание товара» или «обвес – обсчет покупателя».
Люди совсем старшего пионерского возраста могут вспомнить времена, когда Украина могла похвастаться наличием колбасы прямо в магазине или как тогда говорили – «на прилавке». А иногда можно было найти не только «варенку» по 2.10, но и «мечту поэта», варено-копченую колбасу высшего сорта – «Сервелат». Так вот, контролеры торговли, в виде ОБХСС (отдел борьбы с хищениями социалистической собственности) перед «рейдами» получали инструктажи о том, как правильно сделать «контрольную закупку», или зафиксировать факт нарушения, именно в этом случае. Тонкость заключалась в том, что тогда никому в голову не могло прийти купить сколько-то граммов такой колбасы, поскольку это была необыкновенная удача. Если выпало такое счастье, то надо было брать весь батон колбасы.
Именно так тогда называлась единица колбасного изделия. Тех, кто называл это «палкой», одергивался самым грязным образом, с пояснением разницы между «палкой» и «батоном». Так вот, батон колбас с двух сторон был снабжен проволочными стяжками. Самые продвинутые специалисты из сферы торговли, меняли алюминиевую проволоку на свинцовую (свинца было как грязи) и вес изделия сразу вырастал. Но самый фокус был в том, что продавец перед взвешиванием обязан был обрезать хвостики с проволокой. Без такого обрезания получался обвес и если его фиксировали – уголовная статья.
А еще – была уголовная статья, предусматривавшая ответственность за спекуляцию. Это когда ты что-то купил по одной цене, а продал – по другой, с наценкой. Да-да, было такое дело. Людей за это судили, а в случае повторности – реально садили за то, на чем сейчас стоит (и всегда стояла в мире) вся торговля и даже существует налог на добавленную стоимость. При совке добавленная стоимость выражалась не в денежном эквиваленте, а в сроке заключения под стражу.
Кроме того, была уголовная статья за незаконные валютные операции. Смысл ее был в том, что житель совка не имел права иметь наличную иностранную валюту. Логика была простой, если имеешь валюту, значит ты – продался империалистам, ибо законопослушный совок, заработавший ее в загранкомандировке, получал «чеки Внешпосылторга» или «боны», эрзац-валюта для моряков дальнего плавания.
Это значит, что сделка с настоящей валютой моментально вела стороны – продавца и покупателя в данной операции, непосредственно в цугундер. Одно время за это была предусмотрена высшая мера наказания в виде расстрела и даже кого-то расстреляли. Поэтому те, кто со вздохами вспоминает о совке и при этом купил у кого-то доллары или продал их, должны четко понимать, что в совке их за это уже пустили бы в расход.
В общем, получить доход вне заработной платы теоретически можно было, только каждый из этих способов был подробно расписан в «особой части» уголовного кодекса от 1961 года. Все это знали и понимали, что купить что-то стоящее на одну зарплату – нереально по определению, ибо по большей части она была в пределах 70-120 рублей. Это при стоимости (на рынке) джинсов – 200 р. и выше. Автомобиль, официально, стоил 7-10 тыс., но даже за такие деньги его было купить не реально и в очереди за ним стояли десятки лет, а чтобы реально и быстро стать автовладельцем, надо было заплатить вдвое, а то и втрое дороже. В культовом фильме о Семене Семеновиче Горбункове была одна фраза, которая теперь уже не совсем понятна людям, не заставшим всю ту красоту. Это была угроза или даже проклятие: «Что б ты жил на одну зарплату!»
Тем не менее, элита уже потихоньку начинала демонстрировать свой достаток: в виде одежды, импортных напитков, сигарет, бытовой техники, а в некоторых случаях, и автомобилей, получивших общее определение «иномарка». Не Мерседес, Ауди, Форд или что-то еще, а именно – иномарка.
Учитывая это, можно понять, как остальная, не элитная публика, хотела иметь себе все эти фантастические ништяки, но при совке существовали только криминальные пути достижения таких вещей. Элита исключалась из общей ситуации, там были другие правила игры, о которых быдло даже не догадывалось.
Вот именно в среде тех, кто хотел, но боялся и был распространен этот старый, но хорошо известный тост. Совки конца 70-х просто не поверили бы в то, что текст их тоста обретет реальные формы и станет объективной реальностью. Дело не в том, что за большинство «подвигов», караемых в совке реальными сроками, теперь нет никакой ответственности, а большинство этих мероприятий являются легальным бизнесом. На самом деле, появилась некая каста людей, получающих ништяки без труда, риска и даже – без напряжения хоть одной из немногих мозговых извилин. Далее мы опишем виды безделья этих людей, ставших реальным воплощением совковых фантазий.
(окончание следует)
… проклятие: «Что б ты жил на одну зарплату!»
На самом деле это только часть широко известного в узких кругах проклятия:
“Что б ты жил на одну зарплату, чтоб у тебя в квартире всю жизнь был ремонт и чтоб каждый день приезжали родственники!”
Заработать можно было. Я делала контрольные студентам-заочникам, а мой муж курсовые и дипломы.
Статьи за это не было.
А потом эти “студенты” становились начальниками….
С соответствующим результатом.
Правда, в Киеве на метро Лесная недавно висел большойй плакат с рекламой таких работ, включая диссертации. И ничего. Ни в одном вузе ни у одного ректора ничто не дернулось. Статьи не было и нет.
Так и правда, с чего бы и не зарабатывать на этом.
Интересно, а еще в каких странах, кроме эрэфии такой вид заработка есть легальным?
Такой вид заработка уголовно ненаказуем, особенно если с налогами все в порядке :). Просто в несовковых странах с купленным дипломом далеко не уедешь – там от тебя ожидают соответсвующей работы, а что ты наработаешь, если курсовые и диплом кто-то делал, да и в голове знания не зацепились? А в совка прокатывало. И это одна из причин тоски душевной у ваты по тем временам.
Була, просто на деякі, (а насправді досить багато правопорушень) ніхто не звертав уваги. Оскільки всі знали, що освіта у нас не така ідеальна, як вважалося, на такі підробітки закривали очі. А замість цього цим аспірантам-доцентам серйозно недоплачували в зарплатні, на відміну від моделей у розвинутих країнах. Згадайте свою ЗП у порівнянні…
“Я делала контрольные студентам-заочникам, а мой муж курсовые и дипломы.
Статьи за это не было.”-була з 1985р. “про боротьбу з нетрудовими доходами”.
Получив “Сервелат” вечером его в киоске или магазине клали в горячую воду и к утру вес возрастал процентов на 50.
Великие времена рождают великие идеи!
А перед этим, водитель, получив несколько десятков ящиков колбасы, для доставки их довольно далеко – по дороге съезжал к озеру или речке, открывал двери кузова настежь, и давал колбасе напитаться влагой. Немного, но на 1-2 ящика сгрузить себе, хватало.
Рассказал-похвастался как-то давно сын такого человека.
А еще попадали в милицию за продажу моделей машинок,собирались в брежневские времена коллекционеры на бульваре Леси Украинки. Только их быстро разогнали – спекуляция. А про ловлю “фарцовщиков” возле гостинницы Лыбедь, были целые эпопеи.
С таким не сталкивался. Но был “радиорынок”. Периодически разгоняли. Несколько раз менял свое расположение.
Об этом можно рОман потолще “войны-и-мира” написать! Да оно собственно и написано, причём в тысячах томов, причём автор один – Следователь, но, работал он под разными псевдонимами. И сочинения хранил то в Архиве, то в спецбиблиотеке. Равнодушный, в общем, к славе автор. 🙂 А я вот наблюдал трюк показанный шОфером-биндюжником. При заезде на автомобильные весы (все их видели при въезде на “базу”) шОфер вытормаживался так, что добрых полтонны весу “испарялось”. И это безо всякой антигравитации! А Вы говорите – колбасу речным воздухом освежать…
“Это значит, что сделка с настоящей валютой моментально вела стороны – продавца и покупателя в данной операции, непосредственно в цугундер. Одно время за это была предусмотрена высшая мера наказания в виде расстрела и даже кого-то расстреляли.”-розстріл був за суму більше 10т.долларів, за меньші суми-в’язниця. І це при тому, що був “Каштан”.
со спекуляцией автор-юрист слегка свернул не туда. есть магазин. в нем установлена фиксированная цена на тот или иной товар. если продавец придерживал товар для своих и продавал его по цене выше чем цена магазина, то это могло считаться спекуляцией. а если я куплю в грузии например два мешка мандарин по 30 копеек за килограмм а здесь продам друзьям-знакомым-соседям по 3 рубля кучка а вкучке 3 штучке, то здесь на спекуляцию никогда не тянуло
Цікаві спогади, у кожного свої:-). Можна було заробляти , зверх зарплатні. І легка кримінальність тому якось не дуже заважала. Легковажні були.
А тост у мене, після отримання Незалежності був свій, благо приводів тостувати змолоду було еге-гей…
“Так нехай, незважаючи на підступи Москви і нашого уряду, ми мали можливість збиратися таким теплим товариством і надалі”. З 14 року про нього не згадував, а в останній рік довелося відроджувати.