“Туды его в качель”
Гробовых дел мастер Бизенчук. “12 стульев”
За последние пару дней апреля цена нефти ощутимо подросла от почти 20 долларов до почти 26 на этот момент. В общем, чего-то такого можно было ожидать, поскольку качнуть рынок накануне самого крупного в истории договорного сокращения объемов добычи нефти было просто необходимо, и это таки удалось. Напомним, с завтрашнего дня картель ОПЕК+ сокращает добычу нефти почти на 10 миллионов баррелей в сутки. Ожидается, что вместе с добровольным и вынужденным сокращением добычи, этот показатель может достичь 15 миллионов баррелей.
Но все эти манипуляции – старый и односторонний инструмент, и касается он именно части формулы, которая дает объем предложения, а вот на спрос повлиять никак нельзя. И собственно говоря, именно проблемы со спросом и вынудили использовать различные ухищрения, чтобы не вылавливать цену нефти в районе 10 долларов и ниже. А со спросом дело обстоит куда сложнее.
На самом деле, затоваривание нефтью практически всех свободных нефтехранилищ в мире лишь частично связано с тем, что добывающая промышленность стала выдавать на рынок большее количество нефти. Вторым фактором стало то, что потребители стали выбирать из хранилищ гораздо меньшее количество сырья, чем обычно.
В итоге получилась та самая простая задачка про воду, бассейн и две трубы, через одну из которых вода поступает в бассейн, а через вторую – вытекает, и нужно вычислить момент, когда бассейн будет полностью заполнен. То есть, уже школьники средних классов могут легко решить эту задачу, зная объем бассейна и пропускную способность труб.
Так вот, проблема сейчас состоит в том, что через первую трубу течет слишком много нефти, а через другую – вытекает слишком мало и потому бассейн обречен на переполнение. И вот поставщики нефти или добывающие страны могут повлиять только на первую трубу, что они отчаянно и пытаются сделать.
Но в любом случае, для получения ожидаемого результата нужно обращать внимание как на предельную емкость бассейна, так и на пропускную способность второй трубы, поскольку взять и открутить вентиль сильнее именно там – не получится.
Из этого следует простой вывод, который гласит о том, что закручивание первой трубы будет не эффективным, поскольку будет исходить из предположений о том, как будет меняться пропускная способность второй трубы. А она не регулируется директивно, как первая, и все изменения происходят на основе рыночных механизмов.
Проще говоря, картель наглухо убил рыночные механизмы на этапе поставок нефти, регулируя объемы поставок, а значит и цену, хоть с ценой дело обстоит все хуже, по мере заполнения бассейна. Но применения рыночные механизмы, надо использовать механизмы планирования, а тут уже не просто пахнет, а смердит совком. Понятно, что у планирования имеется сильная сторона – стабильность и предсказуемость, но эта сильная сторона оборачивается слабостью, если она встроена в более крупную систему, работающую по правилам рынка. Ведь рынок – адаптивен просто по самому своему определению, поскольку находится в постоянном движении, находя новые точки равновесия при любых изменениях внешних условий. А вот плановая система не просто лишена этой гибкости, но в какие-то моменты, когда условия резко изменились, может работать уже в ущерб себе и той цели, ради которой она была запланирована.
Мы, пережившие совок – знаем о чем идет речь, и вот ОПЕК+ представляет собой квази-совок в отдельно взятой отрасли промышленности. На самом деле, надо делать вещи прямо противоположные, а именно – снять все ограничения и дать рынку найти новый баланс.
(окончание следует)
$23.08 вроде как.
“Но применения рыночные механизмы, надо использовать механизмы планирования,”-це як?
Я так розумію, що: “Не применяя рыночные механизмы…”