Иллюзии (Часть 2)

ЭПИЗОД I Цвет мандарин

Наверное любой, кто интересуется международной обстановкой, во множестве читал материалы о том, что Китай догоняет и перегоняет США по многим показателям, и что очевидная смена мирового лидера – вопрос времени. Это касается не только и не столько экономики, как вопросов обороны или даже не обороны, поскольку Китаю просто не от кого защищаться, а скорее – о военном потенциале.

Если бы кто-то взялся исследовать мировую, в первую очередь – американскую Сеть на предмет поиска статей даже не о каком-то общем уровне военного потенциала, но лишь о его способности или неспособности потопить американские авианосцы и какие последствия это будет иметь, то окажется, что это – одна из самых обсуждаемых тем, касающихся китайско-американских отношений.

При этом окажется, что Китай рассматривается как некий незыблемый монолит, который исполнит любой приказ своего императора Си. Об этом уже можно говорить вполне определенно, поскольку он продавил поправки в законодательство, которые ликвидировали институт сменяемости верховной власти.

Освещая именно этот аспект, наблюдатели отмечают, что Си перевел страну в режим личной, хоть и мягкой, но все же диктатуры. Дальше следует цепь рассуждений, что режим диктатуры является наиболее эффективной формой правления в случае какой-то катастрофы или войны. Собственно говоря, здесь нет ничего нового, поскольку основания для введения диктатуры были обозначены более 2,1 тыс. лет назад в Древнем Риме, и там же, на рубеже 2-го и 1-го веков до РХ был зафиксирован первый случай тотального злоупотребления своими полномочиями, исполненный Луцием Корнелием Суллой.

Из этого делается вывод о том, что Китай начал подготовку к большой войне и потому Си упрочивает вертикаль собственной власти. Не правда ли, это уже что-то напоминает? А диктатура всегда опирается на силу или угрозу ее применения. Проще говоря, она опирается на штыки, что равносильно свертыванию даже тех демократических институтов, которые нужны были Китаю для развития отношений с Западом. И действительно, все это уже запущено и действует.

Тем не менее, мы дорисовываем этой ситуации детали из собственного опыта и как всегда, получается пусть не абсолютное зло, но какой-то паровой молот, который сокрушает все на своем пути и главное, не стоять на нем. Но как это обычно бывает, ситуация намного сложнее и проявляется внезапно, в самых неожиданных местах. Только в эти моменты можно заглянуть в шкаф со скелетами и обнаружить истинное положение вещей.

Итак, Си стал самодержцем Китая, которого коллеги признали альфа-самцом и делегировали ему право на царствование, дабы не потрясать страну выборами первого лица, и чтобы можно было осуществлять долгосрочные программы, без оглядки на то, что новая власть их пересмотрит и свернет.

Но ведь именно эта возможность смены власти является страховкой для страны, в случае ошибочности отдельных направлений деятельности страны или всего курса. В режиме жесткой вертикали начинают работать другие принципы. Диктатор должен казаться сильным, а значит – непогрешимым. Ведь он сам себе задал такую планку теперь должен ей соответствовать Если кто-то громко крикнет «Акела промахнулся», то это будет означить не констатация ошибки, которую может допустить любой простой смертный, но проявлением слабости полубога, что может кончиться для него плачевно.

Ведь он же сам демонтировал механизм ротации, а чем больше он будет допускать ошибок, тем больше сомнений будет у его стаи в том, что он может тянуть роль вожака. И если вывод окажется отрицательным, то смена власти произойдет единственным способом, который оставляет диктатура – путем ликвидации диктатора.

(продолжение следует)