История от первого лица (Часть 2)

Фото эвакуации промышленного оборудования найти легко, а фото эвакуации семей сотрудников НКВД – нет, но это не значит, что ее не было

Итальянцы и румыны обеспечивали тыловые коммуникации и зенитное прикрытие электростанции. Местным жителям сразу предложили вакансии на электростанции и люди потянулись на работу, ибо надо было чем-то кормить детей. Очень быстро оказалось, что все обещанные виды довольствия и какие-то выплаты в рейхс-марках выдавались исправно и без обмана.

Никаких партизан в городе никто не видел и ничего об этом не слышал. Те военные, которые были на постое у местных жителей, обеспечивали их продуктами приличного качества и в объеме, достаточном для кормежки постояльца и приютившей его семьи. Никаких инцидентов даже бытового характера – не было. Спустя небольшой промежуток времени, местные жители поняли, что даже в условиях войны, уровень жизни стал намного выше, а на улицах перестала ползать пьяная шахтерня и прочая рвань, а о НКВД или коммунистах стали забывать, как о дурном сне.

Кстати, очень быстро местные жители стали осваивать азы немецкого, итальянского и румынского языков, за время оккупации они уже почти все понимали и могли прилично, хоть и просто, изъясниться на одном из них. Это к языковому вопросу и теме «русскоговорящих». В общем, жизнь не просто наладилась, а стала существенно лучше и спокойнее, чем при большевиках. Тем большим контрастом оказалась вернувшаяся власть коммунистов. Людей поголовно тягали на пояснения и допросы, часть людей исчезла, но все понимали, что их записали в предатели, хоть пока и не рассадили по нарам. Еда снова исчезла и вернулся уже забытый голод. Люди могли сравнить то, что они имели при немцах и то, что при вернувшейся власти пролетариата. В общем, впечатления были такого характера, что при совке их было лучше не вспоминать и потому их не вспоминали. От греха подальше. Такая вот была оккупация Донбасса.

2.

Вторая история  прислана нашим читателем и мы даем ее с минимальным количеством купюр. Если он пожелает, мы укажем его ник под уже не первым его текстом. Она интересна тем, что проливает свет на то, что делалось за неделю перед 22 июня и выглядело это совсем не так, как нам это рассказывали полвека. Это – ценное воспоминание, способное пролить свет на то, кто, что и когда знал о предстоящей войне.

«Мне рассказывала моя бабушка (умерла в 1981 году). Как-то мы коснулись в разговорах о “вероломном нападении”, и как она с тремя детьми оказалось на начало войны  на пути в Саратов в эвакуацию. На что она мне ответила такое : “Мы жили в Белостоке (там, где через несколько дней образовался первый крупный котел с войсками РККА – ред.), я была заведующий детским садом (это на такой должности была молодая женщина, совершенно безграмотная, которая даже на конец жизни в 1980-м читала по слогам со скоростью нынешнего первоклассника, только изучившего алфавит и умевшая писать только печатными буквами – авт.) , а твой дедушка, майор НКВД (я сейчас представляю с отвращением, какая это была дрянь, дослужившаяся до звания майора в НКВД!!! и прошедшая мясорубку по уничтожению офицерского состава в сталинских жерновах , предшествующих началу войны),  служил в большой военной части (все дословно) , как он говорил в “шестом механизированном” , неподалеку в 20 км в Крипно (Krypno). 

Он приехал ночью 16 июня ПЕРЕД НАПАДЕНИЕМ ГЕРМАНИИ, и сказал срочно собираться, захватить только самое необходимое, потому что в Шклове (это вроде в Могилевской области – авт.) формируется  для эвакуации членов семей офицеров НКВД  от звания “майор” и выше, для отправки в глубокий тыл по причине начала “великого похода против фашизма и буржуазии”  . Далее была выделенная командованием машина, в которой мы с тремя чемоданами уехали в Гродно, там нас встретили красноармейцы , пересадили в поезд на Шклов, через Минск, потом из Шклова в Оршу и уже 18 июня мы ехали в плацкартном (вагоне – ред.) поезде в Саратовскую область, а о том что немцы вероломно напали, мы узнали уже по радио на одной из станций у Москвы.  Было очень много поездов навстречу с танками, и нам сопровождающий офицер НКВД говорил -“вот она подлость Германии, мы им пшеницу, а они нам готовят свинец”. – здорово правда? Война еще не началась , а гебня уже знала что кому и за что».

Как мы видим, воспоминания очевидцев могут дать совершенно неожиданные сведения о том, что и как происходило как перед самим началом боевых действий или в ходе них, так и после того,  как бои отгремели и фронт ушел дальше, сформировав глубокий тыл оккупационной армии. Хотя мы теперь знаем о том, что просто одна оккупация сменилась другой, более лютой и кровавой.

Такие свидетельства просто должны остаться доступными для ознакомления, хотя бы потому, что историю той войны надо переписывать заново, опираясь исключительно на достоверные источники или вот такие свидетельства очевидцев, которые даны без малейшего умышленного искажения того, что запомнилось. То есть то, что бабушки и дедушки рассказывали своим внукам, без хвастовства, но с горечью. В общем, если такие свидетельства будут приходить еще, мы их обобщим и опубликуем отдельным материалом.

65 Comments on "История от первого лица (Часть 2)"

  1. Лексеич /харьковский/ | 06.07.2018 at 05:53 |

    Автор, eсли eсть в доступньіх архивах, “”славньій путь“” кубанских казаков в составe Вeрмахта, то бьіло бьі любопьітно почитать. Спасибо.

  2. Моя бабушка, 1911 года рождения, рассказывала мне примерно то же самое об оккупации в Кременчуге. Детали у всех немного разные, но общая картина одна.

    • Kostyantyn | 06.07.2018 at 20:18 |

      Мені мій батько розповідав. Він був ще маленький. Він з 37-го року. Коли німці прийшли до Кременчука, по набережній, повз генеральських круч, 1-е, що вони зробили —поставили шибеницю на майдані, там де пам‘ятник леніну стояв. Зібрали мешканців і сказали: хто буде воровати, опиниться на шибениці. Воровства за часи окупації у Кременчуку не було

  3. no name | 06.07.2018 at 07:10 |

    Немецкие власти восстанавливали право собственности, и разрешили оборот товаров, открыли рынки. На оккупирован них немцами территориях не было голода, ни в городах ни в селах, а излишки продуктов продавались на европейском рынке.

  4. Рассказывала мне лично бабуля-соседка 83 лет в одном из городов Донбасса. Во время войны она была еще не зрелым подростком, но как сама говорила-ранняя. Один немец положил на нее глаз и стал приставать. Она кричала и выскочили другие немецкие солдаты-они квартировали рядом. Оттащили его от нее и избили до полусмерти.Вот такая история.

    • Kostyantyn | 06.07.2018 at 20:20 |

      Немцам нельзя было кохатися с неарийцами. Поэтому и побили, чтоб арийцев не позорил, а не в защиту

  5. Damian | 06.07.2018 at 07:27 |

    Сейчас, когда поднимаются эти вопросы истории, уже практически никого не осталось в живых из переживших войну, оккупацию и эвакуацию. Поэтому, к сожалению, некого подробно расспроить и создать, хотя бы для себя, правдивую, хот и е масштабную, картину реальных событий. Как правило (Автор неоднократно упоминал об этом), такие люди не хотели (или не могли) говорить о событиях войны. И раньше, когда все исповедовали официальную трактовку истории, с удивлением и недоверием можно было услышать, что, скажем “если бы не немцы, то мы бы не выжили, а все бы умерли”. Потому, что немцы пришли в Украину тогда, когда она еще не оправилась от Голодомора (и неизвестно, оправилась бы?). А выехавшие в эвакуацию с предприятиями семьи, рассказывали, что в то время, как они собирали из-под снега остатки неубранных и забытых овощей, семья прикомандированного сотрудника НКВД (предприятие оборонное), существовала очень хорошо и даже занавешивала окна до самого верха, чтобы с улицы случайно не увидели, как они питаются и как живут. А что касается звания “майор НКВД”, о котором упоминал Автор, то, возможно на него распространялся порядок, по которому в НКВД весомость званий была на две ступени выше таких же званий в РККА. Так что дед был очень авторитетный.

  6. Игорь Украина | 06.07.2018 at 07:32 |

    Моих бабу с дедом до войны переселили в немецкое село, из которого выселили немцев (вселив в их дома). С началом войны дед сразу ушёл на фронт (где и погиб в 1944-м), а бабе и соседям коммуняки буквально 22 или 23.06.1941 сказали, чтобы те поджигали “свои” дома и уходили. Мои ничего не подожгли, оставили всё в доме как было и “уехали” на восток (им с 3-мя малыми детьми в колхозе дали полудохлую лошадь и подводу), но успели они уйти недалеко.
    Вернулись немцы, в т.ч. хозяева этих домов и стали со всеми разбираться. Моих вернули в “их” село, не тронули и переселили в другую хату (поскромнее), где они и прожили всю оккупацию (не переедая, конечно, но уж точно сытнее, чем в голодомор), а кто немецкие дома посжигал и кого поймали- тех немцы расстреляли вместе с подстрекателями-коммуняками.
    Лично я на месте немцев поступил бы точно так же.

  7. strelok 17 | 06.07.2018 at 07:35 |

    Мой отец подростком был в оккупации. По уровню отношения к местному населению распределил так: итальянцы, румыны, немцы, хуже всех были мадьяры. Эти могли застрелить человека ради развлечения.
    В детстве оккупация и обстрелы и в старости тоже, оккупанты и стрельба. Вскоре после освобождения паралич, а через год его не стало.

  8. Алекс | 06.07.2018 at 07:37 |

    Ваши статьи, к сожалению, сильно разбросаны по времени. Можно ли их объединить в книжном формате?

    • anti-colorados | 06.07.2018 at 09:47 |

      Как вы это себе представляете? Книжка о чем?

      • Kostyantyn | 06.07.2018 at 20:24 |

        Современная история Украины. Рассказ очевидца

  9. Евгений О. | 06.07.2018 at 07:42 |

    Историю про то, как немецкие радистки, на постое в одной из деревень около Киева и снабжали продуктами и учили немецкому, да и из одежды и обуви подкидывали ребенку, мне рассказала та самая, теперь уже совсем не девчонка.
    И сегодня, в весьма уже почтенном возрасте, не забыла бабушка ни немецких девушек, ни немецкий язык. Последнее обстоятельство выяснилось при почти комичных обстоятельствах. Когда вполне приличный немецкий мне довелось услышать в типичном украинском дворе, от бабульки, кормящей свою кудахтающую и хрюкающую живность.
    И эта и некоторые другие истории, услышанные от разных людей, заставили меня усомниться в истории, которой так долго и настойчиво учили .
    Но есть одно обстоятельство. Практически все, существенно отличающееся от официальной версии истории ВМВ, довелось услышать уже после девяносто первого года.

    А раньше, даже на некоторые вопросы, что возникали у меня еще в детстве, о моих родственниках, в частности, ответ был скороговоркой, мутный и вообще, иди поиграй…
    Страх, страх который вбили на уровень спинного мозга пронизывал весь совок.

  10. Andriy Moderator | 06.07.2018 at 07:48 |

    Моя бабушка рассказывала.

    Отец родился уже в оккупации. На Донбассе кстати. У них в доме жил офицер с солдатом-денщиком. Солдат решил поиздеваться над ребенком – наступил ему на руку когда тот ползал. Тут же получил увесистых люлей от офицера. Больше не повторялось.

  11. Богун | 06.07.2018 at 08:30 |

    Моя бабушка, 1921 года рождения, пережила и немецкую оккупацию Донбасса, и принудительные работы в Германии, дожила до 2014 года, была убита русскими оккупантами. Как и шахты Донбасса, которые работали во время Второй мировой, но были уничтожены нынешними оккупантами.
    В детстве, во время “расцвета” СССР и “промывки мозгов” советской пропагандой в школе, было странно слышать от нее, что немцы не были плохими людьми и не убивали мирное население просто так (как это делают нынешние оккупанты), немецкие солдаты были против войны и говорили, что надо разбить головы Гитлеру и Сталину.Немецкие врачи оказывали медицинскую помощь местным жителям, больным тифом.Немцы быстро навели порядок и повесили на остановке трамвая местных мародеров (бабушка показывала то место, где несколько дней висели эти бандиты), зато краж не было еще долго и после ухода немцев!
    А итальянцы оставили после себя потомство ))))).

  12. Рассказывали люди, пережившие немецкую оккупацию.

    Самые жестокие были калмыки.
    Немцев местные не боялись. Для немцев прежде всего важен был порядок. Очень не любили немцы ложь.
    Над румынами смеялись. Румыны ходили по дворам, клянчили еду и отдавали все и даже предлагали винтовки в обмен на яйца, молоко.

    У дедушки было накопление воды в легких. Местный врач брал хорошие деньги за лечение и откачку воды.
    Вылечил немецкий военный доктор. Приезжал ровно, до минуты, в назначенное время, привозил лекарства, делал процедуры.
    После выздоровления дедушки ОТКАЗАЛСЯ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ или подарки.

    Когда проходила линия фронта, в дом забежал кацап красноармеец – Мамка дай водицы! Пока принесли воду – исчезли ходики со стены. Обнаружили пропажу позже.
    Ходики пережили немцев, калмыков, румын а вот браццкаво народа асвабадителя не пережили.

  13. Богун | 06.07.2018 at 09:17 |

    Про воровство на оккупированных: мой дом разграбили полностью, не знаю, вроде, комендантский час?, но для того, чтобы вынести все, нужна была бригада и машина, соседи ничего не видели (я думаю, просто боятся). Соседка рассказывала, что грабители заходят средь бела дня во двор, берут, что хотят и посылают матом хозяев.
    Прошлым летом прорвала труба,соседи орали в трубку телефона, пришлось ехать и обращаться в компанию “Вода Донбасса”. Про отказ что-либо делать писать не буду – отдельная тема. Случайно попала на “наряд” контроллеров и невольно подслушала разговор: поезжайте на Лемешева, там большой долг. -” А если он снова будет стрелять из автомата?” Представляете?

  14. игорь | 06.07.2018 at 09:27 |

    маятник. после той лжи о войне удручает что все эти истории с оккупацией немцами уж больно гуманизируют их. по всякому было

    • anti-colorados | 06.07.2018 at 09:39 |

      Рекомендую ознакомиться с разделом «О нас». Там мы предупредили о том, что объективности не будет и мы будем добавлять информацию для баланса к той, которой уже скопилось килотоннами. Гуманизации нет, есть то; что скрыто. И да, трупов за большевиками – больше, чем за нацистами.

      • Мне есть, что рассказать(мама и бабушка были в окупации Ахтырский район), поэтому и написал, что всяко было.я высказал свое мнение.поляна Ваша и Вы имеете полное право на ней устанавливать свои правила.зло от того меньшее или большее остаётся злом.

  15. .. Да, навешали нам лапши за советское время !
    Мой отец 1920 г.р. после Николаевского ж/д техникума проходил срочную службу танкистом как раз под Брестом и встретил войну с первых дней. Воевал недолго – попали в кружение и через месяц в плен. Про войну ничего НЕ РАССКАЗЫВАЛ (он вообще по натуре молчун, потому и выжил, наверное). НО раз помню в детстве уже в брежневские времена (а я сам 1965 г.р.) подвыпивший отец с мужиками прокомментировал начало войны “все драпали, и в первых рядах начальство”. В плену отцу посоветовали “снять год” и записаться как 1921 г.р. так как у немцев совершеннолетие было с 20 лет и “малолеток” на тяжелые работы НЕ ОТПРАВЛЯЛИ (это к вопросу гуманизма!) Так в советском паспорте он дальше и фигурировал как 1921 г.р. То что он именно 20 года он рассказал уже ближе к 80 годам !!
    А мать у меня 1923 г (записана 1924 была интернирована в Германию в 1944 г. Там они с отцом и познакомились. Мать про репрессии вспоминала неохотно (“Время такое было”, “Сталин ничего не знал” и т.д.) , а вот про период в Германии – весьма охотно ! Это было чуть ли не самым светлым пятно в жизни !
    … По ее рассказам она сперва работала на кирпичном заводе, получила травму (вагонетка на ногу наехала) и ее перевели типа в горничные. Немцев не ругала, говорила они тоже не хотят войны, зверствовали только СС-совцы. С удивлением у немцев увидела “белый шкаф с лампочкой внутри и холодом” (холодильник). Освобождали территорию американцы в 1945 г, раздавали шоколадки. Там наши люди впервые увидели негров и думали что “это обезьяны”.. ))) Боялись брать у них шоколад.
    После освобождения вернулись домой, поехала в село отца (он еще три месяца проходил проверку НКВД и в это время работал на тепловозе в Луганске). Привезла с сбой с Германии небольшие пожитки – немного посуды и, чем она особенно гордилась, шелковые простыни! В то время в селе спали просто на соломе…
    Очень жалею, что был дураком и не расспросил подробнее об том периоде… Я ведь думал, что все и так знаю с уроков истории..
    Очень жаль … ((

  16. Борис | 06.07.2018 at 10:50 |

    Евгений О.:
    Июль 6, 2018 в 07:42:

    “А раньше, даже на некоторые вопросы, что возникали у меня еще в детстве, о моих родственниках, в частности, ответ был скороговоркой, мутный и вообще, иди поиграй…”

    А чего ожидать, если и в 1987, устраиваясь на НЕоборонное предприятие, отвечал в анкете на вопрос:”Был ли сам или родственники на оккупированной территории”

  17. strelok 17 | 06.07.2018 at 10:52 |

    Да было по всякому.
    Но например немцы не стреляли артиллерией из жилых районов.
    Тяжёлая артиллерия стояла в промзоне. Естественно плотно прикрытая зенитным огнём.
    А советские “соколы” не долетев до них вываливали бомбы на жилые кварталы.
    А по ночам опасно было даже свечку зажечь не занавесив окна ибо пролетающая в этот момент “ночная ведьма” на По-2 швыряла на свет гранату. И похер что там может и немцев не было.

  18. Бабушка 1914 г рождения пережила оккупации в селе Новоивановка Днепропетровская обл. В яме от разрыва авиабомбы прятали корову. Немцы догадываюсь но корову не трогали. Бабушка стиральная им форму, стригла их. Они делились медикаментов, продуктами. Когда село освободила Красная Армия, бойцы вырезали всю живность, не осталось ни курицы ни петуха, не говоря уже о корове.

  19. Борис | 06.07.2018 at 11:11 |

    игорь:
    Июль 6, 2018 в 09:27:

    маятник. после той лжи о войне удручает что все эти истории с оккупацией немцами уж больно гуманизируют их. по всякому было:

    По воспоминаниям жителей села глубинки Кировоградской обл. с начала оккупации в селе стояли солдаты вермахта. Были и шоколадки, и справедливые офицеры, и виселицы по углам баштана, на которых никого не вешали, но кавуны никто не тягал, и староста с нагайкой и пр. Про вермахт старики вспоминали чуть ли ни с ностальгией.
    С приближением линии фронта вермахт сменили СС. Вот от них, после пары расстрелянных – прятались.

    А насчет маятника – Это не обратный мах маятника, и немцы стали хорошими. Написанное Автором – это приведение маятника в точку равновесия просто подачей информации от других источников, причем от очевидцев, а не пропагандистов ГЛАВПУРа, НКВД и ЦК.

    • Моя мама была под окупации(Ахтырский район).в последнее время она жила гражданским браком, так вот дед(она его так называла) был в окупации под житомиром.у них до скандала доходило, когда они вспоминали войну, поэтому и написал всяко было.а то получается, как в анекдоте-два молодых человека пьют пиво,и один говорит другому:”если бы немцы выиграли тогда, то мы бы сейчас пили баварское, а не эту бурду.”победа во ВМВ это заслуга миллионов павших людей и союзников-страшная цена.за это нужно было всю верхушку и военную, и партийную поставить к кремлевской стене.

      • anti-colorados | 06.07.2018 at 19:12 |

        Прямой вопрос.: вы прочли раздел “О нас”? Да или нет?

        • Да. Я не так часто комментирую .если уж иду на Вы, то факты остаются фактами. Похоже мы с Вами в одной поре и к совку у меня тоже есть счет.так, что “..все дороги ведут в Рим”

          • anti-colorados | 06.07.2018 at 23:00 |

            Ок. Бывает, прочтите еще раз то место, в котором я изложил принципы, на которых работает этот ресурс. Вы или принимаете их и не обсуждаете, или ищете другое место для общения. Они (принципы) не менялись, не меняются и не будут меняться. Это не обсуждается в принципе. Любые рассуждения на эту тему ведут в бан и привели туда не одну сотню любителей подправить направленность, стиль и содержание ресурса. Имейте это в виду. Из бана возврата нет.

  20. Кстати я ещё в детстве знал от бабушки, что в Украине были 3 искусственные голодовки 2 до войны и 1 в 1947 году. Слова голодомор я тогда не слышал. Рассказывала бабушка, как комсомольцы с винтовками охраняли конфискованное зерно.

  21. Тоже бабушка. Пережила в Украине немецкую оккупацию с двумя детьми. Немцы в принципе смотрели сквозь местных, то есть как на привидений. Им лишь бы свои, служебные дела в порядке. Ну, а когда Советы вернулись — и голод, и угроза репрессий. Кстати, среди украинцев далеко не все нормальные люди были. Её высказывание от души: “Які ж дурнІ сільскі люди!”, ибо столкнулась с этим. Но настоящий страх перед Советской властью остался до 1970-ых.

  22. Эвакуацию заводов ,по производству МБР ,тоже начали в 1989г

  23. Укроп | 06.07.2018 at 12:52 |

    Вспомнился рассказ собственного деда, успевшего побывать под оккупацией в ту войну. Он жил в селе и запомнилась фраза немецкого коменданта – “поскольку у нас есть планы поставки продовольствия в Германию, то особо сытыми вы не будете, но и с голоду никто не умрет”. Так и было… Никаких репрессий не было, но надо отдать должное, и партизан тоже не было так что и повода для репрессий тоже не было. А теперь вспомним голодомор и краснопузую сволочь, выметавшую веником зерно у крестьян… Есть разница? Это уже воспоминания жены как ее родственницу вот так грабили, выметая зерно, за что та потом не могла всю жизнь простить это советской власти. Такой вот он был совок… “Эра светлых годов”…

  24. Леонід | 06.07.2018 at 13:09 |

    Мій наставник, який дитиною мешкав окупацію у Одесі, розповідав, що голод у місті почався з «визволення» совковою армією… тоді він спробував який на смак дельфін…

  25. Alexander | 06.07.2018 at 14:03 |

    Ах, какие хорошие были немцы.
    Правда одна незначительная деталь деталь – евреев убивали, но не будем отвлекаться на мелочи.
    А еще и цыган – ну так цыганам и сейчас в Украине достается.

    • Norfolk Moderator | 06.07.2018 at 14:49 |

      Вы бессовестно передергиваете. Лица служившие в SS или SD, а так же во всякого рода подразделениях “по обслуживанию” концлагерей, убивали не только евреев и цыган, а так же всех любых, кого заметали в “третий сорт” согласно своей национальной доктрины.
      Для информации: за период валасти нацизма (включая войну), погибли от его рук 14 миллионов человек, а за период “строительства светлого будущего” в совке и захваченных им соседних территориях независимых государств – 104 миллиона человек (64 миллиона из общего количества, в войне). Потрудитесь слегка напрячь мысль- где и как погибли “другие” 40 миллионов? Заодно вопрос на засыпку, – по переписи населения Российской Империи 1914 года, на ее территории и подконтрольных, проживали 150 миллионов человек… Как вы можете объяснить, что за век , спустя той переписи, учитывая естественный прирост населения (за сто лет!!!!!), нынешнее население РФ составляет 140 миллионов человек? Как такое может быть, чтобы даже с “убытком” в 10 миллионов за сто лет? Наверное причина “на поверхности”- “гений маршалов” и конечно же неустанная “борьба” с Западом…., только почему-то на собственной территории, ну и еще вдобавок тысячи барж на Колыму, из которых под задраенными наглухо люками туда привозили по факту пульпу от умерших людей (не забывая заодно оформить это как естественную смерть, чтобы и на этом иметь ништяки).
      Нацистов никто не оправдывает, нисколько- зверье должно быть классифицировано как оно есть и что из себя представляет.
      Здесь мы сообща пытаемся подвести классификацию под совершенно аналогичную категорию зверья, но только наряжающуюся постоянно в овечью шкурку

    • anti-colorados | 06.07.2018 at 17:17 |

      Вы читать умеете или пришли тут пасту давить? Предупредил. Второго предупреждения не будет.

  26. можу порекомендувати книгу Д.Жукова, І. Ковтуна “Русские эсэсовцы”. правда мова в 5 главі йде тількі про представників козацтва в СС, але в цілому книга дуже пізнавальна. гадаю вона доступна для скачування в інтернеті.

  27. Ігор | 06.07.2018 at 14:31 |

    ” – по всякому было”
    здається кацапом засмерділо..?

  28. Конрад | 06.07.2018 at 14:38 |

    Alexander: – специально для тебя = этот ресурс не для сраных кацапов. иди нахер, мордовская шваль. мало вас УПА швкарило, падло

  29. Александр Сандеро | 06.07.2018 at 14:49 |

    Alexander: Да дорогой! по сравнению с краснопузыми, которые убивали всех в подряд, не спрашивая национальность, немцы были ангелами.

  30. Gala SS | 06.07.2018 at 15:01 |

    Alexander:
    Июль 6, 2018 в 14:03
    Ах, какие хорошие были немцы.
    Правда одна незначительная деталь деталь — евреев убивали, но не будем отвлекаться на мелочи.
    ===
    А еще евреи служили в вермахте и бьіло пару генералов в генштабе. И в Бабьем Яру не только евреи. Ну вот и пойми єтих немцев. Отец бьіл в окупации в районе, где базировались медведевцьі. Так их село сожгли, а живьі остались потому, что их тогда в селе не бьіло. Мать в окупации бьіла на територии Польши. Немцьі – няшки, а поляки (АК) бандитьі и изверги. Бабка до конца жизни молилась на сралина: “Якби він нас не вивіз би в Україну, то нас поляки би всіх прибили. Ну і діти інститути позакінчували, а при поляках волам би хвости крутили.”
    З.І. Молодой пацан попал в плен к немцам. Всю войну проваландался в концлагерях и освободили его американцьі. Фільтрлагерь находился на територии Франции. Парень сказал, что он с ЗпУкраиньі и не прочь вернуться домой. Амерьі окейнули и заслали его дела в савецкий мид. Ждать пришлось около года. А тут пришли французьі в лагерь и: “Кто желает поработать? Есть вакансия на местной шахте. Будем платить.” Мужик пошел, заработал трохьі денег а тут и писулька с масквьі прищла. Сел на поезд, доехал до савецкой границьі. На границе естествн деньги конфисковали, посадили на другой поезд и повезли в Сибирь. Мужик после десятки повернувся до рідного села. Всю жизнь до пенсии смотрел лошади в жопу (працював фірманом). А в начале 80-х в село пришел конверт облепленньій марками и на хрянцузській мові. Угрохали кучу времени пока нашли переводчика
    – Діду, тут французи пишуть, що ви працювали на шахті
    – Ой, та шо я там працював. Навіть року не було. Треба було ж шось робить. І шо?
    – Так вони пишуть шо вам того цього як його, пенсія полагається
    – Яка пенсія?
    – Ну так французська. За роботу в шахті.
    Кароче, пенсия приходила в франках. После всех кидков со стороньі совбанка на ту пенсию жило пол деревни

  31. Alexander | 06.07.2018 at 15:51 |

    Я хотел сказать, что изображать гитлеровцев в розовых красках – неправильно.
    Одни бомбежки английских городов чего стоят, не говоря об остальных злодеяниях.
    Гитлер и Сталин – это были 2 чумы 20 века, хотя,
    бесусловно, СССР убил намного больше людей.

  32. pan_futiy | 06.07.2018 at 15:53 |

    Gala SS:
    Июль 6, 2018 в 15:01
    …А еще евреи служили в вермахте и бьіло пару генералов в генштабе…
    ============
    Это были не евреи.

  33. Сергей | 06.07.2018 at 15:56 |

    Моя мать родилась в 1939 году в селе Калита, Броварского района, Киевской обл. Войну встретила ребенком, остались смутные воспоминания, но то, что ей рассказывала ее мать, моя бабка, помнит хорошо, с ее слов и повествую.
    Село Калита, как и Киев находилось под оккупацией с 41-го по 43 год. Немцы в село пришли, бабулю с детьми из хаты выгнали,и квартировали вплоть до конца оккупации. Бабка в огороде вырыла землянку и жила с детьми там. Немец офицер очень любил носить на руках мою мать и угощал ее шоколадкой,но и только лишь. Никаких продуктов они бабуле не давали, но и последнего не забирали, хотя не совсем так. Разрешили немцы бабуле держать одного кабанчика, думала семью дадут накормить. Но совсем уже перед уходом немцев из села, закололи они кабанчика и сели за стол им обедать. Бабуля набралась храбрости и с ребенком на руках и миской подошла к немцам просить от стола кусок на прокорм детей. Немцы отказали, она от голода и отчаянья потребовала более настойчиво. Тогда один немец наставил на нее пистолет, она не уходила, он взвел курок. Кто-то из сидевших за столом успокоил немца с пистолетом и пошел за куском кабанчика для бабули, с довольным видом, подмигнув остальным, он бросил ей в миску свиной хер. Все немцы за столом покатились от хохота….. Поэтому, я бы не идеализировал немцев, они были разные.

    • Norfolk Moderator | 06.07.2018 at 16:05 |

      Естественно были разные. Одинаковые только кацапы. Только здесь в вашем рассказе есть одна деталь- приготовленный свиной хер (неважно, варенный, жаренный или запеченный)- немцы будут готовить кабанчика, чтобы съесть свиной хер?

  34. Сергей | 06.07.2018 at 16:22 |

    Тонкостей я не знаю, т.к. рассказываю со слов матери. За что купил, за то продал. Мать говорила, что бабка очень стеснялась об этом рассказывать…

    • Norfolk Moderator | 06.07.2018 at 16:30 |

      под оккупацией с 41-го по 43 год. Немцы в село пришли, бабулю с детьми из хаты выгнали,и квартировали вплоть до конца оккупации.

      А сейчас, представьте себе армейское подразделение действующей армии, ведущей войну, которое пришло вместе с оккупацией в 41-м году и стояло в селе по 43-й. Да за три года даже лютые враги под одной крышей станут друзьями, или как минимум попытаются ужиться- это раз, и невозможность таких “постояльцев” на три года- это два. Что-то в этой истории не совсем вяжется одно с другим.

  35. SoulDoctor | 06.07.2018 at 17:21 |

    игорь: Июль 6, 2018 в 09:27
    маятник. после той лжи о войне удручает что все эти истории с оккупацией немцами уж больно гуманизируют их. по всякому было

    Так, навіть дуже по-всякому. Батько, 1927р.н., Білгородська обл., 14-річний хлопець влітку 1941-го був з дорослими загнаний комуняками у поле і чотири доби в’язав і носив снопи, майже без їжі й відпочинку. Хліб вивезли, а робітників кинули посеред поля, батько пішки йшов до села полями всю ніч, ледве дійшов, дві доби потім проспав. І так не один раз. Настільки засмаг на сонці, що через це ледь не загинув – під час окупації якийсь німець притиснув його штиком до стіни сараю й питав, хто він – циган чи єврей? Це батькові потім пояснили, бо він з усього зрозумів лише “юда”. Прибігли жінки, відбили. До речі, й досі там говорять на суржику – колись була Харківська губернія.

    Мама теж була під окупацією в Черкаській області, і там теж всякого було. Був і шоколад, яким німецький офіцер пригощав дітей. Був і німецький солдат, що надумав вішатись в сільській хаті на горищі – отримав з дому листа, що вся його сім’я загинула при бомбардуванні. Бабуся, мамина мама, запідозрила недобре й потихеньку за ним, подивитися, що він там забув на горищі – а він вже й зашморг змайстрував. Вона вчепилася йому за ноги й не дає повіситись, бо всіх могли ж розстріляти (семеро дітей), кричить, плаче… Німець теж плаче – “мутер капут, фрау капут, кіндер капут”. Позбігались солдати, стягли обох.
    Була і така історія при відступі німців: вермахт відходить, бій вже десь недалеко, поліцаї з місцевих починають палити село – смолоскип під стріху й запалало. Так от декотрі німці з колон, що відходили, хапали відра й намагалися загасити вогонь, і тицяли потім ті відра жінкам, щоб гасили, бо ті боялися, що німці або поліції будуть стріляти, й лише плакали та дітей у погріб заганяли…
    Так, і у Німеччину на примусові роботи вивезли трьох членів родини. Так що “на війні як на війні”.

  36. SoulDoctor | 06.07.2018 at 18:04 |

    Ще трохи додам – спогади рідних про війну на дають спокою.
    Дядько Петро, старший мамин брат, на початок війни був курсантом у танковому училищі під Ленінградом. В одному з перших же боїв їх командири повтікали, їх танк був підбитий, дядько важко контужений, попав у полон. Трохи оговтався, намагався тікати, але був спійманий і жорстоко побитий. Вижив, але на все життя став інвалідом. Неадекватна поведінка, розмова, заїкання, та найстрашніше – припадки епілепсії. Після визволення з полону й тривалого лікування повернувся додому. Війна ще йшла, і дядько потрапив на очі якомусь військовому комісару – який такий інвалід? Руки-ноги цілі, марш на фронт! І таки забрали знову в армію. Аж поки не впав у строю з припадком у присутності генерала, тоді вже комісували. І ще довго мучилася з ним уся сім’я. Страждав і він сам, а у 70-х роках сам припинив їсти й пити, незадовго до смерті прийшов у адекватний стан, просив у бабусі пробачення за всі страждання, що на неї випали. Світла їм усім пам’ять.

  37. Alexander | 06.07.2018 at 20:52 |

    Вы мастер по китайским предупреждениям ?

    • anti-colorados | 06.07.2018 at 21:09 |

      Нет. Я так вам дал шанс войти в тональность обсуждения. Вы им не воспользовались. Второго шанса не будет. Всего хорошего.

  38. Із спогадів батька, Чернігівська обл., партизанський край. Все було спокійно, згадує лише колотушку по вечорах – комендантська година. Але село мало зв’язки з партизанами. Попередили раз-другий – не подіяло. Було прийнято рішення спалити село, про що знали партизани і якось повідомили селян. Батько маленьким запам’ятав, як він з бабой-дідом і матір’ю вночі виходили з оточеного села і наштовхнулись на німця. Той їх побачив, відвернувся і чимдуж заграв на губній гармошці. Викопали замлянку і там жили.
    Потім розповідав про голодомор 47-го. Хвалився, що в нього був найбільший мішечок із зерном, яке вони збирали з полів, як полювали на польових сусликів, кротів… Але сказав, що не вижив би, якби матір не працювала на спиртозаводі (сировиною було зерно і картопля, і сировина надходила регулярно), а членам родини дозволялось раз на тиждень ходити в баню на заводі. Так, коли він приходив, бабуся і інші тітки давали солодке сусло, скільки влізе. А пухлих від голоду в селі було багато. Ще він допомагав з уроками хлопцю з багатої (хто це був?) родини, за що ті давали йому булочку білу.
    Бабусину молодшу сестру забрали у Німеччину. Там вона і познайомилась зі своїм майбутнім чоловіком, народила старшого. Працювала на родинній фермі, ходила за 8 коровами, робота звична, жила нормально. Згадувала, як хазяї умовляли її не повертатись, напакували купу подарунків, колиску для дитини (потім в тій колисці пів-вулиці їздило). Дядько в дорозі захворів на запалення легенів, їх зняли з поїзда у Польщі, “чоловіка” забрали на 4 роки на флот (добре, що не далі). Все життя дуже тяжко працювала за трудодні, на старість заробила пенсію аж 26 рублів, померла у 60. Я завжди називала її бабою Марією і вважала старою бабою, аж тільки зараз порахувала, що їй тоді було близько 40-ка… Дядькові потім з Німеччини платили якісь марки, він казав, що він – “узнік” (немовлям був).
    А от щодо охорони зерна комсомольцями з ружжом (Вінниччина) розповідав наш колишній директор після не 100 г. Сам затятий комуніст, думаю, що і більше. Але сказав, що зерно, яке не встигли вивезти, затопили у ставку. Так він пам’ятає, що в простих людей стріляли, але євреї якось “домовлялись”, і їм дозволяли крюками витягати те зерно. Я, щоправда, не уявляю, в якому стані воно було, адже навряд чи герметичність була, але для голодного люду то вже таке… Мене вразив сам принцип – краще втопити, ніж віддати голодним радянським (!!!) людям.

  39. Завод по производству МБР тоже начали в 1989 эвакуировать, и все “приближенные” так же были в курсе почему и зачем

  40. В мене зберігаються листи, які писав мій дід з фронту. В листах він давав настанови бабусі. Вона залишилася з трьома дочками. Одна з них моя мама. Ще розпитував, як справи дома. Про бойові дії і де перебуває ні слова. Лише в останньому листі написав що вони зараз в Румунії і з перших однополчан не залишилось нікого. То був останній лист.
    Цікаво те, що листи переправлялися через лінію фронту в обидва боки. Адже бабуся жила на окупованій території.

  41. игорь | 06.07.2018 at 23:22 |

    бабцiни брати -один наприкiнцi 20-х поiхав шукати долi у лэнiнград закiнчив фзо. на початку вiйни його мобiлзували врятував земляк-вiдправив на курси авiамеханiкв(з пайка спас дружину та малого вiд голодно смертi в блокаду)
    другий уник моблiзацii(ховався) прийшли нiмцi хтiли його забрати в полiцаi-втiк. до пуття не знаю, як вiн всю вiйну пробiгав(про це нiхто з родини не розказував. та чутка була, шо вiн добiг аж до канади i повернувся iз-за дiвчини у йо був американський нiж ,лiхтар i ложка-все з написами US army(я був щасливий, якшо вiн давав лiхтар увечерi)
    брати пiсля вiйни не балакали i не бачили один одного, бо лэнэнградець йому казав-ты бегал, а я на фронте кроь проливал.
    тiльки стара мати i обставини змусили iх помиритись.
    вибачте-навiяло.

  42. Моя бабушка была в лагере в Германии. Ее родной отец отдал немцам когда те зазывали типа на работу в Германию. Рассказывала что это был ад. Часть лагеря работала на подземном военном заводе (мины, снаряды). Его пару-тройку раз лагерные из числа наших (хомо советикус) взрывали. Кто был на смене те разлетались по округе. Пара сотен человека за раз. Немцев это приводило в бешенство. Особенно СС.
    Вторая часть лагерных работала у местных фермеров. Те относились более человечно. Давали немного провианта. Который лагерные потом несли в бараки поделится с другими.
    Как говорила бабушка хуже наших были только поляки. Озлобленные на всех. Британцы тоже не ахти. А вот американцы, французы и даже сами немцы были неплохими людьми. С ними можно было ладить.
    И что самое странное, выжила благодаря немке, лагерной медсестре. Та спасла бабульку, когда у нее начала развиваться гангрена на ноге после глубокого пореза. Бабушка до самой смерти ее вспоминала. Все хотела её найти, связаться. Так и не случилось.

  43. Volodymyr | 07.07.2018 at 06:20 |

    Супер важка тема, тема війни, окупації, а головне, окупації орків. Більшість розповідає зі слів діда-бабці, я знаю з розповідей матері, яка була в окупації на Дніпропетровщині, та батька, що пройшов війну з 39 по 44 роки. Для нього війна розпочалась з ” висвободження” Західної України, так що його погляди відомі заздалегідь. Мати була в окупації і в неї квартирував офіцер. Максимум незручностей – це те, що він поселився в більшій кімнаті, а матері з донькою, залишим меншу.Постійно підгодовував, його дружина присилала одяг для моєї старшої сестри. Коли прийшли совєти, то врятувало матір з донькою те, що сховались у льосі, а на постій став хтось із командирів орків, то вигнав з хати геть. Так що ніяких порівнянь, все просто – німці-загарбники, що підтримували місцеве населення, а фактично годували його, і “визволителі”, що просто грабували та нищили те ж самісіньке населення, при чому “своєї” країни.

  44. Vadym Kyzmenko | 07.07.2018 at 07:04 |

    Да, действительно, почти ничего не рассказывали свидетели тех, таких далёких теперь событий. Остаётся лишь горько сожалеть, что не удалось тогда порасспрашивать поподробнее (просто, совсем не думалось об этом). Так что нужно хоть сберечь те крупицы, которые остались в памяти.
    Впервые столкнулся с такой “крупинкой” в 1972 году, когда моя бабушка (род. в 1917г.), токарь-сверловщица машиностроительного завода “Большевик” в г.Кировограде (г.Кропивницкий) “убедительно аргументировала” начальству свой отказ участвовать в учениях “Гражданской обороны” (тогда такое часто практиковалось). С её слов, перед той войной она принимала активное участие в Осоавиахиме, но когда “клюнул жареный петух”, руководители организации “умело” распорядилось имевшимся у них транспортом: погрузили свои семьи и пожитки и были таковы. А она с тремя маленькими детьми (младший – новорожденный), как и подавляющее большинство “неприближённых”, была брошена на произвол судьбы.
    Во время немецкой оккупации жила в селе (в Маловисковском районе). Вскоре после прихода немцев кто-то из односельчан сообщил, что её мужа (моего деда) пригнали на станцию (попал в плен сразу после начала боевых действий; когда был мобилизован, я так и не узнал) и нужно туда явиться, чтобы забрать. Так и произошло: мужа “выдали” без каких-либо проволочек только по устному заявлению (быстро найдя в списках). Это уже после я узнал, что гитлеровцы отпускали по домам тех пленных, которые до войны проживали на уже занятых ими территориях.
    Ни о каких ужасах в период немецкой оккупации бабушка не рассказывала. Упоминала только о том, что когда в селе распространилась жуткая кишечная инфекция и у детей начался кровавый понос, немецкий врач выдал таблетки, после приёма которых болезнь отступила. Также рассказала, что обращались к немецкому врачу по-поводу того, что сын 1939 года рождения (мой дядя) долго не разговаривал (опасались, что будет немым). Но врач, после обследования, заявил (через переводчика, конечно), что всё в порядке и малыш к четырём годам заговорит очень чётко. Об этом вообще бабушка упоминала, как о чуде – сын заговорил именно в феврале 1943-го, когда ему исполнилось 4 года.
    Да, не всё было гладко. Перед отступлением немцев (в самом начале 1944-го) в селе появились эсэсовцы – искали мужчин, которые поразбегались, узнав, что их собираются отправить в Германию (мой дед тоже). Бабушка рассказывала, что офицер “в чёрной форме”, угрожая пистолетом, требовал сказать, где прячется муж. Но убедившись, что она не знает, ушёл.
    Кстати, это я уже сейчас думаю, что многие из тех “беглецов” остались бы живы, если бы их “угнали” в Германию. Потому что все, бывшие в оккупации, были названы предателями, согнаны в спецподразделения (“штрафбаты”, “штрафроты”) и просто уничтожены в ближайших боях. Мой дед ещё оказался “счастливчиком” – погиб только 1945-м.
    А бабушка, оставшись вдовой, вкусила дополнительных “прелестей” освобождения – в 1946-м от эпидемии умерли двое младших сыновей (немецкого врача ведь уже не было).

    И ещё по-поводу того, как относятся к местному населению оккупанты (они ведь разные).
    Родители моего товарища рассказывали, что в Хмельницкой области (они родом оттуда) перед самым приходом немцев разразился голод (это, я понимаю, в результате того, что всё выжрали полчища РККА, готовившиеся к “освободительному походу”), так начало оккупации ознаменовалось тем, что гитлеровцы завозили продовольствие для питания мирных жителей.

  45. Константин | 07.07.2018 at 08:47 |

    Хочу и я поделиться историей. Уже в 1941 году деревня, где жила бабушка (Полтавская обл.) оказалась в оккупации. В один из дней моя бабушка вместе со своим младшим братом (ему было 16 лет и был он, как говорили тогда “за мужика в хате) перекапывали огород. В спешке брат случайно вилами пробил бабушке ногу. Травма оказалась тяжелой, а лечить такое бабушке было нечем. В один из дней, проходивший мимо немец заметил сидящую с перевязанной ногой бабушку. Остановился и жестом указал ей размотать повязку. Та размотала, немец схватился двумя руками за голову и убежал. Спустя время прибежал и стал обрабатывать рану. Затем оставил ей баеочку с мазью и на пальцах обьяснил как делать перевязку. Дела пошли на поправку. Через нек.время он пришел опять, но в этот раз принес шоколадку для ее маленькой дочери (т.е. моей мамы). Бабушка брать отказалась ( фашисты все таки, ведь отравить хотят!) но тот стал настаивать. Бабушка в слезы, мол хоть дочь не убивайте но немец был настойчив. Пришлось есть шоколадку. Однако, сразу выяснилось, что никто умирать не будет, а шоколад для деревенской девочки был чем то вроде “Луи Витона” для современных девчат. Знают что есть такое, но ни у кого нет…
    А вот полицай из местных был гнида та еще. В один из дней через деревню конвоировали советских пленных солдат и офицеров. Понятно, что многие вышли на улицу и пытались что нибудь дать пленным. Кто хлеб, кто картошку в мундирах. Бабушка набрала в подол пирогов и начала раздавать. Тут подбежал полицай из местных и начал орать что “не положено”. Бабушка встряла в перепалку, мол голодные же и все такой. Тогда полицай поднял винтовку и сказал что застрелит. И это не было фигурой речи. Но тут вмешался какой то немецкий офицер, и что то сказал полицаю. Тот опустил винтовку и показав бабушке кулак пошел прочь…

  46. Яша | 07.07.2018 at 15:06 |

    Каждому, наверное, есть что вспомнить из рассказом бабушек, родителей или соседей.
    И из этих воспоминаний действительно можно книгу составить. О чем? О днях, проведенных в оккупации. Не из официальных источников, а со слов очевидцев. Рискну поучаствовать и я.
    Ворошиловград (Луганск). Бабушка (1900 г.р.) рассказывала, что, когда пришли немцы в июле 1942 года, одним из первых приказов оккупационных войск было распоряжение на выявление детей, оставшихся (по различным причинам: гибель или исчезновение) без родительской опеки. И пошли по улочкам города патрули с опросами. А по соседству (частный сектор) как раз и оказались двое деток 12-ти и 6-ти лет, у которых мать пошла в село за продуктами и оказалась за линией фронта. Патруль записал этих деток и уже на следующее утро к ним пришел назначенный солдат. И так он ходил к ним как на работу до февраля 1943 года: приносил и готовил еду, прибирал, стирал белье, играл. В феврале, перед уходом немцев из города, пришел этот солдат, принес продуктов на неделю, самой ценное, что было в доме, связал в узел и закопал в дровяном сарае. А перед уходом зашел к моей бабушке и на плохом русском попросил проследить, чтобы дети на момент входа РККА спрятались от греха подальше… Через неделю, уже после возвращения матери, доблестные воины-освободители девочку изнасиловали …
    ————————————–
    Однажды, будучи любопытствующим пацаном, я набрался смелости и спросил соседа о его национальности, т.к. внешне он был ярко выраженный еврей при явно славянского типа родителях. И вот что он мне рассказал:
    В августе 1942 года его, десятилетнего мальчишку, вместе с родственниками и другими евреями вели в колонне по улице Пригородная в городской яр на расстрел (говорят, что на месте этого яра в последствии построили стадион «Авангард» – однако за достоверность не ручаюсь, хотя и не исключаю данного факта). Колонну вели солдаты вермахта, но руководил офицер «SS». Колонна растянулась на пару километров и, пока офицер бегал из головы в хвост колонны и обратно, эти солдаты вытаскивали из толпы детей и кого в кусты придорожные затолкают, а кого просто через забор ближайшего дома перекинут. Вот и этого мальчишку перекинули через забор, в результате чего он сломал руку. Соседи подобрали и спрятали. Рука распухла. На второй день хозяева рискнули поискать врача. Нашли – медика из итальянского подразделения. Последний после осмотра долго ругался, что не позвали его сразу и после необходимых процедур два месяца посещал, приносил лекарства и пр.
    В марте же 1943 года в освобожденном городе были собраны команды из подростков (в одну из них попали этот сосед, мой отец и его брат), которым выдали щупы и, фактически без обучения, направили на поля для их разминирования. Про кормление ребят, конечно, говорить не стоит – его просто не было. И никто не знает, сколько участников этих команд стали калеками или просто погибли… Однако по рассказам отца, данные не единичные происшествия имели место…
    И кто же был более изувером? Нацисты с фашистами или освободители?..

  47. Софочка | 07.07.2018 at 19:49 |

    От этих историй слезы наворачиваются.
    Расскажу и свою историю. Мама 1926 г.р. постоянно мне рассказывала о жизни до, во время и после войны. Но самая тяжелая это Голодомор. При этом всегда добавляла «И никому нельзя ничего было говорить».

    История об оккупации. Голопристанский район Херсонской области был захвачен немцами уже в августе 1941. Немцы не зверствовали, увидев, что село чистое, огороды и хаты аккуратные, люди опрятные. Селянам дали земли далеко от села, урожай НЕ ЗАБИРАЛИ. Мамочка, рассказывая, всегда добавляла»: «Грех говорить, но при немцах мы не голодали». Немцы забрали почти всю живность. У моих забрали корову, которая вернулась (как нашла свой дом в 60 км?) и тихо, не мыча, языком лизала стекло у бабушкиного окна. Они ее как-то прятали от немцев.
    Вора, который выкапывал на чужом огороде, немцы повесили у колодца и не разрешали снимать. Воровства не было совсем.
    Сразу же после прихода немцев один из местных (полицай?) привел немецкого офицера с автоматчиками в бабушкин дом. А там и моя мамочка (14 лет), средняя сестра, беременная старшая с малыми детьми. Этот «наш» показывает на бабушку, мол, у нее сыновья военные. А на стене, как во всех сельских хатах, фото один сын моряк (погиб на Армении под Севастополем 42), второй – летчик (погиб в 43).
    Немец «Это кто?». Бабушка «Сыны», «Где они?!».- А где им быть?!! Родину свою защищают! Бабушка вся побелела. Немец похлопал ее по плечу –Гут!! Мутер, гут! – вышел из хаты.
    А бабуля «нашему» А ты, холуй, предашь любую власть! Репрессий к моей семье никаких не было. Нем. солдат иногда шоколадками угощал маленьких маминых племянников.

    Когда угоняли в Германию, проводили медосмотр. Моя мама его не прошла, т.к. немецкий врач определил у нее порок сердца (без УЗИ!!). Она, действительно, при сильных волнениях теряла сознание. Можете себе это представить при угоне в Сибирь?
    Когда пришли наши, все забрали, и снова начался голод.
    Но все равно праздник 9 Мая для родителей был самым лучшим.

  48. Софочка | 07.07.2018 at 19:51 |

    Отец 1921 г.р. был мобилизован в 40 году. О войне НИКОГДА не рассказывал. Только моей маме, которая и рассказывала мне. Отец был артиллеристом, был на защите Киева. В плен попал в котле под Харьковом. Их было очень много. Всех раздели, оставили только пилотки. В них насыпали еду.
    Он попал на подземный военный завод. Немцы определили, что он понимает в химии (в школе это был его любимый предмет), взяли работать наверх в лаборатории, мыл реактивы, убирал помещения.
    Один немец специально толсто резал то яблоко, то еще что. Это отец собирал и нес вниз, наши оч ждали, голодные ведь.
    Да, еще! родные моего отца, узнав где он в плену, посылали ему посылки с едой. И они доходили !!!
    Освободили союзники. На тот момент у отца отказали ноги, он совсем не ходил (контузия, недоедание). Мой отец тоже там впервые увидел негра. Американцы-врачи отобрали несколько человек, в том числе и моего отца, ему делали какие-то массажи и буквально за три сеанса поставили на ноги.
    Отец немного изменил фамилию, наверное, это его и спасло от родного советского концлагеря.

  49. Софочка | 07.07.2018 at 19:53 |

    Эти истории можно использовать в фильмах. И выдумывать ничего не нужно!

  50. Віктор | 07.07.2018 at 23:54 |

    Розповідала бабуся. Під окупацією. Територіально – межа сучасних Кіровогрдської та Черкаської областей, с. Любомирка.
    Їх будинок стояв на краю перед низиною. Німці вирішили на подвір’ї викопати спостережний пункт. А мій дід якраз там заховав перед приходом німців клунки з зерном. Побачив дід де збираються солдати копати, став блідим як стіна. Ще б пак – розстріляти могли б, а у нього 3 доньки і син, всі пішки під стіл ходять.
    Побачив німецький офіцер реакцію дідову, все зрозумів, дав команду копати з іншого боку хати.
    Дід потім казав, вже після війни, що то був, мабуть, радянський шпигун.
    Цей офіцер жив у дідовій хаті. Зробили йому окремий вхід. Але він любив заходити на дідову половину, саджав на коліна мою тітку, бавився з нею. Вона була білявкою, і дуже схожа на доньку офіцера, фото якої він показував.
    Бабуся розповідала, що офіцери та солдати армійських частин гарно ставилися до них. А от тилові та “чорні” – ті грабували. Та дідові пощастило, що був той офіцер.
    До речі, коли звільнила червона армія село, то боєць перестріляв всі подушки у будинку, а також розстріляв велике дзеркало. Так і не простила того вчинку бабуся. Так і не змогла зрозуміти, за що той так вчинив?!

Comments are closed.