Пацан сделал? (Часть 1)

Во времена правления совком Леонида Брежнева, бытовало такое выражение как «последнее китайское предупреждение». Его и сейчас иногда можно услышать в чьем-то исполнении, но скорее всего, это уже стало фигурой речи, которая живет самостоятельно, окончательно оторвавшись от изначального смысла. На самом же деле, маоистский Китай, на излете жизни великого кормчего, пытался упороться по величию, как это сейчас происходит с путиным и федерацией. А это требовало подавать голос на международной арене с видом равного и важного.

Примерно этот вид сейчас имеет премьер-министр Венгрии Виктор Орган. Он тоже сыплет международными заявлениями при том, что его страна является политическим и военным лилипутом, чье мнение никому не интересно, но ему хочется какого-то величия и славы, чтобы его считали не перекормленным клопом, а хотя бы ярким и стремительным стрекозлом. Но всем понятно, что его заявления, кроме неприятного запаха, не имеют никаких реальных последствий. Единственное, что он может сделать, это мелко пакостить в ЕС и НАТО, откуда Венгрию пока не вышвырнули, а демократические принципы организаций вынуждают учитывать мнение и этого деятеля.

Но Венгрию еще надо поискать на карте, а Китай – вот он. И если отбросить искажения карт Меркатора, то территориально Китай даже относительно федерации смотрится внушительно. Ну а население в 1,4 миллиарда человек до последнего времени было самым крупным в мире, пока его не обогнала Индия. Правда, после недавнего столкновения в Индии двух пассажирских поездов, теперь не все так однозначно. Ведь мы же знаем, что такое в Индии – пассажирский поезд. И если во времена Мао населения было меньше, не на столько, что бы это имело какое-то критическое значение.

И вот Мао и вообще – Китай, начали выступать на международной арене просто по любому  вопросу, высказывая свое несогласие, возмущение или что-то подобное. Но поскольку международное влияние Китая в те времена стремилось к нулю, то на него никто не обращал внимания, что очень уязвляло величие страны хунвейбинов. И тогда стали применяться более жесткие формулировки в международной риторике, в форме скрытой угрозы, и она как раз так и выглядела –  как «последнее предупреждение», как бы намекая на то, что после этого последует нечто фатальное.

Но даже такие жестокие формулировки риторики не смогли повлиять ни на вес Китая, ни на серьезное отношение к такого рода заявлениям. И поскольку подтвердить свое предупреждение Китаю было нечем, то он поступал по Лаврову, который пару лет обозначил внешнеполитическое кредо своей страны: «Пацан сказал, пацан – сделал». Почему именно такая цитата из подворотни оказалась Лаврову ближе всего – ему виднее. Видимо, цитировать Талейрана Перигора  считается не по понятиям.

Но если он уже перешел на такую лексику, ему надо было бы до конца знать эту идиому, а в полном формате она звучит так: «Пацан сказал, пацан – сделал. Не сделал – снова сказал». Именно такой формат и обрела давняя китайская внешнеполитическая риторика. За последним предупреждением не следовало какого-то конкретного действия, а вместо этого, спустя какое-то время, звучало следующее «последнее предупреждение», а потом еще и еще раз.

(Окончание следует)

7 Comments on "Пацан сделал? (Часть 1)"

  1. Дмитро | 04.06.2023 at 10:36 |

    При всій повазі до Автора, “Останнє китайське попередження” – це мем, все ж таки, XIX ст. Після розгрому в двох Опійних війнах Китай значив ще менше, аніж під кінець правління Мао (коли вже ядерну зброю мав). Тому США, Британія, Франція, новостворена Німеччина та інші банально ігнорували китайський суверенітет, завозячи безмитно товари, скуповуючи за безцінь стратегічні ресурси, підсаджуючи цілу націю на опій. Їм було що протиставити “Останньому китайському попередденню” – інший мем тих часів. “Дипломатію канонерок”…

    • Sergiy | 04.06.2023 at 10:50 |

      При всій повазі, пане Дмитре, Вікіпедія з Вами незгодна.
      “«После́днее кита́йское предупрежде́ние» — иносказательная идиома в русском языке, означающая угрозы, о которых заведомо известно, что никаких действий в ближайшее время не последует[1].

      Выражение возникло в связи с обострением американо-китайских отношений в 1950—1960-х годах, касающихся так называемого тайваньского вопроса. Первое предупреждение было сделано Китаем 7 сентября 1958 года[1] (в этот период происходил второй тайваньский кризис).

      • Дмитро | 04.06.2023 at 11:48 |

        Що ж – я й не претендую на “Істину останньої інстанції”, мені була інша версія відомою, тому й озвучив.

      • Yaroslav Kievsky | 04.06.2023 at 11:55 |

        Я думаю, що пан Дмитро дещо переоцінює знання історії Китаї ХІХ сторіччя серед жителів СССР, які активно використовували цей вислів (бо слова мем вони теж не знали). А ось, коли рідна газета “Правда” майже кожен день друкувала “339 последнее предупреждение”, “340”, “341” и т.д., то так далеко в історію й заглядати не потрібно було, щоб зрозуміти, що мається на увазі. Всі ці попередження були пов’язані з порушенням кордонів повітряного простору, як вважав Пекін, коли літаки летіли в Тайбей.

  2. > «Пацан сказал, пацан – сделал»

    сдєлал в чємодан

  3. Сергей | 04.06.2023 at 10:55 |

    После поездов в Индии я смеялся так долго, что проехал свою остановку.
    Anti-colorados – Вы блестящий оратор.

  4. Дід Валько | 04.06.2023 at 11:06 |

    При всій повазі до Автора і Дмитра оба трошки не праві. Я добре пам’ятаю, як ми шуткували в школі після чергового кількісотнадцятого “предупреждения” китая в зв’язку з розвідувальними польотами американських літаків. В газетах тих років це друкувались регулярно. Точно не пам’ятаю, але номер останнього такого “предупреждения” був щось за 300. Отака муйня.

Comments are closed.