В этом месте произошел первый фундаментальный разрыв, когда в Киеве духовенство выступило на стороне своего народа, а московские тут же легли под орду. Тем самым еще 800 лет назад был положен первый водораздел между церквями и сформировались прямо противоположные векторы деятельности церквей. И надо заметить, что при орде московская церковь стала самым крупным землевладельцем и феодалом. Проще говоря, при «иге» московские попы жировали на полную катушку и соответственно все басни о том, что у московских попов были какие-то проблемы с ордынцами, не имеют под собой никаких оснований, как их нет и у басен, что были какие-то битвы московитов с ордынцами «за веру». Их не могло быть по двум причинам. Ордынцам вообще не было дела до местных религий и не обязательно христианства. Плюс к тому, попы жили настолько спокойно и зажиточно, что им вообще не улыбалось устраивать какие-то разборки с Ордой.
Правда, когда была Орда – был порядок, а с ее ослаблением и последующим разрушением у попов начались непростые времена. Ну а потом пришло второе сито, по имени Петр Первый. Он пояснил попам, что либо они будут действовать так, как он повелит, либо все пойдут под нож, вместе с боярами. Естественно, попы тут же заткнулись и взяли под козырек. А когда царь Петр стал громить все то, что в церковном плане успел воссоздать Мазепа, то они и вовсе стали целовать подошвы царю-батюшке. А между тем, Иван Мазепа восстановил большую часть храмов в Киеве и Чернигове за собственные деньги. Все это, после поражения войск шведского короля Карла 12, московские попы оприходовали как трофеи, а самого Мазепу – предали анафеме, по указанию хозяина.
И снова церковный бизнес пошел в гору и почти 200 лет эта мафия жила ни в чем себе не отказывая, будучи просто образцом синекуры. И тут пришли большевики, с которыми попам впервые не удалось договориться, поскольку те не понимали пользы от наркотического действия этой братии. Они имели собственный инструмент успокоения масс – террор, и в общем, в жернова террора попали и попы. Большая часть тех, кто не успел смыться за рубеж, на собственной шкуре узнали лечебные качества террора и большая часть их сгинула в лагерях. Это сито оказалось наиболее мощным, и в нем осталось уж совсем немного живых попов. Если бы война с Германией разразилась десятью годами позже, то от них и следа не осталось.
Но когда грянула война и первый ее этап оказался катастрофическим, прежние инструменты воздействия на массы перестали работать. Более того, оставшиеся в живых попы, на оккупированных немцами территориях, тут же перешли на сторону оккупанта и стали делать то, что умели – проповедовать лояльность к новой власти. Сталин, будучи не доучившимся семинаристом, прекрасно знал, как это работает и решил восстановить церковь, но уже под контролем государства. Собственно говоря, он здесь ничего нового не придумал, а просто немного адаптировал опыт царя Петра. Однако именно такого общественного уровня церковь не могла получить, как это было при царе-сифилитике и ее уровень был опущен ниже. Она подчинялась не Сталину напрямую, а через систему НКВД или МГБ, где в конце концов, стала подопечной Пятого Главного управления, которое отвечала за идеологию. Кстати, прутин как раз и был на службе в пятом управлении. Понятно, что возместить личный состав церковников сразу было невозможно и потому МГБ поставило часть своих кадровых сотрудников на церковные посты и система стала работать дальше, уже в который раз перелицованная.
(Окончание следует)
Возможно, большевики не смогли договориться с попами, в том числе, и потому, что они создали свою религию с мессией, который как только умер, так стал вечно живой, целым иконостасом святых и вереницей обрядов. То есть они не терпели каких либо конкурентов их религии. И насаждали свою религию точно так же, огнем и мечом, уничтожая “иноверцев”,- инакомыслящих.
Саме так. Комуняцька релігія не визнає ніяких конкурентів, тільки суцільна монополія.
Пятое управление КГБ (идеологическое), которое курировало в том числе и религию (кроме спорта, культуры, науки, профсоюзов – вобщем “жандармерия”) не было Главным.
В КГБ было три Главных управления – ПГУ, ВГУ и 8ГУ.
По поводу разных векторов развития церквей Я не согласен. Обе церкви косили бабло с прихожан, обе верхушки церквей жировали, в обеих церквях к прихожанам относились как к скоту – одно из проявлений отсутствие лавок (в то время, как в цивилизованном мире прихожане сидели во время службы на лавках наши должны были стоять вснюношеые на своих двоих), в обоих церквях были и остаются идиотские посты, которые сами попы, судя по 200-килограммовым ряхам не соблюдают. Разница видна только в политических вопросах и черезмерной наглости РПЦ.