О санкциях и не только (Часть 5)

Так кому же россия будет продавать свой газ и свою нефть, с учетом того, что Европа будет закупать их все меньше и меньше или не будет вовсе? Если Европе трудно заменить газ в качестве источника энергии, то для россии невозможно заменить его другим экспортным товаром. Она не будет отправлять его в виде сжиженного СПГ другим потребителям, кроме Европы, потому что не может производить столько сжиженного газа, а когда санкции начнут работать в полную силу, то не уже и не сможет этого с делать, если бы даже очень захотела. В сентябре 2021 года Минэнерго россии прогнозировало, что в 2024 году россия экспортирует 51 млн тонн СПГ. Между тем, новые оценки указывают на то, что, возможно, в 2026 году удастся продать 30 млн тонн. А тем временем Европа уже импортирует больше СПГ, чем по российским газовым трубам.

Исследователи Йельского университета отмечают, что в обозримом будущем не будет так много разрекламированного путиным «Поворота на Восток». Китай ежегодно импортирует из России 16,5 млрд кубометров газа. Это менее 10 процентов от 170 миллиардов, закачанных в Европу до сих пор. Помимо отсутствия инфраструктуры (для выхода на другие рынки – ред.), еще одной проблемой является истощение используемых в настоящее время месторождений. Новые месторождения все еще открываются, но россия не в состоянии их эксплуатировать. Чтобы завоевать Арктику, россии необходимо последнее поколение западной техники. Однако до тех пор, пока будут введены санкции, она не сможет его закупать.

Получается, что использование газа и нефти в качестве оружия не только ограничило их экспорт в сторону основного получателя – Европы, но и лишило их преимущества перед другими торговыми партнерами. По мнению экспертов Йельского университета, россия полностью утратила авторитет как стабильный торговый партнер, выполняющий контракты поставщика сырья. «Вступление в торговые отношения с россией ничем не отличается от игры в русскую рулетку», — пишут американские исследователи. Шантаж поставками сырья касается не только тех, кто сейчас зависит от российских поставок, но и всех тех, кто хотел бы в будущем заключать какие-либо соглашения с россией, ведь ни у кого нет гарантии, что россия не будет использовать топливо в качестве оружия даже против стран, которые сегодня ей выгодны. Поэтому россии будет крайне сложно найти новых получателей сырья, которое она экспортирует, не говоря уже о том, чтобы полностью заменить существующих. Ученые Йельского университета прогнозируют резкое снижение экспорта российского газа, а значит, и доходов от этого источника. Сектор СПГ из Катара, Нигерии, Австралии и США станет бенефициаром разрушения россией своего рынка природного газа.

Практически все проблемы, связанные с экспортом газа, касаются и нефти, но в еще большем масштабе, потому что доходы от продажи нефти в три раза выше, чем от газа и составляют целых 45 процентов российского бюджета. Вместе с газом это 60 процентов. Запланированные на 2022 год доходы бюджета составляют 25 трлн рублей, т.е. по искусственно завышенному курсу российской валюты – около 400 млрд долларов. Опять же, москва больше зависит от экспорта этого сырья, чем мир от его закупок. Экспортные направления аналогичны газовым – 50-60 процентов идет в Европу, 20 процентов в Китай.

Однако и способность россии добывать нефть постепенно снижается. В значительной степени это результат санкций, введенных после вторжения в Крым. Йель указывает на отсутствие доступа к капиталу, современным технологиям, растущие проблемы при эксплуатации новых месторождений – особенно в Арктике. Все это означает, что, по консервативным оценкам, нефтедобывающая отрасль в россии будет сокращаться со скоростью около 4 процентов в год. Это означает, что к концу десятилетия россия сможет добывать около 6 млн баррелей в сутки, вместо 11 баррелей, как сегодня. Минфин россии прогнозирует, что уже в 2022 году добыча нефти может упасть на 9-17 процентов.

Изменить направление торговли нефтью гораздо проще, чем в случае с газом. Поэтому поворот на Восток гораздо более возможен, и это видно, например, по возросшему количеству российской нефти, закупаемой Китаем и Индией. В случае с Поднебесной, однако, нельзя говорить о большом эффекте, потому что до сих пор в него поставлялось 20 процентов экспортируемой россией нефти. Увеличение продаж до 100 процентов не заменит потерянный рынок на Западе, тем более что торги проходят со скидкой до 35 долларов. Эксперты Йельского университета говорят, что Китай и Индия не в состоянии получать 6 млн баррелей российской нефти в сутки, поэтому они не заменят потерянный россией западный рынок. Отчеты показывают, что Китай и Индия уже испытывают трудности с поглощением дополнительной российской нефти, не говоря уже о дальнейших количествах, сопоставимых с теми, которые получает Запад.

Аналогичная ситуация касается и многих других видов сырья, мощным поставщиком которых является россия. И поэтому Boeing закупил практически весь необходимый титан у россии. В течение 3 месяцев ей удалось заменить его поставками из других стран. Поэтому россия столкнется с огромными проблемами с обеспечением доходов бюджета. По официальным данным кремля, доходы от продажи нефти и газа в мае упали вдвое по сравнению с апрелем. И это только начало беды. 

Богатство на основе продажи сырья означало то, что россия навсегда погрузилась в так называемую голландскую болезнь, также известную как сырьевое проклятие. В двух словах, это явление заключается в том, что богатство некоторых сырьевых товаров, дающих быстрый экстраординарный доход, высасывает ресурсы из других отраслей экономики и разрушает их конкурентоспособность. Россия сейчас платит огромную цену в условиях войны, которую она вызвала за пренебрежение всеми остальными отраслями экономики, ставя все на одну карту – экспорт сырья.

***

Здесь мы привели ту часть анализа, которая касалась сырьевой экономики противника. Понятно, что это – не полная картина, но уже давно известно, что именно в мордоре действует очень простая схема поддержания жизнеспособности. Выдерни из этой сущности две трубы – нефти и газа и отойди в сторону. Дальше она загнется своим ходом и потому эта часть доклада, в виде вот такого анализа, нам представляется наиболее содержательной и интересной. Но общая мысль такая. Последствия от введения санкций уже заметны не вооруженным взглядом и это при том, что они только набирают свои обороты, и даже сейчас, по состоянию на начало августа, большая часть их не вступила в работу даже наполовину. Причем, именно такие санкции убивают фундамент экономики противника. В 2014 году были наброшены санкции «останавливающего» характера и они не сработали. Теперь – другое дело. Это – ликвидационные санкции и потому они имеют более широкий замах и рушат уже под корень.

4 Comments on "О санкциях и не только (Часть 5)"

  1. З огляду на спорідненість режимів балалайні й Китаю, а також на погіршення стосунків останнього з Австралією, Сі може трохи допомогти х”йлу зі споживанням газу та на якийсь час подовжити агонію балалайні. Але задля цього самому Сі треба втриматися при владі або передати владу такому самому, як він сам.

    • Puzat-Pasuk | 06.08.2022 at 17:40 |

      Чутки про відставку Сі Дзвінкого пня занадто перебільшені.Ну сходив у туалет у напрямку Тайваня,ще й вкладники банку протестують,але попередники Дзвінкого Пня і не такі маніфестації давили.Поки що не видно,хто може очолити опозицію і зайняти місце Пня

      • Andriy Moderator | 06.08.2022 at 20:55 |

        “Поки що не видно,хто може очолити опозицію і зайняти місце Пня”

        У вас методологическая ошибка. Вы оцениваете “преемника” как в нынешней РФ. А нужно смотреть как это было устроено в СССР. В Китае правит не Си, а ЦК, а Си по поручению ЦК является… ответственным за страну. “Не оправдал доверия” – будет как с Хрущевым, в лучшем случае. А могут и к стенке. А ЦК назначит другого отвественного.

        • Сергій+М.Г. | 10.08.2022 at 03:19 |

          Сі мабуть про це здогадався і зачистив навколовладні поля від себе. Також зняв обмеження по кількості строків обрання. І ЦК мовчки (ну, нам не чутно) на це дивиться?

Comments are closed.