Вчерашний визит президента Польши Анджея Дуды в Вашингтон хоть и был символичным – первым после закрытия США на карантин, но не внес особой ясности в то, как будут изменены военные планы США в Европе. Вернее, на итоговой пресс-конференции не было сказано ничего нового к тому, что и так уже было известно.
Насколько можно понять, стороны подписали меморандум об углублении двусторонних отношений в военной сфере, в котором зафиксированы стремления сторон развивать отношения сверх тех параметров, которые были заложены несколько лет назад.
Тем не менее, никаких конкретных цифр или названий подразделений, которые станут плюсом к тому, что уже предназначено для развертывания в Польше, сказано не было. Возможно, это указано в какой-то закрытой части документа, либо в отдельном документе, который не подлежит оглашению.
С другой стороны, вряд ли необходима встреча на высшем уровне только для того, чтобы констатировать факт углубления сотрудничества. Тем не менее, даже в таком виде, в каком информация была доложена на совместной пресс-конференции, она представляет интерес по нескольким аспектам. Например, было интересно наблюдать за тем, как президент Польши лоббирует интересы НАТО и как настаивает на том, чтобы Штаты не выводили войска из Германии.
В роли адвоката НАТО и Германии, Польша выступает впервые и согласимся, это уже не та Польша, что была десять лет назад, кстати, как и Германия. За шесть последних лет Германия сильно утратила свой международный вес и в тех бурных событиях, которые происходят прямо сегодня, позиция этой страны уже просто никому не интересна. Она не может и не хочет решать никаких серьезных глобальных вопросов и практически вычеркнула себя из высшей лиги.
В общем, основная претензия Трампа к Германии понятна и логична. На уже далеком саммите лидеров стран, участниц НАТО в Уэльсе, состоявшейся в 2014 году, в ответ на возросшую и формализованную агрессию РФ, было принято совместное решение о возврате к норме финансирования вооруженных сил всех стран до уровня 2% ВВП.
Причем, решение было принято единогласно, в том числе и Германией. Важно то, что каждая конкретная страна сама себе должна была составить план достижения целевого показателя до 2024 года. То есть, достижение двухпроцентного барьера не должно было выглядеть скачком, а процессом, растянутым на десятилетие.
Но вот прошло шесть лет или большая часть отпущенного для этого срока, а у Германии как было заложено около 1% ВВП на оборону, так и осталось, хотя по логике вещей, этот показатель должен бы составлять 1,5-1,6%. Более того, представители правительства Германии уже даже речи не ведут о выполнении собственных обязательств к 2024 году, и говорят о том, что может быть им удастся выйти на 2% к 2030-34 годам и то – не факт.
И это такая позиция у ведущей континентальной страны НАТО. Германия задает тон, и в итоге, из всего альянса, только восемь стран, в том числе и Польша, имеют свои военные расходы в районе целевых показателей. Все вместе это играет против авторитета Германии, а потому – бурная и часто – неуместная риторика Трампа все же имеет под собой основание. Но вот теперь мы увидели нечто новое. Позиции Германии стала отстаивать Польша.
(окончание следует)