В совкой средней и высшей школе история всегда была продажной девкой коммунизма и всегда преподавалась в контексте текущей линии партии и правительства, а потому менялась неоднократно и кардинально. Герои превращались во врагов или вовсе вымарывались, будто и не было их вовсе, и наоборот, всплывали былинные богатыри, которых раньше никто не застукал ни за полководческими Викториями, ни за какими-то особыми личными подвигами.
Так, в эпоху «развитого социализма» всем стало понятно, что самым героическим воином, практически в одиночку сокрушившим врага, был горячо любимый Леонид Ильич Брежнев. Ну а сражением, которое стало переломным в ходе войны, было не «Сталинградское» и ни «Курская дуга», с которыми россияне до сих пор не могут разобраться, в плане перелома, а все же «Малая земля». Дід Панас, со своим знаменитым: «Отака фигня, малятка», был более честным, чем Леонид Ильич, со своей жуткой битвой.
Тем не менее, кое-что оказалось неизменным. А именно, набор сказок, абсолютно выдуманных, в которых «все героически погибли», как «панфиловцы» например (к знаменитой деятельниц Элле Памфиловой из РФ это не имеет отношения). Но была еще одна постоянная, о противнике всегда рассказывали, что он кровожадный, злобный, вероломный и обязательно – тупой и трусливый.
Постепенно, когда публика сглотнула эту жвачку, а еще живые ветераны – заткнулись, чтобы своей правдой не заработать себе срок, совковая историография стала терять свою бдительность и опрометчиво рассыпать некоторые количественные характеристики в оценке тех или иных событий.
Так публика узнала о том, что у нас имелось два летчика-аса, трижды героя и все такое, но самое скользкое там оказалось в количестве побед или сбитых самолетов. Мы не станем приводить эти данные и оставим их тем, кто решит копнуть их самостоятельно и из того источника, который их устроит. Вместо этого, просто обратим внимание на методологию подсчета, с которой мне приходилось сталкиваться десятки раз и на протяжении нескольких десятилетий, копая различные источники.
Сейчас, когда пришлось ознакомиться с описанием боевого пути американских, английских и немецких летчиков, это -просто бросается в глаза. В совковой и пост-совковой историографии, почти постоянно встречаются вот такие пассажи: «Летчик Иванов сбил 20 самолетов лично и 10 в составе группы, но на самом деле, сбил намного больше, около 3 тысяч, только вот документы некому было оформлять, они потерялись, никто не поверил, ибо не было свидетелей», и тому подобное.
В далекие времена, когда еще не с чем было сравнивать, подобные вещи всегда вызывали удивление, а особенно это касалось сбитых самолетов противника в «группе». Имея юридическое образование, такие фразы как-то невольно перекликались с термином «группой лиц». Но ведь речь идет не об изнасиловании в конце концов! Это что же, один из группы пострелял в противника, потом пристроился второй – тоже пострелял, потом – третий… Так, по преданиям, убивали Цезаря, чтобы каждый обагрил руки его кровью и ответственность за его смерть была разделенной. Правда, в совковые времена так действовали бандиты, чтобы все ходили под одной статьей и держали язык за зубами. Но вот как группой сбивали самолет, понять невозможно в принципе. Ты или сбиваешь его или нет.
Ну а потеря документов или «в пылу боя не оформили», это вообще – песня. Значит, потом пыла боя не было, или как? А когда пришлось почитать описание подобного же в других армиях, то оказалось, что вот эти самые приемы – не имеют аналогов и изобретены совковой историографией.
(окончание следует)
Коли писаки писали Малую зємлю, то єрой сєго роману вже був у стані овочу і міг би наплести і про битву при Ватерлоо.
І саму історію в шкільному варіанті читати було досить нудно. Більш раціонально використовували різноманітних романістів-істориків. Ріжні Ле, Малики тощо.
Подсчёт группой – это например, трое загоняют самолёт, держа его огнём в определённом коридоре, не давая увильнуться, а четвёртый заходит сверху/снизу и снимает самолёт. Это и называется подбит в группе, без “загонщиков” это было бы сложнее сделать.
Групповые подсчёты велись и по танковым сражениям, и по зенитчикам, и подводники, причём у союзников тоже. Один британец давая интервью сказал, что сбил 1,5 самолёта (Док. Сериал – “Вторая Мировая в Цвете”, номер серии не помню).
Это можно сравнить с баскетболом или хоккеем – называется результативная передача. В футболе тоже хотят вести групповой подсчёт. В этом есть смысл – поднимает боевой дух команды (как спортивной так и военной), и придаёт важности каждому члену команды, а не только бомбардиру/снайперу лично. Т.е. ведомый (самолёт) чувствует свою долю ответственности и получает соответствующую награду наравне с ведущим в виде группового подсчёта. Это важно для всей группы. ИМХО
В других местах эту галиматью объясняли несколько иначе. По типу – “стреляли все, с разных углов, а вот кто именно сбил, установить не удалось”.
За інформацією з Лугандона -там мобілізація, техніка пнеця ценром міста. Мета – поки не зрозуміла, але паскуди щось замислими.
…«группой лиц». Но ведь речь идет не об изнасиловании в конце концов!..
Судья: – Вы обвиняетесь в групповом изнасиловании.
Подсудимый: – Но я же был один!
Судь: – Введите группу потерпевших!..
Уважаемый автор! Понятие “групповых побед” было во ВСЕХ истребительных частях мира. И да, примернотак это и выглядело – первая пара атковала – отвалила, вторая добила. А в случае “собачьих свалок” вообще невозможно было определить чья же очередь стала роковой. Но, допустим, в частях ВВС Англии и США они просто суммировались, поэтому и счета могли быть типа 8,5. А в Японских ВВС вообще не принято было вести личный подсчет, но это уже местная специфика.
Уважаемый автор. Обязательно почитайте мемуары Эриха Хартмана. Там он подробно анализирует причины, по которым советские летчики в принципе не могли одерживать такого количества побед, как немецкие. Я читал это и высоко ценю мнение лучшего специалиста в этом вопросе. Кстати, очень интересное окончание мемуаров. Там Хартман описывает историю с приобретением в 60-х годах военно-воздушными силами ФРГ американских истребителей “Старфайтер” из-за которой он потерял работу в Министерстве обороны ФРГ. Очень поучительная история.