Чужая Луна? (Часть 1)

Выйдя из карантина практически на пике прироста инфицированных, на Московии озаботились не тем, чтобы как-то разбираться именно с этой ситуацией, когда целые вахты газпромовских газовиков оказываются инфицированными, а планами американцев по освоению Луны.

Что характерно, об этих планах было известно уже давно, и даже несколько лет назад была разработана и запущена программа Artemis, почему-то воспринятая в РФ как план освоения Луны. На самом деле, возврат на Луну является малой частью программы, а ее целью, скорее является освоение более далеких небесных тел, в первую очередь – Марса и астероидов, которые уже сейчас представляют высокий коммерческий интерес.

Но в Москве проще вести речь об Artemis, как о такой себе Лунной программе, поскольку нежное сознание граждан РФ может не выдержать психологической перегрузки в момент перехода от осознания, что в США уже не прыгают на батутах, а планируют огромные космические программы. Причем, эти программы уходят настолько далеко от орбитальной станции – предел пилотируемых программ РФ, что шок будет и вовсе невыносимым.

Тем не менее, Москва отреагировала только на малую, Лунную часть, этой программы и как это не смешно, не на теоретическую или практическую ее составляющую, а на юридическую. Дело в том, что с 1979 года Луна считается международным объектом, где должны действовать правила, сходные с антарктическими. То есть, никто там не столбит свою территорию и не распространяет на нее свой суверенитет.

Но Artemis продвинулась к той фазе, когда физическое присутствие людей на Луне стало вопросом пары-тройки лет. Более того, прямо сейчас технологии позволяют обеспечить как транспортную составляющую этого проекта, так и инфраструктурную. Проще говоря, технологий уже достаточно для того, чтобы не просто вернуть людей на Луну, но и сделать их присутствие там постоянным и экономически обоснованным.

Просто напомним, что недавно НАСА подписала контракты с тремя производителями космической техники, с вручением каждой из них по миллиарду долларов, на разработку транспортного средства, которое может стать многоразовой системой доставки на Луну людей и грузов, а уже в феврале следующего года, будут отобраны две компании, которые и станут производить эти транспортные средства на постоянной основе.

Кроме того, как минимум две команды работают над тяжелыми ракетами и космическими аппаратами межпланетного класса, которые будут способны осуществлять регулярные и многоразовые полеты до Марса и обратно. Причем, это уже не просто теоретические прожекты, а вполне реальные инженерные конструкции, которые постепенно обрастают металлом.

Но все это как-то не возбудило Москву, а вот когда речь дошла до юридических аспектов, там поняли, что все это всерьез и фактически, находится уже на финишной прямой. Дело в том, что любая деятельность человека до этого момента происходила на поверхности Земли и в принципе, давно и плотно урегулирована несколькими слоями нормативно-правовых актов.

Например, даже в Антарктиде убийство останется убийством и убийца будет наказан. В принципе, имеющихся международных норм права достаточно и для того, чтобы регулировать деятельность экипажа международной космической станции, поскольку она является таким себе кораблем или подводной лодкой, просто с международным экипажем.

Аналоги правового регулирования такой деятельности работают и на поверхности Земли. И тем более, станция имеет научный, а не коммерческий статус. Никто не извлекает прямой выгоды из ее деятельности, а научные эксперименты, проводимые на ее борту, являются полигонными для соответствующих земных институтов и предприятий.

(окончание следует)

1 Comment on "Чужая Луна? (Часть 1)"

  1. Уважаемый автор, “с вручением каждой из них по миллиарду долларов” – это не так.
    579 миллионов долларов США для National Team, возглавляемой Blue Origin.
    253 миллиона долларов команде под руководством Dynetics.
    135 миллионов долларов для SpaceX.
    Источник: https://arstechnica.com/science/2020/04/nasa-awards-lunar-lander-contracts-to-blue-origin-dynetics-and-starship/

Comments are closed.